5 неочевидных ошибок, которые больше всего раздражают инвесторов
Что, по признаниям инвесторов, заставляет их отказаться от проекта еще на этапе знакомства? Автор книги «Как презентовать проект. Рекомендации инвесторов» Лариса Катышева поговорила с российскими и зарубежными инвесторами, такими как Александр Галицкий, Пекка Вильякайнен и Виталий Полехин. В колонке для Inc. она рассказывает о пяти фатальных ошибках стартаперов, на которые указывают российские и зарубежные инвесторы. Книга вышла в издательстве «ЛитРес», по специальному промокоду BOOKGIFT можно получить скидку 25%.
Ошибка 1: Прийти не по адресу
Если вам кажется, что чем больше инвесторов узнают о вашей идее, тем лучше, вы ошибаетесь. Инвесторы вообще не хотят, чтобы их ловили широким неводом, и старательно избегают тех, кто в кулуарах конференции шарит взглядом по гостям и устремляется к любому узнаваемому лицу. «Люди просто несерьезно подходят к задаче поиска инвестора. И это раздражает, — говорил мне в интервью сооснователь Almaz capital Александр Галицкий. — Иногда кажется, что стартаперы вообще не знают, с кем они разговаривают. Не в том смысле, что они не знают человека. К примеру, они знают, что я Александр Галицкий, что я занимаюсь тем-то и тем-то. Но они никак не готовятся ко встрече, не пытаются узнать, подходит ли мне их проект. Ведь нам что-то нравится и что-то не нравится». По словам Галицкого, он, например, не заинтересован в маркетинге, социальные стартапы тоже не в зоне его интересов. Социальные сети, игры — вообще не его. Но к нему все равно регулярно подходят с подобными предложениями. Александр признается, что в лучшем случае, если фаундер ему более-менее знаком, он порекомендует его кому-то из коллег. Но чаще всего, выслушав концепцию «неформатного» проекта, он забудет о нем навсегда.
То же самое говорит венчурный инвестор, советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен. Даже если проект заманчивый и красивый, это не спасет, если он ему принципиально не интересен. «Допустим, я сосредоточен только на проектах с международной ценностью, которые включают в себя известные мне отрасли, такие как энергоэффективность, развлечения, информационные технологии, производство экологически чистых продуктов питания. Если ко мне придут с проектом лекарства от ВИЧ, даже если там все отлично выглядит, я не буду вкладывать в него средства».
Иными словами, вы должны быть уверены, что обращаетесь по адресу. Готовясь к встрече, почитайте интервью вашего инвестора, его посты в соцсетях, посмотрите видеозаписи выступлений. Может показаться, что эти советы банальны и очевидны, но вы удивитесь, насколько часто абсолютно все инвесторы отмечают, что стартаперы пренебрегают такой простой вещью.
Ошибка 2: Начать с рассказа о решении
Решение ценно только тогда, когда оно отвечает на конкретную проблему. В идеале — на значительную проблему для достаточно большого сообщества потенциальных покупателей. Именно поэтому любая презентация начинается с представления проблемы, которую решает ваш продукт. Опять же, казалось бы, все знают про то, что начинать надо с «боли клиентов». Тем не менее половина (!)презентаций, которые выслушивает Пекка Вильякайнен, начинаются совсем не так: «Во многих случаях, особенно в России, если у вас есть пять минут, люди начинают показывать вам свои патентные документы, свои математические формулы, говорить о своих бабушках, и все это замечательно, но я до сих пор не знаю, какую проблему решает их проект». И тут он тоже не одинок, очень многие инвесторы жалуются именно на эту ошибку стартаперов.