Конец Бонапарта
Наполеон встретил смерть так же хладнокровно, как вражеские ядра и пули в многочисленных битвах с врагами.
20 марта 1821 года Наполеон ощутил удушье в груди, острую боль в левом подреберье, грудной полости и плече. На этот раз лекарства не могли купировать мучения. Начались судороги и холод в нижних конечностях.
Состоялась консультация Франсуа Антоммарки — личного врача, присланного матерью Наполеона, — с хирургом гарнизонного полка Арчибальдом Арноттом. Больному прописали обычные процедуры того времени: слабительное, рвотное, уксусные компрессы и припарки. Это давало короткие облегчения, но сам Наполеон вполне разумно заявлял, что его проблемы — печень и желудок, и тут доктора ничего поделать не могут.
Сильное психологическое воздействие оказало на него сообщение слуги о том, что тот видел комету. Наполеон вспомнил, что она предшествовала смерти Цезаря. Тогда же экс-император сам поставил себе диагноз, вспомнив, что его отец, Карло Бонапарте, скончался в 40 лет от рака желудка. «Рак — это Ватерлоо, вошедшее внутрь», — говорил он.
5 апреля Арнотт сообщил приближённым, что ситуация серьёзная и шансов на выздоровление нет. 13 апреля Наполеон начал диктовать завещание. Первый вариант был подписан 15 апреля. 24 апреля были сделаны ещё четыре уточняющие приписки.