ДК Лурье
Как историк Лев Лурье строит Петербург будущего, рассказывая о Петербурге прошлого и настоящего: краевед, журналист, экскурсовод сделал из ДК своего имени пиар- и бренд-агентство ДНК города Петра, Ильича, Чайковского и объясняет, какие у нас всех перспективы (городскоп на 2022 год внутри!). Видите, на Пяти углах у человека с лопатой берут автограф и благодарят за книги / лекции / подкасты / фильмы? Это Лев Яковлевич. Мы, петербуржцы, его очень любим.
Как мы снимали обложку
Прекрасным ненастным, а впрочем, обычным петербургским декабрьским днем мы отправились на прогулку со Львом Яковлевичем — пересчитали сугробы у Пяти углов, осмотрели сталактиты сосулек на крышах домов по улице Рубинштейна, поскользнулись, вышли на балкон дома Палкина, приняли солнечные ванны во дворе особняка Лопухиных-Нарышкиных (кластер «Третье место») и вернулись в дом Лурье на Владимирский, как раз напротив точки сборки богемы 1960–80-х — легендарного кафе «Сайгон».
Все, что нужно знать о Доме культуры Льва Лурье
Все мы интуитивно и отчасти благодаря лозунгам из учебников истории догадываемся, что Петербург будущего должен так или иначе вырасти из прошлого Петербурга. В школе, правда, не учили понимать историю конструктивно, так, чтобы она действительно пускала плодотворные побеги в завтрашний день. Зато это делают в Доме культуры Льва Лурье — просветительской институции будущего, где на многое, и в первую очередь на город, учат смотреть как на источник вдохновения и созидания. Рассказываем об этом важнейшем городском бренде и его основателе Льве Лурье — специалисте по петербургской ДНК и знатоке человеческих характеров всех времен.
Что такое Дом культуры Льва Лурье?
Дом культуры Льва Лурье — частная просветительская институция. Его название и отчасти концепция говорят о символической преемственности с советскими домами культуры — местами, где самые разные люди могли получать дополнительное образование, слушать лекции и осваивать хобби. Вместе с тем концепция ДК Лурье — принципиально инновационная. Во-первых, она построена на идее, что образование может быть нескучным и неформальным, не становясь от этого менее серьезным и полезным. Рассказ о самых серьезных вещах, будь то история петербургских дворцов или микробиология, спикеры ДК Лурье непременно сделают увлекательным.
Во-вторых, Дом культуры Льва Лурье, в отличие от своих аналогов из прошлого, это не здание, существующее в определенном месте, а сетевая организация, которая благодаря коммуникации со слушателями через социальные сети и способность быстро что-то организовать присутствует в Петербурге почти повсеместно. Дом культуры Льва Лурье начинался с того, что в нем рассказывали про Петербург, его историю и архитектуру, но сегодня на встречах и прогулках можно узнать о самых разных вещах, например, о смысле психотерапии или об истории буддизма.
Как появился Дом культуры Льва Лурье?
Рассказывает Лев Лурье
Десять лет назад сменилось руководство Пятого канала, где я работал. Многие проекты закрыли, одновременно уволили около пятисот человек. Стало понятно, что и я больше там не нужен. Тогда же закрывались многие СМИ, а те, что оставались, уже не могли позволить себе платить хорошие гонорары. Мне исполнялось 60 лет, формально я становился пенсионером, а пенсии у нас известно какие. Ситуация для меня, словом, сложилась непростая. Я всегда хвастался, точнее хорохорился, что, если меня уволят с телевидения, я пойду рассказывать истории в теплую или холодную трубу перехода метро на Невском проспекте, и мне будут набрасывать деньги в кепку. Вот бывают уличные музыканты, а я представлял себя уличным рассказчиком.
Как это не раз случалось в тяжелые моменты моей жизни, мне тогда встретился Анатолий Павлович Белкин (художник, основатель журнала «Собака.ru». — Прим. ред.). Он сказал, что в галерее KGallery, находящейся в его доме, хозяйка Кристина Березовская хочет, чтобы у них кто-то читал лекции. Она положила мне хороший по просвещенческим меркам гонорар, я каждую неделю рассказывал что-то родителям и детям разбогатевших петербуржцев. Постепенно это разрасталось и перенеслось в специально арендованное помещение, которое назвали «Дом Бенуа». В ходе чтения лекций я приметил молодого человека, который стал ходить на все мои курсы. Как это принято в моем кругу, мы стали вместе гулять и выпивать. Этим человеком оказался Борис Рохин, он окончил бизнес-школу в Англии. Борис по основной профессии хедхантер и довольно известен в своем кругу. Постепенно я начал жаловаться ему на организационные неурядицы, невозможность влиять на программу. Я экскурсовод по первой профессии и хотел кроме лекций вести экскурсии. Борис поверил в мою идею создания дома культуры, в том числе и как в коммерческий проект, и вместе мы начали это дело. Поначалу работником был я один, но за десять лет все изменилось, и сейчас в числе наших рассказчиков много самых разных людей.
В чем заключается ноу-хау Дома культуры Льва Лурье?
Деятельность экскурсоводов и гидов десять лет назад была одной из наименее модернизированных услуг в Петербурге. Советская традиция заключалась в том, что гид заучивал наизусть написанную кем-то когда-то экскурсию. Как правило, после всех редакций в ней оставался только набор цифр и имен, не обязательно хорошо связанный в общую канву. Слушатель из такого рассказа мог почерпнуть разве что самую базовую информацию о предмете. В Доме культуры Льва Лурье стали делать, что называется, авторские прогулки: человек, чем-то увлеченный, рассказывает об этом так, как считает нужным. Подход оказался настолько востребованным, что сегодня на рынке таких авторских прогулок колоссальная конкуренция. И возникла она не в последнюю очередь благодаря ДК Лурье.
В чем состоит миссия Дома культуры Льва Лурье
Рассказывает Лев Лурье
Мы живем, так сказать, во времена «застоя», когда смелые планы и разговоры о будущем как будто бы теряют смысл и требуют постоянной оглядки. В такой момент естественно стараться уйти в прошлое, в архитектуру. Это вовсе не является дезертирством, потому что эпоха реакции — это эпоха мысли, и как раз сравнение с прошлым позволяет лучше понять настоящее и оптимистичнее к нему относиться. Если говорить про меня, то я всегда помню слова Александра Сергеевича о том, что журналисты — «курьеры просвещения». Мы всегда должны идти из тьмы к свету знания. Любая моя работа, от преподавания в 610-й гимназии до передач на телевидении и Дома культуры, всегда заключается в том, чтобы с юмором, простым языком, легко рассказать о важных вещах, которые лежат в основе национальной культуры и истории.
Чем занимается Дом культуры Льва Лурье?
- Устраивает самые модные в Петербурге авторские прогулки. Изучать город можно отправиться пешком, на автобусе, на трамвае, а летом еще и на кораблике. В программе не только великокняжеские дворцы, но и блошиный рынок на Удельной.
- Водит по некоторым из самых интересных петербургских музеев. Проводники из ДК Лурье расскажут, в чем смысл очередной выставки-блокбастера в Манеже, помогут осмысленно изучить экспозицию Музея истории религии.
- Организует встречи и дискуссии со знаменитыми интеллектуалами — например, с Павлом Лобковым, Татьяной Толстой или Дмитрием Быковым. Некоторые из таких мероприятий проходят в закрытом режиме, только для постоянных слушателей.
- Проводит публичные встречи, где можно узнать о самых любопытных и неожиданных вещах, например, о птичьих базарах на мысе Наварин на Чукотке или общности между Эдгаром Дега и Владимиром Шинкаревым.
- Устраивает семейные прогулки, интенсивы на выходные и каникулы и годичные курсы для детей. Это направление называется «Вместошкола». Детям не столько помогают лучше освоить школьную программу, сколько учат чему-то новому, что расширяет кругозор.
- В Школе гидов Льва Лурье слушателей за несколько месяцев учат самих создавать и проводить авторские прогулки. Несколько известных гидов ДК Лурье — выпускники именно этих курсов.
- В Школе спикеров учат ораторскому искусству и риторике, эффективно помогают всем, кто по любой причине захотел освоить навык публичных выступлений.
- Трудно поверить, но у Дома культуры Льва Лурье есть филиал в Москве, где можно отправиться на прогулку со знатоками столицы.
- С программой «Чудеса и приключения» можно отправиться путешествовать на несколько дней, скажем, в Карелию или город Тутаев.
За счет чего существует Дом культуры Льва Лурье?
ДК Лурье — успешный бизнес, за десять лет деятельности он не получил ни копейки бюджетных денег на свою деятельность. Прогулки, встречи, детские кружки существуют только благодаря слушателям. Цены, правда, не слишком демократичные, билет на мероприятие в среднем обойдется примерно как в театр.
Кто составляет основную аудиторию Дома культуры Льва Лурье?
Петербуржцы, которые хотят получать разностороннее образование. Приезжие из Москвы и других регионов, желающие больше знать о Петербурге, чтобы почувствовать себя «местными» и избавиться от комплекса самозванца. Путешественники, стремящиеся получить интересные и разносторонние впечатления о Петербурге.
Почему Дом культуры Льва Лурье мог появиться только в Петербурге
Объясняет Лев Лурье
В Петербурге есть одно важное качество: местный культурный ландшафт подобен айсбергу: его большая часть скрыта от глаз. При низкой востребованности труда люди ищут, к чему бы приложить свои силы. Вкупе с красотой местного пейзажа это приводит к тому, что горожане занимаются массой вроде бы бесполезных вещей. Вы нигде не найдете столько специалистов по киникам, обэриутам, пермской деревянной скульптуре, как в Петербурге. Здесь не составит труда отыскать человека, который знает все про знакомство Маяковского и Лили Брик, — их примерно 25, и с большинством из них у вас найдутся общие знакомые. Это делает хедхантинг для Дома культуры довольно простым, на одну вакансию всегда найдется много желающих.
В городе на каждом углу есть то, что требует, так сказать, дешифровки. Одно дело жить на Бармалеевой улице, а другое — в МоскваСити. Все те странные артефакты, которые образуют декорации когда-то происходивших в Петербурге пьес, вызывают интерес к прошлому.
Дурацкое ощущение себя как некоторых особенных людей у петербуржцев — как и у, например, англичан — вызывает желание узнать то, чего никто не знает, пополнить свой культурный багаж чем-нибудь неординарным.
ДК Лурье и его команда
Кто отвечает за Клуб дом культурных сердец, а кто устраивает для петербуржцев краеведческие прогулки по Костроме и Эгейскому морю.
Саша Алексаньянц, главная по координации всего и вся
Меня зовут Александра. Проект застала младенцем. В 2012-м пришла администрировать один из первых курсов по истории. Туда ходило человек 10, в основном друзья и знакомые. Мне тогда было слегка за 30, и я впервые попала на лекцию со времен института. Помню, как без конца повторяла Льву Яковлевичу, насколько я счастлива быть причастной. Потом мы решились на большой зал. Чтобы набрать аудиторию, я бомбила группы ВКонтакте просьбами опубликовать наш анонс. В зале мы пускали по рядам анкету с просьбой оставить контакты. А потом ночами я забивала их в базу. Так появились первые 2–3 тысячи подписчиков. Для меня то время было продуктивным: я росла личностно по всем направлениям сразу. Лев Яковлевич — строгий учитель, и планка была высока. Звезды сошлись: теперь мы проводим больше ста событий в месяц, а я все так же, выходя с очередной премьеры, не устаю повторять: «Как же я счастлива быть причастной!»
Анна Каварнукаева, главная по В2В и VIP
Я — Анна, курирую B2B и VIP. До ДК работала в бутиках Vanity и Babochka, занималась то маркетингом, то закупками. Первое время параллельно с В2В развивала встречи в больших и малых залах и вела личное расписание Льва Яковлевича. Но потом о нас узнало столько людей, что теперь отвечаю только за корпоративные проекты и частные программы. Работу люблю за сложные задачи и всегда интересных людей: за несколько лет с ДК я реализовала проекты для самых разных компаний от Ikea и «Газпрома» до Cartier и Sisley.
Катя Исаева, главная по путешествиям
Я — Катя. Дом культуры для меня — первый серьезный проект и второй дом (после родительского). Я начала сразу после Финэка. Занялась прогулками — так прошло 6 лет. За это время мы здорово выросли — все чаще при знакомстве слышу: «О-о-о, тот самый Дом культуры!» 4 года курировала Школу гидов Льва Лурье. Сколько часов про великих князей прослушала, даже боюсь считать… А потом мы со спикером ДК Лурье Константином Шолмовым начали ездить по городам: так у Дома появился партнерский проект «Чудеса и приключения: поездки по России и не только». Архангельск, Казань, Калининград, Тула, Елец, Кострома, Вологда, Тверь, Выборг, Новгород, Сортавала, а в ноябре — яхтинг по Эгейскому морю. Скоро — Рыбинск, Псков, Баку, Дагестан: мир большой, Россия большая. Наша задача — показать людям, как интересно за пределами родного города, сохраняя при этом качество и заботу, к которым привыкли клиенты ДК. Работа мечты: я ужасно люблю путешествовать!