Кошки-мышки: как сотрудники обходят системы контроля компаний за рабочим временем
Вынужденный переход большинства сотрудников компаний на удаленный режим работы изменил менеджерские практики и привел к распространению программ, которые позволяют работодателю следить за тем, что его персонал делает в рабочие часы. Программы-шпионы фиксируют, на каких сайтах бывает и сколько времени проводит за работой сотрудник. Подобные действия работодателей негативно сказываются на лояльности сотрудников, которые, в свою очередь, изобретают все новые способы обхода слежки. Некоторые из таких способов делают компании киберуязвимыми.
В 2019 году сотрудник одного из российских банков разработал программу, которая в промежутке с 10:00 до 10:15 подключалась к корпоративной сети, открывала несколько окон браузера с корпоративными ресурсами, имитировала написание программного кода и движение мыши. Таким образом сотрудник пытался обойти систему мониторинга активности, которую использовали в банке, но вскоре был пойман. «Средство мониторинга построило корреляцию между действиями, когда пользователь включал свою программу и когда действительно работал, и выявило аномалии — так программа-имитатор была обнаружена», — вспоминает директор по информационной безопасности и сооснователь компании Awillix Александр Герасимов, который в то время работал в этом банке. По его словам, компания не стала увольнять нарушителя: «Мы пообщались, узнали причины и договорились, чтобы он больше так не поступал».
Описанный случай не единичный. Чем большее распространение среди компаний получают системы контроля, тем больше вариантов обхода изобретают сотрудники. Некоторые из них прикрепляют к компьютерной мыши движущуюся игрушку или даже специальный гаджет — мышка двигается, система слежения фиксирует активность. Другие добиваются похожего эффекта, используя готовые или самописные программы и скрипты для обхода систем мониторинга. Такие программы могут содержать в себе вирусы и сулить компании проблемы — вплоть до полной остановки работы IT-системы, узнал Forbes.
Фото на память
По словам Евгении Цыреновой, руководителя по работе с клиентами международной рекрутинговой компании Hays, практика отслеживания рабочей активности сотрудников была распространена еще до пандемии и повальной удаленки — чаще всего ее применяли в крупных российских компаниях, особенно в банковской сфере и ретейле. Для отслеживания работодатели использовали обычные таск-менеджеры вроде Jira, Trello, «Мегаплан» и «Битрикс24», перечисляет Цыренова. Это программы, куда сотрудники сами вносят реализованные задачи, и компания может видеть активность каждого.
Заполнение отчетности при этом во многом зависит от самих сотрудников, а они могут «искажать картину своего рабочего дня», например, закладывать много времени на выполнение небольшой задачи, говорит Цыренова. По ее словам, чтобы избежать искажения, некоторые компании стали нанимать для мониторинга активности специальных внешних консультантов, которые могут фотографировать сотрудников во время рабочего процесса. Этот способ повышал точность контроля, но имел свои минусы, признается Цыренова: «Сотрудники понимают, что в текущий момент времени проводится аудит их активности, и начинают проявлять больше рвения и выполнять свою работу более качественно, чем обычно».
После массового перехода на удаленку на фоне пандемии контроль рабочего времени стал особенно актуален для большинства компаний, считает Михаил Годжаев, руководитель направления аналитического сопровождения систем предотвращения утечек информации компании Infosecurity (входит в ГК Softline): «До пандемии руководители в офисах видели воочию своих сотрудников и могли в ежедневном режиме наблюдать их дисциплину, занятость и эффективность, а теперь такая возможность исчезла».