Коллекция. Караван историйЗнаменитости
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»
«На премьере «Самой обаятельной и привлекательной» Ира сказала режиссеру: «Ваш фильм про насекомых я смотреть не буду!» Никто не удивился: коллеги знали, что Ира не смотрит свои фильмы и не нравится себе на экране», — вспоминал в интервью прошлых лет учитель и друг актрисы Геннадий Печников.
Мы с Ирой шли из театра, и тут какой-то прохожий бросился к нам и фальшиво запел: «Позвони мне, позвони! Позвони, я заклинаю! Девушка, номерок дайте, я вам позвоню». Он вел себя так фамильярно, что казалось — сейчас за волосы Иру схватит. У нее лицо исказилось от боли. «Как же они мне надоели», — тихо сказала она. В тот год вышел фильм «Карнавал», и всякий встречный считал своим долгом напомнить Муравьевой ее песню и под этим предлогом попросить у нее номер телефона.
Почему-то мужчинам казалось, что она будет не против, раз ее героиня поет: «Позвони мне, позвони». На самом деле это пела даже не Ира (режиссер Татьяна Лиознова почему-то решила доверить это дело профессиональной певице, хотя у Муравьевой отличный голос). И уж конечно, Ира не была расположена ни с кем знакомиться на улице. Но этой песней ее буквально задразнили. Причем очень многие вообще не знали, что перед ними взрослая замужняя женщина, которая имеет ребенка, а не девочка-студентка.
Я и сам благодаря Ириной моложавости об этом иной раз забывал. Помню, как раз готовились съемки «Карнавала», когда мы с Муравьевой созвонились. Она была на гастролях в Киеве и между делом сообщила:
— Со мной тут массажист...
Я посмеялся:
— Да у тебя просто роскошная жизнь!
Но оказалось, что массаж, который ей делают, — лечебный. Научиться в рекордные сроки профессионально кататься на роликовых коньках, да еще и не в самом юном возрасте, нелегко, нагрузки у Иры были чудовищными, тренировки — каждый день на протяжении двух месяцев, и это при том, что спектаклей в театре никто ради этого не отменял... В итоге Ира перенапряглась, вот и потребовалось спасать ноги с помощью массажа.
Почему Лиознова решила пригласить на роль 17-летней героини в фильм «Карнавал» именно Иру — не знаю. Но в свое время Муравьева была просто копия этой своей Нины с грецкими орехами во рту. Даже скороговорки разучивала те же самые: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок». И те же доверчивость, и упорство, и трудолюбие, и то же невезение вначале. Я ведь узнал Иру еще юной, начинающей, и она расцветала как актриса на моих глазах...
Прекрасно помню день, когда в первый раз увидел ее. Летом 1967 года я сидел в приемной комиссии театральной студии при Центральном детском театре. Конечно, наша студия — это не Щукинское и не Щепкинское училище. Конкурс у нас был не такой большой, но все же был. И среди наших выпускников много известных актеров. Кроме Муравьевой, могу назвать Сергея Шакурова, занимался в нашей студии и Николай Караченцов, о котором моя жена, тоже актриса, помню, сказала, когда он пришел к нам девятиклассником: «Смотри, смотри! Какие глазища! Этот далеко пойдет». Вот и в Ире было сразу заметно что-то особенное, выделяющее ее среди всех. Рыжая девчонка с двумя хвостиками, юркая, подвижная, просто фонтан! Читает басню, а сама доверчиво смотрит на меня не отрываясь. Я смутился: что такое, может, знакомая, чья-то дочь? Да вроде нет... После экзаменов оказалось, что просто мое лицо среди серьезных и строгих лиц членов комиссии показалось ей самым добрым. Ира потом объясняла: «Вы мне одобряюще улыбались. Я подумала: «Этому дяденьке я могу понравиться! Он за меня скажет словечко...» В общем-то, так и получилось...
Когда я впервые увидел Иру, думал, она пришла к нам после школы. Но оказалось, что Ира уже второй год пыталась поступить во все театральные вузы Москвы. Потом, когда мы ближе познакомились, она рассказала о своем трудном пути. Оказывается, она проваливалась в театральные институты раз восемь — именно столько подавала документы за два года (в несколько вузов сразу). И повсюду ей сказали нет. Необычно не то, что Ира штурмовала все театральные заведения одновременно, это многие делают. Но, как правило, столько отказов подряд охлаждают любой пыл. В Щепкинском она решилась нажать на педагогов:
— Что не так?
В ответ услышала:
— Девушка, поймите, ВАМ в актрисы НЕЛЬЗЯ! Нужно искать другую профессию.
Я не знаю, что они имели в виду. Но многих начинающих такие слова просто убили бы. Надо иметь Ирино упорство, чтобы продолжать после этого попытки куда-то поступить. Я таких людей больше не знаю ни одного! Ира рассказывала, как-то раз ее мама, дружившая с театральной кассиршей, чудом сумела устроить ей прослушивание в Театре имени Вахтангова у педагога и актера Владимира Шлезингера. Но и тот не нашел у Муравьевой никакого актерского таланта и посоветовал оставить эту затею. Любая бы сдалась, но только не Ира! Шлезингеру она на прощание бросила: «Да вы вообще ничего не понимаете! Мы с вами еще будем на одной сцене играть...» И кстати, действительно, через много лет Муравьеву пригласили сыграть одну из центральных ролей в телеспектакле Александра Прошкина. Мне эта работа показалась не очень интересной, и я ее спросил:
— Что тебя здесь привлекло?
Ира ответила:
— Прежде всего, что в спектакле играет и Владимир Шлезингер.
— Правда? А он тебя узнал?
— Нет. Главное, что я его узнала...
После первого неудачного лета, когда прием студентов был окончен, Ира решила пойти работать. Уборщицей во МХАТ. Пришла, устроилась... Когда сообщила об этом отцу, он, наверное, расслышал только первое слово. Его дочь — уборщицей?! Отец ее был военным. В уборщицы не пустил, устроил в библиотеку. Это была техническая библиотека в каком-то строительном институте. Ира надеялась, что у нее будет время читать классику и готовиться к следующему раунду поступлений. Но вместо этого она составляла какие-то технические картотеки целыми днями. Причем библиотека находилась в подвале. Но папу ослушаться не могла, не те отношения в семье. Их с сестрой, пока в школе учились, ругали даже за четверки. Вся жизнь по расписанию! Во столько-то пришла из школы, помыла руки, села за уроки.
Конечно, жалко девочек. Но зато потом пунктуальность выгодно отличала Иру среди прочих актрис. Я удивлялся: «У тебя что, внутри, что ли, хронометр встроен?» Она никогда не опаздывала, ни на одну секунду. Четкое чувство цели — это у нее от папы. Она в буквальном смысле может пробивать головой стены! Чему я однажды стал свидетелем...