Зрелище за 3 млн рублей: как устроен сезонный бизнес организаторов фейерверков
Компания «Королевский фейерверк» получает в среднем 200 тысяч рублей прибыли в месяц. Основной заработок ей приносят летние свадьбы и новогодние корпоративы, которые помогают перенести мёртвый сезон.
Дмитрий Федорович в 2005 году стал помогать друзьям в организации салютов, после чего выучился на пиротехника и открыл свой бизнес.
Его компания «Королевский фейерверк» делает представления стоимостью от 100 тысяч рублей до нескольких миллионов в том числе для Моргенштерна и других знаменитостей.
Он рассказал, как идёт подготовка к запуску фейерверка, что может пойти не так и почему отказывается участвовать в тендерах.
Как специалист по продажам занялся фейерверками
В начале двухтысячных годов Дмитрий Федорович помогал производителям продавать товары в продуктовые магазины в Москве. Через несколько лет торговые сети стали вытеснять с рынка мелкую розницу. Ритейлеры работали с поставщиками напрямую и у предпринимателя стало меньше заказчиков.
В 2005 году он начал помогать друзьям, которые занялись организацией салютов: разгружал оборудование и расставлял заряды на пусковой площадке.
Потом он прошёл курс профессиональной подготовки в НИИ прикладной химии в Сергиевом Посаде и в 2006 году получил удостоверение пиротехника, которое требуется для работы на мероприятиях.
В нашем бизнесе много людей из салютных войск, где в 90-х годах устраивали фейерверки на военные праздники. В то время салюты были только на 9 мая и в Новый год, и рынка как такого не было. Потом появились люди, которые могли себе позволить салют, и первые пиротехники стали получать не только государственные, но и частные заказы. Первый наш крупный проект с приятелями был в 2005 году — баснословно дорогое по тем временам представление за 1 млн рублей для мероприятия в «Крокус Сити Холле». Тогда на эти деньги у нас было целое поле, уставленное оборудованием. А сейчас с таким бюджетом всё поместится в микроавтобус. Дмитрий Федорович
В 2009 году приятели Федоровича стали привозить из Китая пиротехнику и перепродавать профессиональные изделия в России, а ему предложили продвигать бытовые фейерверки в магазины.
Он согласился и параллельно работал на себя: устраивал салюты на свадьбах, корпоративах и городских праздниках. На одном из заказов он познакомился со своей будущей женой Светланой Лукьяновой.
В 2018 году Федорович отделился от бизнеса друзей и открыл вместе с супругой компанию «Королевский фейерверк». В семейном деле он — технический директор и отвечает за организацию шоу, а Лукьянова — генеральный директор и занимается привлечением клиентов.
Подготовка к представлению
«Королевский фейерверк» берётся за проекты с бюджетом не менее 100 тысяч рублей, включая пиротехнику и работу специалистов. На эту сумму заказчику предлагают на выбор несколько вариантов типовых салютов.
Стандартный фейерверк за 150 тысяч рублей
Если клиент хочет сам подобрать эффекты и музыку либо сделать представление по примеру из интернета, его стоимость будет начинаться от 500 тысяч рублей.
Команда составляет сценарий шоу с разными спецэффектами в программе Fireworks Studio, создаёт в ней графический видеоклип будущего представления под музыку заказчика. Если клиент утверждает проект, компания берёт с него предоплату 50% и подбирает пиротехнику.
Хуже всего, когда за два-три дня до праздника клиент меняет музыку или вносит другие поправки, из-за которых может поменяться бюджет. Но так делают всего 10% клиентов. Репетиции мы проводим только по запросу за дополнительную плату. Приезжаем на площадку, расставляем заряды и запускаем салют. Дальше заказчик решает: оставить всё как есть, либо что-то поменять по просьбе клиента. Таких проектов было немного — около 5% от всех заказов. Дмитрий Федорович
Также с помощью софта можно составить карту размещения оборудования и задать последовательность запуска каждого заряда. В день мероприятия пиротехники за несколько часов приезжают на объект с распечатанной схемой и оценивают обстановку.
Запускать заряды можно только с ровной площадки, где нет деревьев и линий электропередач. Стрелять с полей, где растёт сухая трава — очень опасно, отмечает предприниматель. Его команда выкашивает зону пуска и для подстраховки может залить её водой, чтобы искры ничего не подожгли.
При этом под дождём пиротехнику можно использовать, если упаковать её в стрейч-плёнку и обернуть в брезент. Промокшие изделия не сработают, либо могут разлететься в разные стороны и причинить вред.
Есть внутренняя негласная техника безопасности — не та, что написана на пиротехнике, а жизненная. У изделий бывают разные калибры и своя зона безопасности. Например, если мы работаем шарами, которые взрываются на высоте 100 м, в радиусе 80 метров не должно быть ничего и никого. Ещё надо сделать поправку на ветер: если он сильный, а рядом частный сектор с деревянными домами, придётся перенести точку запуска, чтобы ничего не загорелось. Однажды мы отменили салют для «Газпрома» в Анапе: с моря дул шквальный ветер, и заряд могло унести в сторону зрителей.