Когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география

Собака.ruКультура

Новая матрица

Международная арт-ярмарка, библиотеки с роботами, судьба граффити в Петербурге и орден Курентзису: вице-губернатор Борис Пиотровский встретился с делегацией «Собака.ru» в Смольном и рассказал, когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география.

Текст Яна Милорадовская, Ксения Гощицкая, Михаил Стацюк. Фото Данил Ярощук

Стацюк: В январе 2022-го мы отмечаем год с момента, как вас назначили вице-губернатором. Теперь работники культуры здороваются с вами приветливее?

Пиотровский: Честно говоря, они со мной всегда неплохо здоровались. Чиновники, безусловно, стали здороваться лучше. Кто-то просто стал здороваться. А вообще столько работы, что ни на какие личные моменты внимания не обращаешь. Приоритеты другие.

Гощицкая: То есть нет места эмоциям в комитетах по культуре и спорту?

Пиотровский: Есть, конечно, место эмоциям. Только смерть разлучит меня с желанием шутить примерно всегда. Понимаете, я не успеваю есть и спать, но на ироничные подколы коллектива всегда найду время.

Гощицкая: Познакомьте нас с вашей командой.

Пиотровский: У Комитета по культуре команда одна, у Комитета по спорту — другая. А команда аппарата вице-губернатора — предмет моей особой гордости. Особенно потому, что в ней нет ни одного мужчины. Теперь вы точно не сможете сказать, что в Администрации не следят за мировой повесткой!

Милорадовская: Вы пошли по пути куратора Дмитрия Озеркова (глава Отдела современного искусства Эрмитажа и проекта «Эрмитаж 20/21», директор musicАeterna в России. — Прим. ред.).

Пиотровский: Такая мысль не приходила мне в голову. Дмитрий — наш частый гость: приходит, восхищается коллективом и уходит. Мы, кстати, обсуждаем много совместных проектов, в том числе по взаимодействию с Домом Радио и коллективом musicAeterna — помогаем с площадками, поддержкой, субсидиями.

Стацюк: Не проекту «Эрмитаж 20/21»?

Пиотровский: Эрмитаж и так прекрасно справляется. А Дом Радио — особенное место, очень петербургское, которое мы любим и ценим.

Милорадовская: Давайте поговорим о новой матрице.

Пиотровский: О фильме Вачовски?

Милорадовская: О стратегии — вашей и подведомственных вам комитетов. Потому что мы пока эту новую матрицу не считываем, а очень хочется.

Пиотровский: Разработка стратегии и концепция развития культуры Петербурга — это то, с чего я начал свою работу здесь, в кабинете Смольного. Это сложная и долгая история, в которой задействовано множество учреждений культуры — городские, частные, федеральные. Все они должны быть объединены этой концепцией и взаимодействием друг с другом на системной основе. Мы привлекли к разработке этой системы экспертов — экономистов, искусствоведов, руководителей музеев и театров — и даже почти пришли к какой-то окончательной версии. Думали, поставили на ней точку, но оказалось, что крест. Шучу.

Милорадовская: Супрематизм! Что произошло?

Пиотровский: Мы разослали черновую концепцию, доведенную до 90 процентов готовности, — по крайней мере, так нам показалось. Потом собрали экспертные советы по каждому направлению, десятки часов обсуждали ее на заседаниях, давая высказаться каждому. А надо сказать, наши культурные деятели чаще имеют критический настрой по многим вопросам, и в этом ничего плохого нет. Выслушали всех. И решили, что стоит концепцию отозвать. Мы поняли, что в ней нет глобального видения. Сейчас будем ее дорабатывать, в том числе с учетом выводов доклада «Новая культурная география».

Милорадовская: Хорошая новость, что концепция уже зреет где-то в недрах Смольного. Чего-то такого не хватало уже лет десять. «Петербург не вписался в “культурный поворот”», «Необходимо вернуть городу роль национального авангарда», у нас нет ни биеннале, ни арт-ярмарки — вот о чем, если вкратце, доклад «Новая культурная география Санкт-Петербурга», опубликованный на сайте ЦСР СЗ.

Пиотровский: Да, я бы точно хотел подробнее проработать тему культурной географии, которая, по моему мнению, должна стать элементом плана развития Петербурга, в том числе и децентрализации — развития культурных институций в удаленных районах. Кроме того, нас интересует создание мультикультурных пространств, которые объединяли бы креативные индустрии, — это одно из самых актуальных направлений, и мы поможем ему развиваться быстрее и качественнее. Сейчас в Петербурге есть Новая Голландия, Дом Радио. Хороший пример — «Севкабель Порт»: за несколько лет частная институция из барно-ресторанно-тусовочного пространства выросла в творческий кластер с галереями и мастерскими. И мы будем делать схожие проекты на уровне государственных учреждений — сейчас занимаемся комплексом зданий на Думской улице. Башня на Невском проспекте уже открыта, на нее можно подняться, а реконструкция и реставрация помещений завершится к 2024–2025 году. Башня станет символом нового современного межкультурного пространства Петербурга, которое будет совмещать образовательные, театральные, музейные проекты. И мы надеемся, что насытим весь город такими проектами.

Милорадовская: Чем конкретно будем насыщать Думскую?

Пиотровский: Совершенно точно не моя задача определять кураторское видение. Максимум, что я могу себе позволить, — найти на эту позицию человека или сформировать комиссию, которая его назначит. Поймите, на самом деле, это очень важный момент: чиновники не должны заниматься художественными вопросами. В рассмотрении субсидий, в запросах на киногранты — из всех комиссий по вопросам культуры мы убираем чиновников. Да, в этой системе есть один нюанс — те, кто принимает участие в рассмотрении заявок, не могут сами подаваться. И это проблема. Как правило, деятелям культуры веселее самим подавать заявки, а не сидеть и бесплатно их разбирать. Но именно по этому пути мы идем и будем идти.

Стацюк: О каких суммах идет речь?

Пиотровский: В этом году у нас рекорд: Комитет по культуре выдал субсидий НКО на организацию и проведение проектов на один миллиард рублей. Раньше суммы были в пределах 700–800 миллионов. Более того, в 2022-м бюджет будет увеличен на 16 процентов, в три раза будут увеличены расходы на капитальный ремонт, реставрацию зданий учреждений — для меня это серьезное фактическое достижение. Важный кейс, который уже реализован, — отдельная строка на поддержку некоммерческих частных театров, раньше им приходилось конкурировать с музеями и фестивалями. В этом году на основании заявок помощь получили 37 театров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Альцгеймер подождет! Альцгеймер подождет!

Что делать, чтобы Альцгеймер подождал

Здоровье
Питание и гены Питание и гены

Как анализ крови поможет похудеть

Лиза
Запад нам помог Запад нам помог

Помощь «империалистических хищников» спасла миллионы жизней советских граждан

Дилетант
Семь самых опасных автомобилей всех времен Семь самых опасных автомобилей всех времен

Почему эти машины особенно смертоносны?

Maxim
Пример для подражания. Светлана Наумова Пример для подражания. Светлана Наумова

Как любить свое дело, терять его, но всегда с триумфом возвращаться

Cosmopolitan
Сага о бедрах: почему они нас беспокоят (вне зависимости от типа фигуры) Сага о бедрах: почему они нас беспокоят (вне зависимости от типа фигуры)

Разбираем типы женских фигур и рассуждаем о том, почему бедра — это проблема

Cosmopolitan
БИНТИ БИНТИ

Бюро иностранной научно-технической информации

Наука и жизнь
Во вспышке самой яркой космической «коровы» заподозрили рождение магнитара или черной дыры Во вспышке самой яркой космической «коровы» заподозрили рождение магнитара или черной дыры

Астрономы открыли пятого и наиболее яркого представителя космических «коров»

N+1
Секса.net Секса.net

5 ситуаций, доказывающих, что дружба между мужчиной и женщиной существует

Лиза
Актеры, играющие одних и тех же персонажей из фильма в фильм Актеры, играющие одних и тех же персонажей из фильма в фильм

Те, кто из-за внешности или скромных возможностей не выходят из своего амплуа

Maxim
Гендиректор «МТС Медиа»/KION Игорь Мишин о развитии индустрии и возможностях цифровых платформ Гендиректор «МТС Медиа»/KION Игорь Мишин о развитии индустрии и возможностях цифровых платформ

Игорь Мишин рассказывает о феномене сериала «Клиника счастья»

СНОБ
Как запустить командную строку в Windows: 4 простых способа Как запустить командную строку в Windows: 4 простых способа

Как открыть командную строку?

CHIP
Опыт одной фиксации: как смотреть «Фотоувеличение» Антониони 50 лет спустя Опыт одной фиксации: как смотреть «Фотоувеличение» Антониони 50 лет спустя

«Фотоувеличение» — кино-загадка о молодом лондонском фотографе

Esquire
Как за 20 лет изменилась девочка из рекламы сока «Моя семья» — мы ее не узнали! Как за 20 лет изменилась девочка из рекламы сока «Моя семья» — мы ее не узнали!

Если в начале нулевых ты смотрела телевизор, то помнишь рекламу сока "Моя семья"

Cosmopolitan
Светлана Шишкова: «Чем пахнет счастье? Исповедь ароматерапевта» Светлана Шишкова: «Чем пахнет счастье? Исповедь ароматерапевта»

Светлана Шишкова – о том, как ей удается быть эффективной в нескольких сферах

Cosmopolitan
Как работает тяжелая огнеметная система «Солнцепёк» Как работает тяжелая огнеметная система «Солнцепёк»

ТОС-1А «Солнцепек» — еще страшнее, чем ТОС-1 «Буратино»

Maxim
Горят на работе Горят на работе

Как сегодня обстоит дело с ментальным благополучием в fashion-мире?

Harper's Bazaar
Девять значимых событий 2021 года в физике и астрономии Девять значимых событий 2021 года в физике и астрономии

Самые важные события прошедшего года в физических и астрономических областях

Наука и жизнь
Интернет VS врач Интернет VS врач

Ты когда-нибудь гуглила симптомы своего состояния, когда плохо себя чувствовала?

Лиза
Новый азимут Новый азимут

Зачем основатель сети городских отелей решил вложиться в туристические зоны

Forbes
Жизненные циклы человека Жизненные циклы человека

Как по дате рождения узнать, что тебе предначертано

Лиза
Зачем об этом говорить Зачем об этом говорить

Истории мужчин, которые, столкнувшись с онкологией, обрели голоса

GQ
Почему мы изменяем своим любимым во сне и что это может значить Почему мы изменяем своим любимым во сне и что это может значить

Измены во снах — стоит ли о них беспокоиться?

GQ
Гусятина приглянулась жителям Ярославля еще в домонгольское время Гусятина приглянулась жителям Ярославля еще в домонгольское время

Основным источником мяса для ярославцев были гуси

N+1
Как посадить вертолет на вершину Эвереста: уникальная авантюра Как посадить вертолет на вершину Эвереста: уникальная авантюра

Как спасают альпинистов с Эвереста?

Популярная механика
Музыкальная революция на Уолл-стрит: в 90-х Дэвид Боуи выпустил облигации, основал провайдера и  открыл виртуальный банк Музыкальная революция на Уолл-стрит: в 90-х Дэвид Боуи выпустил облигации, основал провайдера и  открыл виртуальный банк

Боуи был одним из первых, кто осознал важность продвижения музыки через интернет

VC.RU
Как включить подсветку клавиатуры на ноутбуке? Как включить подсветку клавиатуры на ноутбуке?

Есть ли на вашем ноутбуке подсветка и как её включить?

CHIP
Земля-снежок Земля-снежок

Новогодняя история о том, как вулканы спасли нашу планету от вечной зимы

N+1
Между войной и бездействием: какие риски ждут россиян Между войной и бездействием: какие риски ждут россиян

Чего боятся в России и насколько это совпадает со страхами жителей других стран?

Forbes
Вышел «Миротворец» — сериальный спин-офф «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна про идиотичного супергероя с тонной пошлых шуток. Но что с ним не так? Вышел «Миротворец» — сериальный спин-офф «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна про идиотичного супергероя с тонной пошлых шуток. Но что с ним не так?

Почему сериал «Миротворец» напоминает стендап Луи Си Кея и твит Дональда Трампа

Esquire
Открыть в приложении