Надежда Серая — первая и единственная жена Юрия Богатырева

Коллекция. Караван историйРепортаж

Надежда Серая. Человек без кожи

Когда Юры Богатырева не стало, известие о том, что он был женат, оказалось для многих шоком. Даже его мама ничего не знала о моем существовании. Свадьба была скромной, мы не афишировали наши отношения. Получилось так, что я стала первой и единственной женой Богатырева...

Записала Ирина Зайчик

Многие актеры, близко знавшие Юру, называли меня фиктивной женой. Да, мы действительно никогда не вели общего хозяйства, не жили в одной квартире. Но как бы то ни было, могу с полной уверенностью сказать, что Богатырев имел дело с хорошей женщиной. После смерти Юры я ни на что не претендовала, ни разу не воспользовалась его именем и отказалась от доли в наследстве в пользу его мамы. Не знаю, как он меня, а я его любила. Это была, как я ее называю, «дружба-любовь». Совсем как у Шекспира: она его за муки полюбила, а он ее за состраданье к ним...

Чтобы понять наши отношения, придется рассказать немного о себе. У меня очень сложная судьба.

В Таганку меня пригласил сам Юрий Петрович Любимов в 1969 году. Я приехала из Смоленска подыграть двум актерам из нашего театра. Сразу после показа мне поступило приглашение от главного режиссера Театра на Таганке. Для меня это было неожиданностью — я не собиралась переезжать в Москву. Два года была ведущей актрисой театра в Смоленске, окончив Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Играла главные роли — Гелену в «Варшавской мелодии» Зорина, Жанну д’Арк в «Жаворонке» Ануя, Наташу в пьесе Горького «На дне». Шестнадцать центральных ролей.

Не хотела подводить родной театр и ждала, пока мне найдут замену. Через два месяца, в феврале, наконец решилась ехать в столицу. На вокзал пришли провожать мои друзья, коллеги, среди них и мой любимый. Мы вместе играли на сцене смоленского театра. Поезд тихо тронулся, все махали вслед. И вдруг я, не раздумывая ни секунды, выкидываю чемодан на перрон и спрыгиваю с подножки. Так невыносимо тяжело мне было расставаться с близким человеком...

И все-таки судьба нас разбросала: я стала работать в Москве, а он решил уехать в Липецк. Это был расцвет Театра на Таганке. Когда его в 1964-м возглавил Юрий Любимов, театр стал самым знаменитым в столице. Я попала в настоящий «цветник»: Зинаида Славина, Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Валерий Золотухин...

Играла в основном в массовках, но две работы были знаменательными. Меня ввели на роль служанки в «Тартюф» без репетиций вместо Зины Славиной. Она выпускала спектакль «Мать» и была занята. Добрые отношения сложились с Веней Смеховым. В спектакле «Час пик» он играл главного героя, а я его дочь.

Через полгода меня взяли в штат театра, хотя половина труппы была на договоре. Это было невероятно! Однако проработала я на Таганке всего год и ушла оттуда, вы не поверите, из-за любви...

Два года я была ведущей актрисой театра в Смоленске, окончив Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии

Мы с моим близким человеком созванивались ежедневно, а однажды он не позвонил. Объявился через день: «Меня избили после спектакля. Напали какие-то хулиганы по дороге домой, отняли шапку. Полночи я просидел в милиции». Мне стало его очень жалко: как же он, бедный, там без меня? Живет в провинциальном городке, в гостинице, попадает после побоев в милицию, а у меня все в порядке: работаю в одном из лучших московских театров, живу в общежитии у Курского вокзала, все ко мне хорошо относятся.

И я решила, что должна быть с ним рядом, считала: если будут убивать — то пускай обоих!

На следующий день подала заявление об уходе, объяснив руководству причину. Но все, видимо, решили, что это шантаж: мол, примите в театр моего жениха, тогда останусь. Хотя у меня и мыслей таких не было...

В нашей грим-уборной сидели несколько актрис: Маша Полицеймако, Таня Иваненко, Аида Чернова, Лида Савченко и я. Когда они услышали о моем уходе, ушам своим не поверили. Стали хором уговаривать не оставлять Таганку: «Из такого театра можно только попросить кого-то уйти. Но чтобы кто-то сам ушел, такого еще не было. Это невозможно! Одумайся, Надя!»

В итоге они мне поставили ультиматум: «Значит, так! Сейчас идешь к директору и забираешь заявление назад. Какая любовь?! О чем ты говоришь? С ума сошла! Мы тебя не отпускаем. Не заберешь — устроим тебе темную, так и знай!» И потащили меня к директорскому кабинету: «Без заявления не выходи!» Уступив давлению, я его забрала. Но через неделю все-таки опять отнесла и уехала к своему любимому в Липецк.

Когда ушла из Театра на Таганке, меня называли декабристкой, а за глаза и вовсе дурой. Еще у меня было прозвище Легенда Театра. Вернее двух театров, из которых ушла, несмотря на то что в одном были главные роли, в другом — перспективы.

Юрий Богатырев в роли Войницева в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Я никого не слушала. Взывать к разуму было бесполезно — я ехала спасать любимого. Не думала о себе, думала о человеке, который нуждался в моей помощи. Это была великая любовь, вернее великое сострадание. Я очень жалостливая по натуре. Мне жалко абсолютно всех: воробьев, брошенных собак, кошек, бомжей...

О себе всегда думала в последнюю очередь. Сострадание к ближнему и самопожертвование — вот что мною двигало всю жизнь. Плохо это или хорошо — не знаю, но такой меня Бог создал. Это многое объясняет и в отношениях с Богатыревым. Собственно, мои сострадание и способность к самопожертвованию потом нас с Юрой и соединили...

Когда я забеременела, мой любимый мужчина повел меня в ЗАГС. Местный театр не мог обеспечить нас жильем, мы обитали в гостинице. И тут нас с мужем пригласил в Волгоград режиссер, с которым мы работали в Смоленске. Там я родила Варвару.

Через год муж поступил в ГИТИС на режиссерский факультет к Кнебель. Мы с Варей остались в Волгограде. Я ничего не имела против, главное, чтобы любимый был счастлив. Человек хочет учиться — пусть учится.

Время от времени приезжала в Москву к мужу. Как-то зашла в Театр на Таганке. Заведующая труппой Галина Николаевна была рада меня видеть. Это она меня, между прочим, дурой называла, когда я уволилась: «Ду-у-ура! Уехала, любовь у нее, видите ли».

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Юрий Богатырев и Никита Михалков

«Пойдем, — говорит она, — тебе надо к Юрию Петровичу зайти. Просись обратно».

Любимов меня выслушал и сказал: «Надя, я хочу с вами работать. Но так просто — хочу ушла, хочу пришла — из Таганки уйти нельзя. Теперь уже как решит худсовет».

Худсовет, к сожалению, решил не в мою пользу...

И все-таки я вернулась в Москву. В 1973 году меня приняли в областной театр Островского, но отношения с коллегами там складывались не очень хорошо. Я попала в настоящий «террариум единомышленников». Мне некогда было участвовать в актерских посиделках — муж, маленькая дочь...

Восьмого марта театр отправился на гастроли в Подмосковье, в Коломенское. Вечером решили отметить праздник в гостинице. Когда я услышала, какие дифирамбы поют эти люди друг другу, со мной случилась истерика. Ее не могли остановить в течение суток. Нервный срыв произошел по многим причинам: разрыв с мужем, отношения в театре, неустроенность в быту. Я скиталась с квартиры на квартиру, снимала углы, жила в коммуналках. А тут еще измены мужа, развод. Одним словом, накопилось...

В Коломенское вызвали моего бывшего мужа. Надо отдать ему должное — он протянул руку помощи. Забрал меня и предложил пожить в общежитии «Современника». Там мы и встретились с Юрой Богатыревым...

После этих гастролей, которые для меня закончились нервным срывом, я хотела вообще уйти из профессии, говорила: «Лучше в дворники пойду, буду мыть подъезды. Только никаких театров!» Какое-то время преподавала актерское мастерство и грим детям в студии художественной самодеятельности в Клубе имени Русакова. Меня туда устроили друзья-актеры. Еще участвовала в спектаклях театра «Драматург», которые ставил режиссер Георгий Соколов. Он вслед за мной ушел из Театра Островского.

Кадр из фильма «Объяснение в любви»

Почему я так подробно об этом рассказываю? Потому что после смерти Юры слышала о себе много нелестного: мол, женился на какой-то провинциальной актриске и так далее... Но я хороший человек и хорошая актриса. Понимаю, что нескромно так говорить, просто некому за меня и слово замолвить. Раньше я так не думала, а теперь могу утверждать...

Общежитие театра «Современник» располагалось в старинном особняке на Манежной, напротив Кремля. В большой квартире на последнем этаже когда-то жила подруга Ленина Инесса Арманд. В доме не было лифта, приходилось подниматься пешком. Внизу вечно грелись люди, которые стояли в очереди в Мавзолей Ленина. Они даже не подозревали, что в этом подъезде бывал Владимир Ильич, навещая Инессу.

Это был 1980 год. Маленькая Варя жила у мамы в Минеральных Водах, а у меня появилось временное жилье. Комнатка в общежитии «Современника» стала настоящим спасением. Обитатели нашей квартиры делились на постоянных и временных. «Долгожителями» были артист «Современника» и педагог Щукинского училища Володя Поглазов с женой, Федор Михайлович Валиков — артист и реквизитор, Валера Шальных с первой женой-театроведом. Юрий Богатырев был уже популярным актером, снялся в фильмах Никиты Михалкова «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Комнат было много — восемь или девять, точно не помню. На огромной кухне стояли две газовые плиты, три стола. Все общее. Жили довольно дружно. Так получилось, что моя комнатка оказалась рядом с Юриной. За стеной жила Галя Петрова, а с другой стороны — Юрочка. У него была большая комната с окнами во двор.

Первое время мы очень редко виделись. Он почти все время отсутствовал, очень много снимался. Встречались иногда в коридоре:

— Здрасте.

— До свидания.

Юра был большим, косая сажень в плечах, с огромными руками. Я, всего метр пятьдесят четыре, едва доставала Богатыреву до плеча. При этом он выглядел совершенно безобидным. Светлые волосы, белесые ресницы — как говорили гримеры, на его лице все можно было нарисовать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Денис Родькин и Элеонора Севенард: Денис Родькин и Элеонора Севенард:

Он хотел стать машинистом, она же с детства мечтала о балете

Караван историй
Хаши и нос Феллини. Ираклий Квирикадзе: Вспомни Тарантино! или Седьмая ночь на «Кинотавре» Хаши и нос Феллини. Ираклий Квирикадзе: Вспомни Тарантино! или Седьмая ночь на «Кинотавре»

История из ироничной и тонкой книги Ираклия Квирикадзе

СНОБ
Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина Ирина Азер. Про золотые слитки, съеденные тюльпаны и дядю Гошу Вицина

Ирина Азер. Актриса и дочь богатейшего человека в Тегеране

Коллекция. Караван историй
Свинячьи грибы, или маслята Свинячьи грибы, или маслята

Маслята — одни из самых собираемых грибов в России

Наука и жизнь
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Личная жизнь звезд фильма «Время первых»: Миронова, Хабенского, Пановой и других Личная жизнь звезд фильма «Время первых»: Миронова, Хабенского, Пановой и других

Рассказываем о личной жизни артистов, сыгравших легендарных личностей в кино

Cosmopolitan
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
6 безобидных мероприятий, которые могут убить самые крепкие отношения 6 безобидных мероприятий, которые могут убить самые крепкие отношения

Если вы пройдете все испытания вдвоем — будете вместе вечно

Maxim
Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...» Барбара Брыльска: «Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери...»

Барбара Брыльска всю жизнь гонялась за счастьем и любовью

Коллекция. Караван историй
Без чувств: как ребенок с алекситимией видит мир, в котором все подчинено эмоциям. Глава книги Сон Вон Пхён Без чувств: как ребенок с алекситимией видит мир, в котором все подчинено эмоциям. Глава книги Сон Вон Пхён

Отрывок из истории Сон Вон Пхёна — нежной истории об одиночестве и дружбе

Esquire
Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили... Антон Васильев. Катя и мужчины, которые ее любили...

Брат актрисы Екатерины Васильевой рассказывает о своей знаменитой семье

Коллекция. Караван историй
Динамика квантового транспорта в фрактальных решетках оказалась зависима от размерности фрактала Динамика квантового транспорта в фрактальных решетках оказалась зависима от размерности фрактала

Измерение характеристик квантового транспорта в фрактальных фотонных решетках

N+1
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
«УМК» удваивает надои «УМК» удваивает надои

Компания построит комплекс на 8 тыс. голов КРС

Агроинвестор
Жан Бодрийяр Жан Бодрийяр

Правила жизни Жана Бодрийяра

Esquire
Почему накануне и в сам день рождения может быть плохо? Объясняет астролог Почему накануне и в сам день рождения может быть плохо? Объясняет астролог

За несколько недель до дня рождения всё как будто идет не так и валится из рук?

Cosmopolitan
Жанна Бадоева: «Раздражать могут только мои манеры» Жанна Бадоева: «Раздражать могут только мои манеры»

На третий раз Нагиев подходит и тихонечко говорит: «Я тебя сейчас убью»

Коллекция. Караван историй
Каково это — потерять зрение и научиться жить заново? Книга Сергея Сдобнова Каково это — потерять зрение и научиться жить заново? Книга Сергея Сдобнова

Отрывок из книги о том, как живет человек, переживший потерю зрения

Esquire
Невеста пригласила на свадьбу бывшую своего жениха, и та испортила праздник Невеста пригласила на свадьбу бывшую своего жениха, и та испортила праздник

Чем может обернуться идея позвать бывших партнеров на свадьбу?

Psychologies
Я ненастоящий: почему появляется синдром самозванца Я ненастоящий: почему появляется синдром самозванца

Что такое синдром самозванца?

Forbes
Юкио Мисима: «Жизнь на продажу». Парадоксальный роман классика японской литературы — впервые на русском Юкио Мисима: «Жизнь на продажу». Парадоксальный роман классика японской литературы — впервые на русском

Глава из нового романа Юкио Мисимы о том, как юноша пытается продать свою жизнь

СНОБ
Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США

Основатель Huy Fong Дэвид Тран достиг выручки в $150 млн без торговой марки

VC.RU
Провальная стратегия: 6 моделей купальников, которые плохи в реальной жизни Провальная стратегия: 6 моделей купальников, которые плохи в реальной жизни

От каких купальников лучше отказаться

Cosmopolitan
Игумен Пантелеимон Игумен Пантелеимон

Выпускник мехмата МГУ, программист, интеллектуал стал игуменом

Seasons of life
Стреляющий нож для гражданина Бонда Стреляющий нож для гражданина Бонда

А вот такой штуковины в арсенале мистера Кью не было…

Maxim
Почему худеть при помощи гипноза эффективнее всего: рассказывает эксперт Почему худеть при помощи гипноза эффективнее всего: рассказывает эксперт

Как работает гипноз и почему он эффективен в борьбе с лишним весом?

Cosmopolitan
Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами Странный тренд: уничтожать суперкары идиотскими способами

Русские видеоблогеры ввели новую моду в соцсетях — портить супердорогие машины

Maxim
Неандертальцы изготовили костяное украшение более 51000 лет назад Неандертальцы изготовили костяное украшение более 51000 лет назад

Ученые нашли у входа в пещеру Айнхорнхеле артефакт из кости гигантского оленя

N+1
Без воспаления и пигментации: как безопасно удалить волосы перед пляжным сезоном Без воспаления и пигментации: как безопасно удалить волосы перед пляжным сезоном

Как правильно удалять волосы перед выходом на пляж

Cosmopolitan
Не только материальная помощь: как устроен приют для женщин с детьми Не только материальная помощь: как устроен приют для женщин с детьми

Координатор проекта «Теплый дом» — о том, как помогать женщинам с детьми

Forbes
Открыть в приложении