Новая матрица
Международная арт-ярмарка, библиотеки с роботами, судьба граффити в Петербурге и орден Курентзису: вице-губернатор Борис Пиотровский встретился с делегацией «Собака.ru» в Смольном и рассказал, когда ждать новую культурную политику и что такое новая культурная география.
Стацюк: В январе 2022-го мы отмечаем год с момента, как вас назначили вице-губернатором. Теперь работники культуры здороваются с вами приветливее?
Пиотровский: Честно говоря, они со мной всегда неплохо здоровались. Чиновники, безусловно, стали здороваться лучше. Кто-то просто стал здороваться. А вообще столько работы, что ни на какие личные моменты внимания не обращаешь. Приоритеты другие.
Гощицкая: То есть нет места эмоциям в комитетах по культуре и спорту?
Пиотровский: Есть, конечно, место эмоциям. Только смерть разлучит меня с желанием шутить примерно всегда. Понимаете, я не успеваю есть и спать, но на ироничные подколы коллектива всегда найду время.
Гощицкая: Познакомьте нас с вашей командой.
Пиотровский: У Комитета по культуре команда одна, у Комитета по спорту — другая. А команда аппарата вице-губернатора — предмет моей особой гордости. Особенно потому, что в ней нет ни одного мужчины. Теперь вы точно не сможете сказать, что в Администрации не следят за мировой повесткой!
Милорадовская: Вы пошли по пути куратора Дмитрия Озеркова (глава Отдела современного искусства Эрмитажа и проекта «Эрмитаж 20/21», директор musicАeterna в России. — Прим. ред.).
Пиотровский: Такая мысль не приходила мне в голову. Дмитрий — наш частый гость: приходит, восхищается коллективом и уходит. Мы, кстати, обсуждаем много совместных проектов, в том числе по взаимодействию с Домом Радио и коллективом musicAeterna — помогаем с площадками, поддержкой, субсидиями.
Стацюк: Не проекту «Эрмитаж 20/21»?
Пиотровский: Эрмитаж и так прекрасно справляется. А Дом Радио — особенное место, очень петербургское, которое мы любим и ценим.
Милорадовская: Давайте поговорим о новой матрице.
Пиотровский: О фильме Вачовски?
Милорадовская: О стратегии — вашей и подведомственных вам комитетов. Потому что мы пока эту новую матрицу не считываем, а очень хочется.
Пиотровский: Разработка стратегии и концепция развития культуры Петербурга — это то, с чего я начал свою работу здесь, в кабинете Смольного. Это сложная и долгая история, в которой задействовано множество учреждений культуры — городские, частные, федеральные. Все они должны быть объединены этой концепцией и взаимодействием друг с другом на системной основе. Мы привлекли к разработке этой системы экспертов — экономистов, искусствоведов, руководителей музеев и театров — и даже почти пришли к какой-то окончательной версии. Думали, поставили на ней точку, но оказалось, что крест. Шучу.
Милорадовская: Супрематизм! Что произошло?
Пиотровский: Мы разослали черновую концепцию, доведенную до 90 процентов готовности, — по крайней мере, так нам показалось. Потом собрали экспертные советы по каждому направлению, десятки часов обсуждали ее на заседаниях, давая высказаться каждому. А надо сказать, наши культурные деятели чаще имеют критический настрой по многим вопросам, и в этом ничего плохого нет. Выслушали всех. И решили, что стоит концепцию отозвать. Мы поняли, что в ней нет глобального видения. Сейчас будем ее дорабатывать, в том числе с учетом выводов доклада «Новая культурная география».
Милорадовская: Хорошая новость, что концепция уже зреет где-то в недрах Смольного. Чего-то такого не хватало уже лет десять. «Петербург не вписался в “культурный поворот”», «Необходимо вернуть городу роль национального авангарда», у нас нет ни биеннале, ни арт-ярмарки — вот о чем, если вкратце, доклад «Новая культурная география Санкт-Петербурга», опубликованный на сайте ЦСР СЗ.
Пиотровский: Да, я бы точно хотел подробнее проработать тему культурной географии, которая, по моему мнению, должна стать элементом плана развития Петербурга, в том числе и децентрализации — развития культурных институций в удаленных районах. Кроме того, нас интересует создание мультикультурных пространств, которые объединяли бы креативные индустрии, — это одно из самых актуальных направлений, и мы поможем ему развиваться быстрее и качественнее. Сейчас в Петербурге есть Новая Голландия, Дом Радио. Хороший пример — «Севкабель Порт»: за несколько лет частная институция из барно-ресторанно-тусовочного пространства выросла в творческий кластер с галереями и мастерскими. И мы будем делать схожие проекты на уровне государственных учреждений — сейчас занимаемся комплексом зданий на Думской улице. Башня на Невском проспекте уже открыта, на нее можно подняться, а реконструкция и реставрация помещений завершится к 2024–2025 году. Башня станет символом нового современного межкультурного пространства Петербурга, которое будет совмещать образовательные, театральные, музейные проекты. И мы надеемся, что насытим весь город такими проектами.
Милорадовская: Чем конкретно будем насыщать Думскую?
Пиотровский: Совершенно точно не моя задача определять кураторское видение. Максимум, что я могу себе позволить, — найти на эту позицию человека или сформировать комиссию, которая его назначит. Поймите, на самом деле, это очень важный момент: чиновники не должны заниматься художественными вопросами. В рассмотрении субсидий, в запросах на киногранты — из всех комиссий по вопросам культуры мы убираем чиновников. Да, в этой системе есть один нюанс — те, кто принимает участие в рассмотрении заявок, не могут сами подаваться. И это проблема. Как правило, деятелям культуры веселее самим подавать заявки, а не сидеть и бесплатно их разбирать. Но именно по этому пути мы идем и будем идти.
Стацюк: О каких суммах идет речь?
Пиотровский: В этом году у нас рекорд: Комитет по культуре выдал субсидий НКО на организацию и проведение проектов на один миллиард рублей. Раньше суммы были в пределах 700–800 миллионов. Более того, в 2022-м бюджет будет увеличен на 16 процентов, в три раза будут увеличены расходы на капитальный ремонт, реставрацию зданий учреждений — для меня это серьезное фактическое достижение. Важный кейс, который уже реализован, — отдельная строка на поддержку некоммерческих частных театров, раньше им приходилось конкурировать с музеями и фестивалями. В этом году на основании заявок помощь получили 37 театров.