Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

«На премьере «Самой обаятельной и привлекательной» Ира сказала режиссеру: «Ваш фильм про насекомых я смотреть не буду!» Никто не удивился: коллеги знали, что Ира не смотрит свои фильмы и не нравится себе на экране», — вспоминал в интервью прошлых лет учитель и друг актрисы Геннадий Печников.

Анжелика Пахомова

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Мы с Ирой шли из театра, и тут какой-то прохожий бросился к нам и фальшиво запел: «Позвони мне, позвони! Позвони, я заклинаю! Девушка, номерок дайте, я вам позвоню». Он вел себя так фамильярно, что казалось — сейчас за волосы Иру схватит. У нее лицо исказилось от боли. «Как же они мне надоели», — тихо сказала она. В тот год вышел фильм «Карнавал», и всякий встречный считал своим долгом напомнить Муравьевой ее песню и под этим предлогом попросить у нее номер телефона.

Почему-то мужчинам казалось, что она будет не против, раз ее героиня поет: «Позвони мне, позвони». На самом деле это пела даже не Ира (режиссер Татьяна Лиознова почему-то решила доверить это дело профессиональной певице, хотя у Муравьевой отличный голос). И уж конечно, Ира не была расположена ни с кем знакомиться на улице. Но этой песней ее буквально задразнили. Причем очень многие вообще не знали, что перед ними взрослая замужняя женщина, которая имеет ребенка, а не девочка-студентка.

Я и сам благодаря Ириной моложавости об этом иной раз забывал. Помню, как раз готовились съемки «Карнавала», когда мы с Муравьевой созвонились. Она была на гастролях в Киеве и между делом сообщила:

— Со мной тут массажист...

Я посмеялся:

— Да у тебя просто роскошная жизнь!

Но оказалось, что массаж, который ей делают, — лечебный. Научиться в рекордные сроки профессионально кататься на роликовых коньках, да еще и не в самом юном возрасте, нелегко, нагрузки у Иры были чудовищными, тренировки — каждый день на протяжении двух месяцев, и это при том, что спектаклей в театре никто ради этого не отменял... В итоге Ира перенапряглась, вот и потребовалось спасать ноги с помощью массажа.

Ирина Муравьева и Александр Фатюшин в фильме «Москва слезам не верит», 1979 год. Фото: Мосфильм/Ledion-media.ru

Почему Лиознова решила пригласить на роль 17-летней героини в фильм «Карнавал» именно Иру — не знаю. Но в свое время Муравьева была просто копия этой своей Нины с грецкими орехами во рту. Даже скороговорки разучивала те же самые: «Бык тупогуб, тупогубенький бычок». И те же доверчивость, и упорство, и трудолюбие, и то же невезение вначале. Я ведь узнал Иру еще юной, начинающей, и она расцветала как актриса на моих глазах...

Прекрасно помню день, когда в первый раз увидел ее. Летом 1967 года я сидел в приемной комиссии театральной студии при Центральном детском театре. Конечно, наша студия — это не Щукинское и не Щепкинское училище. Конкурс у нас был не такой большой, но все же был. И среди наших выпускников много известных актеров. Кроме Муравьевой, могу назвать Сергея Шакурова, занимался в нашей студии и Николай Караченцов, о котором моя жена, тоже актриса, помню, сказала, когда он пришел к нам девятиклассником: «Смотри, смотри! Какие глазища! Этот далеко пойдет». Вот и в Ире было сразу заметно что-то особенное, выделяющее ее среди всех. Рыжая девчонка с двумя хвостиками, юркая, подвижная, просто фонтан! Читает басню, а сама доверчиво смотрит на меня не отрываясь. Я смутился: что такое, может, знакомая, чья-то дочь? Да вроде нет... После экзаменов оказалось, что просто мое лицо среди серьезных и строгих лиц членов комиссии показалось ей самым добрым. Ира потом объясняла: «Вы мне одобряюще улыбались. Я подумала: «Этому дяденьке я могу понравиться! Он за меня скажет словечко...» В общем-то, так и получилось...

Когда я впервые увидел Иру, думал, она пришла к нам после школы. Но оказалось, что Ира уже второй год пыталась поступить во все театральные вузы Москвы. Потом, когда мы ближе познакомились, она рассказала о своем трудном пути. Оказывается, она проваливалась в театральные институты раз восемь — именно столько подавала документы за два года (в несколько вузов сразу). И повсюду ей сказали нет. Необычно не то, что Ира штурмовала все театральные заведения одновременно, это многие делают. Но, как правило, столько отказов подряд охлаждают любой пыл. В Щепкинском она решилась нажать на педагогов:

— Что не так?

В ответ услышала:

— Девушка, поймите, ВАМ в актрисы НЕЛЬЗЯ! Нужно искать другую профессию.

Я не знаю, что они имели в виду. Но многих начинающих такие слова просто убили бы. Надо иметь Ирино упорство, чтобы продолжать после этого попытки куда-то поступить. Я таких людей больше не знаю ни одного! Ира рассказывала, как-то раз ее мама, дружившая с театральной кассиршей, чудом сумела устроить ей прослушивание в Театре имени Вахтангова у педагога и актера Владимира Шлезингера. Но и тот не нашел у Муравьевой никакого актерского таланта и посоветовал оставить эту затею. Любая бы сдалась, но только не Ира! Шлезингеру она на прощание бросила: «Да вы вообще ничего не понимаете! Мы с вами еще будем на одной сцене играть...» И кстати, действительно, через много лет Муравьеву пригласили сыграть одну из центральных ролей в телеспектакле Александра Прошкина. Мне эта работа показалась не очень интересной, и я ее спросил:

— Что тебя здесь привлекло?

Ира ответила:

— Прежде всего, что в спектакле играет и Владимир Шлезингер.

— Правда? А он тебя узнал?

— Нет. Главное, что я его узнала...

Народный артист России Геннадий Печников, 1999 год. Фото: Олег Булдаков/Итар-ТАСС

После первого неудачного лета, когда прием студентов был окончен, Ира решила пойти работать. Уборщицей во МХАТ. Пришла, устроилась... Когда сообщила об этом отцу, он, наверное, расслышал только первое слово. Его дочь — уборщицей?! Отец ее был военным. В уборщицы не пустил, устроил в библиотеку. Это была техническая библиотека в каком-то строительном институте. Ира надеялась, что у нее будет время читать классику и готовиться к следующему раунду поступлений. Но вместо этого она составляла какие-то технические картотеки целыми днями. Причем библиотека находилась в подвале. Но папу ослушаться не могла, не те отношения в семье. Их с сестрой, пока в школе учились, ругали даже за четверки. Вся жизнь по расписанию! Во столько-то пришла из школы, помыла руки, села за уроки.

Конечно, жалко девочек. Но зато потом пунктуальность выгодно отличала Иру среди прочих актрис. Я удивлялся: «У тебя что, внутри, что ли, хронометр встроен?» Она никогда не опаздывала, ни на одну секунду. Четкое чувство цели — это у нее от папы. Она в буквальном смысле может пробивать головой стены! Чему я однажды стал свидетелем...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Магический реализм» Оуэна Уилсона «Магический реализм» Оуэна Уилсона

У Оуэна Уилсона много странностей и описать его сложно

Караван историй
«Шестидесятые сейчас на пике»: коллекционер Валерий Дудаков о ярмарке «Арт Москва» «Шестидесятые сейчас на пике»: коллекционер Валерий Дудаков о ярмарке «Арт Москва»

Валерий Дудаков, крупный московский коллекционер и арт-дилер, на «Арт Москва»

Forbes
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Как подключить смартфон к старой магнитоле — все рабочие способы Как подключить смартфон к старой магнитоле — все рабочие способы

Даже древняя кассетная магнитола может воспроизводить музыку со смартфона. Как?

CHIP
Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран Надежда Румянцева. Звезда, которая вовремя покинула экран

О любимице советских зрителей Надежде Румянцевой — в рассказе ее мужа

Коллекция. Караван историй
Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы

О чем все время поют птицы? Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
Любовь Казарновская. Сила судьбы Любовь Казарновская. Сила судьбы

Роберт пришел к атташе по культуре: «У меня приятная новость, я женюсь»

Караван историй
«Ширли»: фильм о первой темнокожей женщине, которая попыталась стать президентом «Ширли»: фильм о первой темнокожей женщине, которая попыталась стать президентом

Почему стоит смотреть фильм «Ширли», зная, что героиня не добилась успеха

Forbes
В двух шагах от трона В двух шагах от трона

Герцог и герцогиня Кембриджские стремительно набирают очки в погоне за троном

Караван историй
Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях Юлия Шляпникова: «Наличники». Мистический роман о родовых проклятиях

Призраки прошлого в мистическом романе Юлии Шляпниковой «Наличники»

СНОБ
О Владимире Высоцком вспоминает сын: «Согласен с Любимовым — Высоцкий не прожил бы долгую и счастливую жизнь» О Владимире Высоцком вспоминает сын: «Согласен с Любимовым — Высоцкий не прожил бы долгую и счастливую жизнь»

Чем бы он ни занимался, где бы ни находился, его любили

Коллекция. Караван историй
Как лечить зубы недорого Как лечить зубы недорого

Секреты от стоматолога, которые помогут сэкономить на лечении зубов

Лиза
Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником» Дмитрий Куличков: «Табаков нередко повторял, что наше дело веселенькое. Театр для него был праздником»

«Мой дебют в кино случился в «Шукшинских рассказах», их снимал Аркадий Сиренко»

Коллекция. Караван историй
Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги Высоцкий, Рыбников и ансамбль «Арсенал». 100 пластинок «Мелодии»: отрывок из книги

О том, как записывались эти альбомы и об историческом контексте их появления

СНОБ
Основатель IT-компании: «Мы сами создаем смыслы» Основатель IT-компании: «Мы сами создаем смыслы»

В каком состоянии находится IT-отрасль сейчас и что поможет ей стать сильнее?

ФедералПресс
«Казнить нельзя помиловать»: история высшей меры наказания в России «Казнить нельзя помиловать»: история высшей меры наказания в России

Как менялись законы, касающиеся смертной казни, в течение всей истории России

ТехИнсайдер
5 «языков конфликта» в паре: почему так важно их знать 5 «языков конфликта» в паре: почему так важно их знать

Пять основных стилей конфликтного поведения

Psychologies
Почему зрительный контакт вызывает у многих людей неловкое чувство Почему зрительный контакт вызывает у многих людей неловкое чувство

Замечали ли вы, что при разговоре стараетесь не смотреть собеседнику в глаза?

ТехИнсайдер
Идеал — квартира после пожара Идеал — квартира после пожара

Флипинг — новый тренд на рынке недвижимости

СНОБ
Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной Как правильно выбрать температуру для стирки: важные советы работников прачечной

Подход «одна температура стирки подходит для всего» может повредить вещам

VOICE
Теория суперструн Теория суперструн

Ученые нашли теорию, которая раскрывает все неразрешимые загадки Вселенной

Зеркало Мира
Дом на Садовой Дом на Садовой

Московский особняк промышленника и мецената Саввы Мамонтова

Правила жизни
Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы Радость, слезы и семейные тайны: семь очень разных фильмов про свадьбы

«Свадебные» фильмы в самых разных жанрах

Forbes
Как национальный проект помог властям России изменить ситуацию в экологии Как национальный проект помог властям России изменить ситуацию в экологии

Что изменилось в сфере экологии в России?

ФедералПресс
Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг» Психосоматика атопического дерматита: «порочный круг»

Как связаны ментальное здоровье и атопический дерматит?

Psychologies
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Мария Кейдж Мария Кейдж

Модель Мария Кейдж об особенностях диджитал-показов и антитрендах

Grazia
Как перестать быть прислугой в собственном доме: 5 шагов Как перестать быть прислугой в собственном доме: 5 шагов

Почему мы выходим замуж, будучи принцессами, а становимся прислугой?

Psychologies
АКРА прогнозирует в 2024 году очередной рекордный урожай зерна АКРА прогнозирует в 2024 году очередной рекордный урожай зерна

В нынешнем году Россия может собрать второй по объему урожай зерна

Forbes
Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву» Создатель «Смешариков»: «Российская анимация на пути к прорыву»

Режиссер анимации Денис Чернов — почему «Смешарики» стали более взрослыми?

ФедералПресс
Открыть в приложении