«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историйКультура

Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Жора всегда брал саксофон с собой, даже в отпуск. Помню, в каком-то гостиничном номере, чтобы никому не мешать своей игрой, он вошел... в шкаф и там немножко позанимался».

Беседовала Елена Цыганкова

Фото: Игорь Гаврилов/из архива Н. Гаранян

Георгий Арамович часто заканчивал свои концерты знаменитой джазовой пьесой «Караван». И объявлял он ее всегда одинаково: «Какая песня без баяна, какой же джаз...»

— Без Гараняна!

— Да, зал всегда хором заканчивал эту фразу именно так, хотя подразумевалось: без «Каравана». А действительно, какой же джаз без Гараняна?

— Ну какой джаз... Отвечу не как жена Георгия, а как журналист, который всю жизнь писал и снимал телесюжеты о культуре: роль Гараняна в советском джазе огромна. Когда-то я спросила его: «Что ты считаешь самым важным из того, что сделал?» И он, знаменитый музыкант, создавший три прекрасных биг-бенда и легендарный ансамбль «Мелодия», композитор, чья музыка звучит в «Покровских воротах» и других любимых миллионами фильмах, непревзойденный виртуоз-саксофонист, сказал: «Может быть, учебник?»

— О каком учебнике речь?

— Гаранян написал учебник по аранжировке, по которому учатся все джазовые музыканты. Это реальный бестселлер. И представляете, этот уникальный учебник написал человек без музыкального образования! Ведь Георгий — инженер, окончил Станкин по специальности «Приборы точной механики».

— Но вклад Георгия Гараняна, конечно же, неизмеримо больше, чем учебник по джазовой аранжировке...

— Конечно. Процитирую слова Владимира Чижика, гениального джазового трубача, друга Георгия. Он говорит, что Жора всю страну научил играть свинг (это такое направление в джазовой музыке). «Мы не понимали, почему у нас это не получалось, — говорит Чижик. — А Жора благодаря своим математическим мозгам во всем разобрался, пришел в оркестр и сказал: «Я все понял: трубы играют так, тромбоны — так, а саксофоны — вот так!» И действительно, все сразу получилось! «Но самое главное, — продолжает Чижик, — это то, что Гаранян стал писать аранжировки в этом формате. Теперь все было в нотах, и любой джазовый музыкант мог легко свинговать».

— Ох, в какие музыкальные дебри мы забрались! Давайте выбираться! Вот в 70—80-е годы огромной популярностью у нас в стране пользовался инструментальный ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. Это же «Мелодия» записала пластинку Владимира Высоцкого, ставшую легендарной?

— Да, и Андрея Миронова с песнями Яна Френкеля. И Александра Калягина с песенками кота Леопольда. И еще многих-многих других музыкантов и артистов. Алексей Рыбников говорил мне, что он ходил по кабинетам и выколачивал для записи «Мелодию» и только «Мелодию» — тогда все хотели записываться именно с ней, потому что знали, что это гарантированное качество.

Музыка в исполнении ансамбля «Мелодия» звучит в огромном числе кинофильмов — «31 июня», «Романс о влюбленных» — всех не перечесть. Но уникальность «Мелодии» прежде всего в том, что она стала исполнять музыку советских композиторов в джазовой обработке. Это было, можно сказать, рождением нового направления в джазе.

Большой зал консерватории. Георгий Гаранян с возрожденным ансамблем «Мелодия», 2006 год. Фото: из архива Н. Гаранян

— Нелли, а Георгий Арамович застал те времена, когда джаз в нашей стране считался чуждым, инородным для советского человека искусством? «Сегодня он играет джаз, а завтра — Родину продаст!» — под этим лозунгом с джазом неутомимо боролись...

— Застал, конечно! Жора рассказывал, как, когда он учился в Станкине и играл в студенческом оркестре, ребят вызывали в комитет комсомола и на полном серьезе угрожали: «Мы вам саксофоны-то разогнем!» Это ж надо было додуматься до такого! Жора помнил, как в газете «Правда» писали: «Пагубный пример утери самостоятельности показывают эти стиляги, которые идут на поводу у западной культуры...» Это все было при нем. И поэтому, когда я недавно прочитала интервью молодого музыканта, который утверждает, что «запрет джаза в СССР — это миф», я подумала: «Ну а ты-то откуда это можешь знать?»

Так что «Мелодия» не зря родилась! Если бы джаз не запрещали, может, Георгию и не пришла бы в голову такая мысль, что надо играть советскую, всенародно любимую музыку, но... в джазовой обработке. А знаете, как появился ансамбль «Мелодия»? Это же произошло после разгона эстрадного оркестра под управлением Вадима Людвиковского, в котором Жора работал саксофонистом и вторым дирижером. Это был один из самых ярких оркестров нашей страны. Но его закрыли и уволили всех музыкантов. Композитор Матвей Блантер, автор песни «Катюша», пытался защитить оркестр, пошел к Сергею Лапину, главе Гостелерадио, старался его убедить: «Это же такой хороший оркестр! Его даже Би-би-си передает!» — «Вот поэтому они нам и не нужны!» — отрезал Лапин. Тогда музыкантам стало понятно, что джаз никогда не будет «любимым ребенком» у нас в стране, что в любой момент могут снова полностью закрутить гайки. И чтобы в этих условиях все-таки продолжать играть джаз, Гаранян и Чижик создали новый ансамбль из числа музыкантов оркестра Людвиковского. И они стали исполнять любимую советскую музыку в джазовом ключе. И первая же выпущенная ими пластинка разлетелась тиражом в четыре миллиона экземпляров. На заре создания ансамбля Чижик говорил: «Знаешь, Жора, у меня такая мечта — вот мы с тобой идем, например, по Новосибирску или по Костроме летом, окна распахнуты, и оттуда звучит наша музыка». И ведь они это сделали! Так потом и было. Музыка в исполнении ансамбля «Мелодия» действительно гремела из всех радиоприемников и телевизоров.

— И все-таки как же так получилось, что человек без музыкального образования стал выдающимся музыкантом?

— А потому, что Георгий был очень устремленным. Как он сам говорил, ставил перед собой цели и их реализовывал. Сначала захотел стать музыкантом, саксофонистом. Стал. Потом — дирижером. Стопроцентное попадание! Затем — композитором, аранжировщиком. Причем вот именно в такой последовательности, потому что Жора считал, что аранжировщика не бывает без композитора. И опять все получилось. Причем каждый раз Георгий устанавливал себе самую высокую планку — иначе не мог. А однажды Жора мне сказал: «Слушай, а все музыканты признают, что я музыкант другого уровня». Я говорю: «Признают, несомненно, иначе как бы ты руководил оркестром?»

Нелли Гаранян, Бенни Голсон, Георгий Гаранян и Валерий Пономарев, начало 2000-х годов. Фото: Александр Забрин/из архива Н. Гаранян

— А причем тут был Станкин, технический вуз, если Георгий Арамович хотел стать музыкантом?

— Георгий поступил туда исключительно ради своего отца, инженера, потому что очень уважал и почитал его. Это отец сказал ему: «Надо получить настоящую профессию, а потом занимайся чем хочешь». Он видел интерес сына к музыке, но не воспринимал это всерьез, считая напрасной тратой времени. Жору поддержала мама. Однажды она пошла к соседке, учительнице музыки, и попросила: «Можешь позаниматься с Жорой?» Та сказала, что у нее совсем нет времени. Тогда мама Жоры предложила: «А давай я тебе компенсирую твое время? Есть что-то, что ты не любишь делать дома?» — «Белье не люблю стирать», — сказала соседка. На том и договорились: пока Жора занимался с учительницей фортепиано, мама стирала белье. Но занятия быстро закончились, потому что он не хотел играть гаммы. Выучил сразу «Венгерскую рапсодию» Листа и «переиграл» руки. Учительница сказала: «Музыкантом тебе не быть!»

А джазом Жора заболел, посмотрев американский фильм «Серенада солнечной долины», где играет знаменитый биг-бенд Гленна Миллера. Жора ходил на этот фильм семь раз — так ему понравилась музыка! Тогда он понял, что хочет играть только джаз. Поэтому в Станкине первым делом создал музыкальный ансамбль, где сам играл на клавишах. А когда Жора принес домой саксофон и стал на нем заниматься, отец чуть не выгнал сына из дома. Но, как обычно, на помощь пришла мама Жоры.

— Георгий Арамович говорил вам, почему он выбрал именно саксофон?

— Счастливое стечение обстоятельств. Староста группы попросил Георгия отнести саксофон в починку. Жора отнес, потом пришел забирать инструмент из ремонта, дунул, чтобы посмотреть, как починили, и ему это понравилось. Так все и началось. Джаз, который играли в Станкине будущие инженеры, пользовался огромной популярностью не только в своем институте. Туда приходили послушать музыку и потанцевать студенты со всей Москвы. А потом Жора окончил институт, получил «настоящую» профессию, как хотел его отец, и пошел... в Москонцерт. Саксофонистом. Работал в разных ансамблях — начал с Эдит Утесовой, а потом пошел в ЦДРИ к Юрию Саульскому, в оркестр «Первый шаг».

— Как легко у него все получилось!

— Это только так кажется. На самом деле за этим стоял огромный труд и упорство Георгия. Он рассказывал, как, занимаясь часами, разбивал губы в кровь и подстилал, спасая пол, газетку. Как дирижер однажды сказал ему после репетиции: «А завтра можешь не приходить, у нас концерт». «И я понял, — сказал Жора, — что на репетициях я играть мог, а вот на концерт меня не зовут, потому что там будут играть только мастера». И он стал заниматься еще больше. В какой-то момент отчаялся, решил, что у него ничего не выйдет, бросил занятия. Но через неделю все-таки не выдержал, взял саксофон — и звук пошел, полился так, как ему хотелось.

Георгий Гаранян, 2005 год. Фото: Игорь Гаврилов/из архива Н. Гаранян

— А в те годы, наверное, купить саксофон было непросто?

— Вот этого я не знаю. Но то, что к инструменту своему он относился очень трепетно, — это я видела. Долгое время Георгий не давал мне даже прикоснуться к его саксофону. Жора очень любил играть, но никогда не мучил своими репетициями соседей. Помню, как мы ехали в лифте вместе с соседкой, и Жора спросил у нее: «Надеюсь, я не очень шумлю?» — «Вы очень мало шумите, — с сожалением сказала она. — Мне жалко, что я живу за три этажа от вас. Вот соседям, которые живут выше, повезло больше».

И надо сказать, что обычно Жора занимался очень мало, так, дунет пару раз — и все. Но он всегда брал саксофон с собой, даже в отпуск. Помню, в каком-то гостиничном номере, чтобы никому не мешать своей игрой, он вошел... в шкаф и там немножко позанимался. Был и еще один способ никого не беспокоить: Жора мог заниматься без инструмента, только с одним мундштуком — чтобы губы не теряли упругость, чтобы дыхание сохранялось.

— На каком саксофоне играл Гаранян? Это же имеет огромное значение для музыканта-профессионала.

— Георгий коллекционировал саксофоны, и каждый из них (а он играл на всех) имел большую ценность. Одному — более ста лет, он 1904 года выпуска, это американский инструмент фирмы Conn, редчайшая вещь. Сейчас все пять саксофонов Гараняна находятся в Российском национальном музее музыки. Их все можно будет увидеть на выставке, которую готовит музей к 90-летию Георгия — оно широко будет отмечаться в этом году.

Фото: из архива Н. Гаранян

— Джаз — это огромная, но все-таки часть жизни Георгия Арамовича. Расскажите, пожалуйста, о его работе в кино.

— Георгий был дирижером Государственного оркестра кинематографии. Он записал музыку более чем к двумстам фильмам. К «Иронии судьбы...», например. А в «Бриллиантовой руке» Андрей Миронов танцует на палубе под саксофон Гараняна. Как отрицательный персонаж, замечу. И в мультике «Ну, погоди!» в одной из серий тоже звучит саксофон Георгия и уже упомянутая джазовая пьеса «Караван». Надо сказать, в советских фильмах и мультфильмах отрицательных персонажей всегда озвучивали джазом. Но вообще оркестр кинематографии был не джазовым, а симфоническим. И Георгий как-то сказал: «Я был единственным в мире дирижером симфонического оркестра без музыкального образования». Кстати, вспомнилась одна смешная история, мне рассказал ее не Георгий, а человек, который был участником той же телепередачи. Прямой эфир был посвящен теме музыкального образования. Позвали Гараняна, мэтра джаза, о теме его не предупредили. Он пришел. Начался эфир. И ведущая к нему обращается с вопросом: «А что вы думаете о музыкальных школах, Георгий Арамович?» И Гаранян чуть не завалил всю передачу. «А зачем они нужны? — сказал он. — Если человек захочет учиться музыке, он и сам выучится, вот как я, например». Представляете, что было с ведущей? Она не знала, как вырулить из этой ситуации!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Андрей Финягин: «Я научился не расстраиваться, когда меня не утверждают в кино» Андрей Финягин: «Я научился не расстраиваться, когда меня не утверждают в кино»

То, что показывают сейчас по ТВ, — это не сказочки, а пошлые анекдотики

Коллекция. Караван историй
10 способов ментальной самообороны 10 способов ментальной самообороны

Хотите инструкцию, какие конкретно принять меры против манипуляций?

Psychologies
Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание» Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание»

На «Фабрике» я, конечно, делала шоу. Меня называли девочка-скандал

Караван историй
Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов Как безопасно провести важный разговор: 7 шагов

Что делать с нарушенными обещаниями, обманутыми ожиданиями?

Psychologies
Гедеон Рихтер. С верой в жизнь Гедеон Рихтер. С верой в жизнь

Основатель компании "Гедеон Рихтер" был чрезвычайно скромным человеком...

Караван историй
Термоэрозия мерзлоты помешает Северному ледовитому океану поглощать углекислый газ Термоэрозия мерзлоты помешает Северному ледовитому океану поглощать углекислый газ

Как таяние многолетней мерзлоты мешает поглощению углекислого газа

N+1
Кто в океане правит бал Кто в океане правит бал

На земле всё начинается с растений, а как обстоят дела в морях и океанах?

Наука и жизнь
«Глаза и уши режима: государственный политический контроль в Советской России, 1917–1928» «Глаза и уши режима: государственный политический контроль в Советской России, 1917–1928»

Кто собирал информацию о настроениях населения

N+1
«Да ладно!» Новая теория постройки пирамид выглядит логичной, но ученые в сомнениях «Да ладно!» Новая теория постройки пирамид выглядит логичной, но ученые в сомнениях

Египетские строители доставляли каменные блоки к месту стройки вплавь по каналам

ТехИнсайдер
Солнечный коллектор vs солнечная панель: как определить, что выгоднее для дома Солнечный коллектор vs солнечная панель: как определить, что выгоднее для дома

Что из них выгоднее и чем отличаются: солнечный коллектор или солнечная панель?

ТехИнсайдер
«Дашь сиську потрогать?»: таксист снимал на видео, как домогался к клиенткам «Дашь сиську потрогать?»: таксист снимал на видео, как домогался к клиенткам

Что можно сделать в ситуации, если вас домогаются?

Psychologies
Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане Искусство вокруг руин: «Воскресенский завод» в Башкортостане

Арт-центр «Воскресенский завод» — неожиданный проект концепции сохранения руин

Psychologies
Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов Из бани в Лувр. Почему «Джоконда» стала главной картиной всех времен и народов

«Мона Лиза», или «Джоконда», — кто она?

СНОБ
Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении? Второе дыхание: как преодолеть «плато» в похудении?

О природе «плато» и о том, как все-таки сдвинуть вес с мертвой точки

Правила жизни
Шестое чувство Шестое чувство

Не отвлекают ли от главного приемы мультисенсорного маркетинга?

Bones
Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках Что вытворяют тарантулы во время стресса и какой вид смертельно опасен для человека: 50 шокирующих фактов о пауках

Пауки не только устрашающе выглядят, но и полны загадок

ТехИнсайдер
Наше все: гид по пушкинским местам и другим достопримечательностям Старицы Наше все: гид по пушкинским местам и другим достопримечательностям Старицы

Как правильно открывать для себя пушкинские места в тверской глубинке?

Forbes
Логотип личности Логотип личности

Как дизайн трех знаменитых российских логотипов менялся вместе со страной

Правила жизни
Руководитель Форума креативного бизнеса Елена Маринина: Резко вырос спрос на специалистов в креативной сфере Руководитель Форума креативного бизнеса Елена Маринина: Резко вырос спрос на специалистов в креативной сфере

Почему игрокам креативных индустрий важно объединяться, а не конкурировать

СНОБ
«Главный вызов — создание нового уровня жизни» «Главный вызов — создание нового уровня жизни»

Алексей Чекунков о том, как решается кадровый дефицит на Востоке

РБК
Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
Восточная мудрость Восточная мудрость

Утонченный интерьер с ориентальными мотивами

SALON-Interior
Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом» Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом»

Мои герои в кино не всегда положительные, но зато открытые и веселые люди

Коллекция. Караван историй
Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками

В чем загадка «хичкоковских блондинок»

СНОБ
Ёлки зелёные Ёлки зелёные

Украшения к Новому году из еловых веток

КАНТРИ Русская азбука
Не подходи ко мне! Не подходи ко мне!

Если муж раздражает: почему так происходит и что с этим делать

Лиза
Кружево: сплетено на коклюшках Кружево: сплетено на коклюшках

Как рождается кружево на вологодский манер

КАНТРИ Русская азбука
Аморфное вещество Аморфное вещество

История стекла гораздо древнее, чем нам кажется

Зеркало Мира
Криминальный гардероб: как спортивный костюм стал символом обездоленного класса Криминальный гардероб: как спортивный костюм стал символом обездоленного класса

Как одежда становится маркером преступности?

Forbes
Он терял кожу от любого удара, а теперь жмет от груди 150 кг! История редкой болезни «детей-бабочек» Он терял кожу от любого удара, а теперь жмет от груди 150 кг! История редкой болезни «детей-бабочек»

Дин Клиффорд бросил вызов смерти и ведет активный образ жизни!

ТехИнсайдер
Открыть в приложении