По следам мореплавателя
Человеку, пребывающему в отпуске, путешествие на гидроцикле с Камчатки к острову Беринга не оставляет места ни для сантиментов, ни для привычных критериев оценки действительности. Даже собственные вещи в таких условиях можно делить лишь на мокрые и сухие. Ну, или почти сухие
Когда мне предложили поучаствовать в экспедиции на гидроциклах к острову Беринга, я согласился сразу же. Мероприятие уникальное, да и опыт подобных путешествий уже имелся – 10 дней на аквабайке бороздил воды Байкала, так что некое представление о предстоящих трудностях у меня было. А трудности, надо сказать, вполне реальные: колоссальная физическая нагрузка, пересечение открытого участка океана с материка на остров и обратно – предстояло идти без судна сопровождения. Страшили медведи на берегу, да и косатки в океане совсем не радовали. Вроде бы на людей они не нападают, но это в теории... В общем, было время подумать о многом, но давать задний ход – поздно. Если отказаться от такой экспедиции, можно потом жалеть об этом всю жизнь...
Тихий океан
У большинства рожденных в СССР Петропавловск-Камчатский ассоциируется в первую очередь с объявлениями по радио в 15 часов по московскому времени: «В Петропавловске-Камчатском – полночь». Сейчас часовых поясов поубавилось, и разница во времени со столицей составляет «всего» 8 часов. Взваливаю на спину тяжеленный баул с экипировкой и еду на такси в гостиницу. В ходе беседы с водителем вырисовывается ставшая уже привычной для регионов картина.
Зарплата у большинства местных жителей совсем небольшая, в то время как стоимость коммунальных услуг высокая: за «трешку» приходится отдавать половину заработка. Все воспоминания местных сводятся к мысли: как хорошо здесь жилось при Советах. Начинаю дремать и сквозь монотонный гул двигателя вдруг слышу странное объявление по радио:
«Дрова лиственных пород, есть титановые». За разъяснением обращаюсь к таксисту:
– Это как – титановые дрова?
– Поменьше размером, чтобы в титан влезали. Что тут непонятного?
Вечерние сборы в гостинице, не располагающая ко сну ночь (внутренние часы еще не перестроились, по ним – еще день), ранний подъем. И вот, наконец, мой гидроцикл вспенивает и без того неспокойные воды Авачинской бухты. Минуя три высокие скалы, Трех Братьев, выходим в океан.
Новичков в нашей экспедиции нет. Основной костяк – члены клуба экстремальных видов спорта «Андреевский» из Сургута. За плечами у них несколько серьезных путешествий на гидроциклах: по Енисею, вдоль Обь-Енисейского канала, а пятеро из группы преодолевали Берингов пролив. Каждый раз экспедиционеры проходили часть маршрута Витуса Беринга, поэтому было важно дойти до острова, названного именем великого мореплавателя. Там он закончил свой жизненный путь.
В первый день нам предстояло пройти 240 км. Волны умеренные – от длинных пологих, по которым можно катиться почти на полной скорости, до метровых вертикальных. С такими сложнее – приходится проламывать или прыгать. Хорошо, что наш выбор пал на Yamaha FX Cruiser HO. Эти гидроциклы достаточно экономичны и очень комфортны во время экстремальных путешествий. Основной же аргумент выбора – их надежность.
Не имея опыта хождения по океану, я в первый же день попал впросак: услышав по рации, что сейчас будем приставать к берегу и заправляться, неосторожно приблизился к кромке прибоя. Высокая волна мгновенно перевернула «гидрик» и выбросила его на берег. Мою ошибку повторил еще один участник экспедиции. Мы вдвоем пытались протащить гидроциклы через прибой. Работа адова: разворачиваешь тяжелый аппарат носом к волне, изо всех сил упираешься, протаскиваешь несколько метров, и, когда кажется, что дело сделано, могучая волна вновь выбрасывает гидроцикл на берег, как щепку. А весит он под четыре центнера. Товарищи помочь не могут, иначе сами попадут в капкан. Видя наш сизифов труд, один из них – Виктор Соловьев – добрался до берега вплавь, и только втроем мы смогли вырваться на волю. Борьба с волнами отняла так много сил, что я с трудом снова забрался в седло гидроцикла.
В этот день мы встретили многих обитателей океана. На поверхности воды неоднократно появлялись плавники косаток. Мы пытались к ним приблизиться, но «киты-убийцы» предпочитали уходить от непонятных рычащих аппаратов. Когда подходили к лежбищам сивучей, чувствовали взаимный интерес: мы разглядывали их, они – нас. Видели множество птиц – чаек, бакланов, топорков. Последние отличаются тем, что не могут резко взлететь с воды. Сперва они набирают начальную скорость, скользя по поверхности и загребая воду крыльями. Не раз приходилось объезжать несущегося наперерез топорка: бестолковая птица, удирая от одного гидроцикла, не замечала следующие. На берегу несколько раз видели медведей. Сразу же неслись к ним и фотографировали. Тогда мы еще наивно думали, что такая встреча – везение... Заночевали в устье реки Жупанова. Здесь находится небольшой рыбзавод, и нам выделили пустые домики при нем для ночлега.
Хозяин тайги
Медведь пришел сразу, как только мы расположились. Этот зверь находится здесь на вершине пищевой цепочки, он – хозяин. Людей практически не боится. Радует то, что во время нереста рыбы мишки сытые и нападать на людей из гастрономического интереса не станут – опасны лишь медведицы с детенышами. Но на всякий случай местные жители ходят с оружием. Мы же не решились взять с собой карабин: предстояло заходить в заповедник, а за наличие оружия на охраняемой территории предусмотрен колоссальный штраф. Так что при нас были только «сигналы охотника» – небольшие ракетницы и любимые футбольными фанатами файеры. Мы пытались отогнать мишку ракетницей: он с интересом смотрел за полетом светящегося объекта и поворачивался к нам, видимо, ожидая продолжения представления, а затем ушел, не показывая ни малейших признаков страха. Сейчас я понимаю, что, контактируя с настолько дикой природой без оружия, мы сильно рисковали.
На следующий день погода радовала еще больше, и нам удалось пройти двухдневный путь – 440 км. Группа не стала ночевать в устье реки Чажма – егерь предупредил, что здесь бродит много медведей и лучше не испытывать судьбу. К вечеру добрались до Усть-Камчатска. В этом поселке вместо одной ночи провели три. Было необходимо уладить формальности с пограничниками: следуя от материка на остров Беринга, мы дважды пересекали границу. Зато было достаточно времени посмотреть на жизнь поселка и пообщаться с местными. Еще относительно недавно Усть-Камчатск имел статус поселка городского типа, до города не дотянул. Затем население уменьшилось, и теперь это просто поселок.