Краткая история современной российской моды
Современной российской моде всего 30 лет. GQ Style вспоминает, как складывался ее особый путь, полный ухабов и крутых виражей.
На вопрос «Существует ли мода в России?» есть два ответа, и оба правильные: «Конечно, да!» и «Конечно, нет!».
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к советской истории. В те времена все было просто. С одной стороны, существовали неповоротливые фабрики, которые по два года внедряли каждую новую модель. С другой – республиканские и областные Дома моделей с коллективами часто очень талантливых, но совершенно анонимных художников. Последние разрабатывали методические пособия для промышленности и создавали свои по-настоящему модные коллекции, которые так никогда и не доходили до магазинов. В лучшем случае их авторов ждали призы на международных выставках, которые чаще всего не имели никакого отношения к моде. Вспомнить хотя бы знаменитое платье «Россия» Татьяны Осмеркиной, прогремевшее на выставке «Экспо-67» в Монреале. Имена советских художников были настолько малоизвестны, что авторство того самого платья до сих пор нередко ошибочно приписывают Вячеславу Зайцеву. Возможно, по той причине, что он стал чуть ли не единственным в СССР, кто смог добиться права подписывать свои модели. И стал единственным советским модельером, который пользовался широкой известностью.
Когда советский строй рухнул, пришел конец и устоявшейся системе моды. Удивительно, но ни один из советских модельеров так и не стал основателем своего авторского бренда. Хотя настоящих и вполне молодых талантов и профессионалов среди них хватало. В новой стране модой занялись совершенно новые люди. В качестве исключения можно назвать Дом моды «красного Диора» Вячеслава Зайцева, который просуществовал почти до сегодняшнего дня. Правда, сохранился он скорее как реликт советского Дома моделей с коллекциями, претендующими больше на статус чистого искусства, чем одежды для реальных людей.
Уже с конца 1980-х в стране появились первые частные Дома моды и ателье. Однако нереализованные амбиции советской эпохи и производственные трудности еще долго давали о себе знать. Все находились под впечатлением от «Магии моды», о которой из Парижа вещала по телевизору Наталья Козлова, а также от недосягаемых имен Диора, Кандена и Монтана. Но вместе с тем не давала забыть о себе и неповоротливость советского текстильного производства, которое со временем окончательно распалось под натиском наглого капитализма. Все как один мечтали о «настоящих модных показах» и собственных бутиках. Добавьте сюда представление о модельере как о художнике с большой буквы. Его главная задача – восхищать и удивлять, но только в последнюю очередь одевать. Так вы получите примерное представление о почве, которая дала жизнь новой российской моде.
Неудивительно, что первым именем, которое мы услышим еще в советском 1987 году, стал Валентин Юдашкин. Спустя четыре года он прогремел на настоящей парижской Неделе от кутюр со своей коллекцией платьев «Фаберже», которые буквально повторяли работы знаменитого русского ювелира. Представить нечто подобное в реальной жизни решительно невозможно. Практичность – последняя цель, которую ставил перед собой модельер, мечтавший поразить Европу. Так 28-летний талант обрел инвесторов и внушительный список клиентов.
Первым успешным дизайнером рублево-успенского направления стал Игорь Чапурин, который начал свою карьеру в 1995 году громким признанием в любви к кутюрной эстетике. Его наряды из итальянской парчи, украшенные соломой, и ушанки из черных петушиных перьев вызывали полный восторг клиентов и редакторов первых робких глянцевых изданий.