Надежда Серая — первая и единственная жена Юрия Богатырева

Коллекция. Караван историйРепортаж

Надежда Серая. Человек без кожи

Когда Юры Богатырева не стало, известие о том, что он был женат, оказалось для многих шоком. Даже его мама ничего не знала о моем существовании. Свадьба была скромной, мы не афишировали наши отношения. Получилось так, что я стала первой и единственной женой Богатырева...

Записала Ирина Зайчик

Многие актеры, близко знавшие Юру, называли меня фиктивной женой. Да, мы действительно никогда не вели общего хозяйства, не жили в одной квартире. Но как бы то ни было, могу с полной уверенностью сказать, что Богатырев имел дело с хорошей женщиной. После смерти Юры я ни на что не претендовала, ни разу не воспользовалась его именем и отказалась от доли в наследстве в пользу его мамы. Не знаю, как он меня, а я его любила. Это была, как я ее называю, «дружба-любовь». Совсем как у Шекспира: она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним...

Чтобы понять наши отношения, придется рассказать немного о себе. У меня очень сложная судьба.

В Таганку меня пригласил сам Юрий Петрович Любимов в 1969 году. Я приехала из Смоленска подыграть двум актерам из нашего театра. Сразу после показа мне поступило приглашение от главного режиссера Театра на Таганке. Для меня это было неожиданностью — я не собиралась переезжать в Москву. Два года была ведущей актрисой театра в Смоленске, окончив Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Играла главные роли — Гелену в «Варшавской мелодии» Зорина, Жанну д’Арк в «Жаворонке» Ануя, Наташу в пьесе Горького «На дне». Шестнадцать центральных ролей.

Не хотела подводить родной театр и ждала, пока мне найдут замену. Через два месяца, в феврале, наконец решилась ехать в столицу. На вокзал пришли провожать мои друзья, коллеги, среди них и мой любимый. Мы вместе играли на сцене смоленского театра. Поезд тихо тронулся, все махали вслед. И вдруг я, не раздумывая ни секунды, выкидываю чемодан на перрон и спрыгиваю с подножки. Так невыносимо тяжело мне было расставаться с близким человеком...

И все-таки судьба нас разбросала: я стала работать в Москве, а он решил уехать в Липецк. Это был расцвет Театра на Таганке. Когда его в 1964-м возглавил Юрий Любимов, театр стал самым знаменитым в столице. Я попала в настоящий «цветник»: Зинаида Славина, Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин...

Играла в основном в массовках, но две работы были знаменательными. Меня ввели на роль служанки в «Тартюф» без репетиций вместо Зины Славиной. Она выпускала спектакль «Мать» и была занята. Добрые отношения сложились с Веней Смеховым. В спектакле «Час пик» он играл главного героя, а я его дочь.

Через полгода меня взяли в штат театра, хотя половина труппы была на договоре. Это было невероятно! Однако проработала я на Таганке всего год и ушла оттуда, вы не поверите, из-за любви...

Два года я была ведущей актрисой театра в Смоленске, окончив Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии

Мы с моим близким человеком созванивались ежедневно, а однажды он не позвонил. Объявился через день: «Меня избили после спектакля. Напали какие-то хулиганы по дороге домой, отняли шапку. Полночи я просидел в милиции». Мне стало его очень жалко: как же он, бедный, там без меня? Живет в провинциальном городке, в гостинице, попадает после побоев в милицию, а у меня все в порядке: работаю в одном из лучших московских театров, живу в общежитии у Курского вокзала, все ко мне хорошо относятся.

И я решила, что должна быть с ним рядом, считала: если будут убивать — то пускай обоих!

На следующий день подала заявление об уходе, объяснив руководству причину. Но все, видимо, решили, что это шантаж: мол, примите в театр моего жениха, тогда останусь. Хотя у меня и мыслей таких не было...

В нашей грим-уборной сидели несколько актрис: Маша Полицеймако, Таня Иваненко, Аида Чернова, Лида Савченко и я. Когда они услышали о моем уходе, ушам своим не поверили. Стали хором уговаривать не оставлять Таганку: «Из такого театра можно только попросить кого-то уйти. Но чтобы кто-то сам ушел, такого еще не было. Это невозможно! Одумайся, Надя!»

В итоге они мне поставили ультиматум: «Значит, так! Сейчас идешь к директору и забираешь заявление назад. Какая любовь?! О чем ты говоришь? С ума сошла! Мы тебя не отпускаем. Не заберешь — устроим тебе темную, так и знай!» И потащили меня к директорскому кабинету: «Без заявления не выходи!» Уступив давлению, я его забрала. Но через неделю все-таки опять отнесла и уехала к своему любимому в Липецк.

Когда ушла из Театра на Таганке, меня называли декабристкой, а за глаза и вовсе дурой. Еще у меня было прозвище Легенда Театра. Вернее двух театров, из которых ушла, несмотря на то что в одном были главные роли, в другом — перспективы.

Юрий Богатырев в роли Войницева в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Я никого не слушала. Взывать к разуму было бесполезно — я ехала спасать любимого. Не думала о себе, думала о человеке, который нуждался в моей помощи. Это была великая любовь, вернее великое сострадание. Я очень жалостливая по натуре. Мне жалко абсолютно всех: воробьев, брошенных собак, кошек, бомжей...

О себе всегда думала в последнюю очередь. Сострадание к ближнему и самопожертвование — вот что мною двигало всю жизнь. Плохо это или хорошо — не знаю, но такой меня Бог создал. Это многое объясняет и в отношениях с Богатыревым. Собственно, мои сострадание и способность к самопожертвованию потом нас с Юрой и соединили...

Когда я забеременела, мой любимый мужчина повел меня в ЗАГС. Местный театр не мог обеспечить нас жильем, мы обитали в гостинице. И тут нас с мужем пригласил в Волгоград режиссер, с которым мы работали в Смоленске. Там я родила Варвару.

Через год муж поступил в ГИТИС на режиссерский факультет к Кнебель. Мы с Варей остались в Волгограде. Я ничего не имела против, главное, чтобы любимый был счастлив. Человек хочет учиться — пусть учится.

Время от времени приезжала в Москву к мужу. Как-то зашла в Театр на Таганке. Заведующая труппой Галина Николаевна была рада меня видеть. Это она меня, между прочим, дурой называла, когда я уволилась: «Ду-у-ура! Уехала, любовь у нее, видите ли».

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Юрий Богатырев и Никита Михалков

«Пойдем, — говорит она, — тебе надо к Юрию Петровичу зайти. Просись обратно».

Любимов меня выслушал и сказал: «Надя, я хочу с вами работать. Но так просто — хочу ушла, хочу пришла — из Таганки уйти нельзя. Теперь уже как решит худсовет».

Худсовет, к сожалению, решил не в мою пользу...

И все-таки я вернулась в Москву. В 1973 году меня приняли в областной театр Островского, но отношения с коллегами там складывались не очень хорошо. Я попала в настоящий «террариум единомышленников». Мне некогда было участвовать в актерских посиделках — муж, маленькая дочь...

Восьмого марта театр отправился на гастроли в Подмосковье, в Коломенское. Вечером решили отметить праздник в гостинице. Когда я услышала, какие дифирамбы поют эти люди друг другу, со мной случилась истерика. Ее не могли остановить в течение суток. Нервный срыв произошел по многим причинам: разрыв с мужем, отношения в театре, неустроенность в быту. Я скиталась с квартиры на квартиру, снимала углы, жила в коммуналках. А тут еще измены мужа, развод. Одним словом, накопилось...

В Коломенское вызвали моего бывшего мужа. Надо отдать ему должное — он протянул руку помощи. Забрал меня и предложил пожить в общежитии «Современника». Там мы и встретились с Юрой Богатыревым...

После этих гастролей, которые для меня закончились нервным срывом, я хотела вообще уйти из профессии, говорила: «Лучше в дворники пойду, буду мыть подъезды. Только никаких театров!» Какое-то время преподавала актерское мастерство и грим детям в студии художественной самодеятельности в Клубе имени Русакова. Меня туда устроили друзья-актеры. Еще участвовала в спектаклях театра «Драматург», которые ставил режиссер Георгий Соколов. Он вслед за мной ушел из Театра Островского.

Кадр из фильма «Объяснение в любви»

Почему я так подробно об этом рассказываю? Потому что после смерти Юры слышала о себе много нелестного: мол, женился на какой-то провинциальной актриске и так далее... Но я хороший человек и хорошая актриса. Понимаю, что нескромно так говорить, просто некому за меня и слово замолвить. Раньше я так не думала, а теперь могу утверждать...

Общежитие театра «Современник» располагалось в старинном особняке на Манежной, напротив Кремля. В большой квартире на последнем этаже когда-то жила подруга Ленина Инесса Арманд. В доме не было лифта, приходилось подниматься пешком. Внизу вечно грелись люди, которые стояли в очереди в Мавзолей Ленина. Они даже не подозревали, что в этом подъезде бывал Владимир Ильич, навещая Инессу.

Это был 1980 год. Маленькая Варя жила у мамы в Минеральных Водах, а у меня появилось временное жилье. Комнатка в общежитии «Современника» стала настоящим спасением. Обитатели нашей квартиры делились на постоянных и временных. «Долгожителями» были артист «Современника» и педагог Щукинского училища Володя Поглазов с женой, Федор Михайлович Валиков — артист и реквизитор, Валера Шальных с первой женой-театроведом. Юрий Богатырев был уже популярным актером, снялся в фильмах Никиты Михалкова «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Комнат было много — восемь или девять, точно не помню. На огромной кухне стояли две газовые плиты, три стола. Все общее. Жили довольно дружно. Так получилось, что моя комнатка оказалась рядом с Юриной. За стеной жила Галя Петрова, а с другой стороны — Юрочка. У него была большая комната с окнами во двор.

Первое время мы очень редко виделись. Он почти все время отсутствовал, очень много снимался. Встречались иногда в коридоре:

— Здрасте.

— До свидания.

Юра был большим, косая сажень в плечах, с огромными руками. Я, всего метр пятьдесят четыре, едва доставала Богатыреву до плеча. При этом он выглядел совершенно безобидным. Светлые волосы, белесые ресницы — как говорили гримеры, на его лице все можно было нарисовать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло» Сати Спивакова: «Я не знаю, уснул ли в муже Отелло»

Сати Спивакова — о муже маэстро Спивакове и семейных традициях

Караван историй
Солнечное братство: почему решение Маска купить бизнес у кузенов может дорого ему обойтись Солнечное братство: почему решение Маска купить бизнес у кузенов может дорого ему обойтись

Илону Маску 12 июля придется предстать перед судом по иску акционеров Tesla

Forbes
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
5 автомобилей в аренду, которые вызывают восторг 5 автомобилей в аренду, которые вызывают восторг

Какие машины точно стоит попробовать поводить?

Популярная механика
Олеся Рудакова. Мама Олеся Рудакова. Мама

Дочь Нины Руслановой: «Мама не могла ни говорить, ни писать, но мы не сдавались»

Коллекция. Караван историй
Секреты похудения звезд группы «Блестящие»: массажи, фитнес и «праздник живота» Секреты похудения звезд группы «Блестящие»: массажи, фитнес и «праздник живота»

Этими сладкоголосыми певицами любуется вся страна

Cosmopolitan
Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь» Марина Зудина: «Жить прошлым — не мой путь»

Марина Зудина разобралась в себе и живет будущим

Коллекция. Караван историй
«Я должна держаться на расстоянии от мужа, потому что моя сестра влюблена в него» «Я должна держаться на расстоянии от мужа, потому что моя сестра влюблена в него»

Наша героиня оказалась перед выбором: ее личная жизнь или чувства сестры

Psychologies
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
«Работа на вас может стать моей таблеткой счастья»: эпоха, когда женщины обрели голос «Работа на вас может стать моей таблеткой счастья»: эпоха, когда женщины обрели голос

Глава романа о легендарном главном редакторе Cosmopolitan Хелен Герли Браун

Forbes
Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...» Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...»

Барбара Брыльска всю жизнь гонялась за счастьем и любовью

Коллекция. Караван историй
Тонька-пулеметчица: как деревенская девчонка стала нацистским палачом Тонька-пулеметчица: как деревенская девчонка стала нацистским палачом

Она была уверена, что больше трех лет не дадут, но Тонька-пулеметчица ошиблась

Cosmopolitan
«Наконец моя внешность догнала мой внутренний возраст» «Наконец моя внешность догнала мой внутренний возраст»

Нино Нинидзе уже давно не пытается никому ничего доказать

OK!
10 мужских правил от главного редактора MAXIM 10 мужских правил от главного редактора MAXIM

Грех скрывать эти мужские правила от общественности!

Maxim
Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу» Людмила Полякова: «Соломин дважды изменил мою судьбу»

Если бы не он, не бывать мне артисткой. Соломин стал моим ангелом-хранителем

Коллекция. Караван историй
Смотри, не растай: 6 способов пережить жару без вреда для здоровья Смотри, не растай: 6 способов пережить жару без вреда для здоровья

Что поможет пережить жару и сохранить здоровье

Cosmopolitan
Саша Савельева: Саша Савельева:

Саша Савельева — о своей самоизоляции, материнстве и отношениях с мужем

Караван историй
Ведет двойную игру Ведет двойную игру

Актриса Джоди Комер рассказала о невероятных трюках и отношениях с видеоиграми

Grazia
Призма шпиономании. Главные вопросы о деле Ивана Сафронова спустя год после ареста Призма шпиономании. Главные вопросы о деле Ивана Сафронова спустя год после ареста

Что известно о деле Ивана Сафронова

СНОБ
Потеряла брата-близнеца и спасла сына: удивительные факты о Жанне Фриске Потеряла брата-близнеца и спасла сына: удивительные факты о Жанне Фриске

Интересные моменты короткой, но яркой жизни Жанны Фриске

Cosmopolitan
Американских кроликов не удалось одомашнить из-за их асоциальности Американских кроликов не удалось одомашнить из-за их асоциальности

Коренные жители Америки не сумели одомашнить местные виды кроликов

N+1
Китайцы первыми начали культивировать коноплю еще 12 тысяч лет назад Китайцы первыми начали культивировать коноплю еще 12 тысяч лет назад

Генетики проанализировали геномы 110 разных сортов конопли

N+1
Самые умные актрисы фильмов для взрослых Самые умные актрисы фильмов для взрослых

Кто из порноактрис в перерыве между двумя дублями штудирует квантовую физику

Maxim
«Я создан для тебя»: можно ли полюбить идеального робота и стать с ним счастливой «Я создан для тебя»: можно ли полюбить идеального робота и стать с ним счастливой

«Я создан для тебя» — больше, чем романтическая комедия

Forbes
Hyundai Santa Fe. Стоило ли так торопиться? Hyundai Santa Fe. Стоило ли так торопиться?

Предыдущий Santa Fe прожил на конвейере ровно три года

4x4 Club
Простые советы как не отравиться домашней едой Простые советы как не отравиться домашней едой

Основы безопасности пищевых продуктов от эксперта

Популярная механика
Новички начинают – и выигрывают! Новички начинают – и выигрывают!

Как удержаться на рабочем месте и стать своей в коллективе

Лиза
10 лучших ужастиков для летнего вечера 10 лучших ужастиков для летнего вечера

ТОП-10 самых страшных фильмов ужасов

Cosmopolitan
Токсичность в команде: что делать и как работать Токсичность в команде: что делать и как работать

От того, как участники команды работают друг с другом, зависит результат проекта

Популярная механика
Recycle Object: Переработанный пластик — это красиво. Новая бижутерия для новых времен Recycle Object: Переработанный пластик — это красиво. Новая бижутерия для новых времен

Полина Череповицкая — как появилась идея создания марки бижутерии из пластика

СНОБ
Открыть в приложении