Я смотрела на сестру и не понимала: «Второе место?»

Коллекция. Караван историйСпорт

Дина Аверина. Секретное оружие сборной России

Я смотрела на сестру и не понимала: "Второе место? Ариша, как такое возможно, как мы могли ТАК подвести страну?!"

Записала Елена Редреева

О том, что произошло на летних Олимпийских играх в Токио, долгое время не могли говорить даже друг с другом. Рухнуло все, к чему с сестрой шли эти годы, о чем мечтали... Случившееся было похоже на страшный сон. Я стою на пьедестале и еле сдерживаю слезы — вторая, всего лишь вторая! А у Ариши вообще четвертое место. Как это могло случиться? Так вышло, что вопрос, почему происходит так, а не иначе, преследовал нас всю жизнь...

Когда мама узнала, что беременна, в семье очень надеялись, что родится сын — для полного набора. Полине, нашей старшей сестре, к тому времени было два года. На УЗИ маму обрадовали: «Мальчишка! И... еще один мальчишка». У родителей был шок: как это? В нашей семье ни у кого близняшек не было, а тут еще и 1998 год — кризис, дефолт...

В Заволжье, где жили родители, работы не было совсем. Папа, бывший футболист, со спортивным упорством каждый день вставал в шесть утра и уезжал на заработки в Нижний Новгород. С середины девяностых у него с компаньонами было свое ООО, которое занималось продажей запчастей к машинам марки ГАЗ, ремонтом двигателей и переоборудованием авто — например могли на «Волгу» вместо обыкновенного поставить двигатель с электронным впрыском. Тогда это было очень перспективным направлением.

Маме тоже было сложно усидеть на одном месте. Она рассказывала, как на седьмом или восьмом месяце беременности каталась на американских горках — ничего не боялась. Было бы даже хорошо, если б это бесстрашие передалось сыновьям, но... родились девочки. С разницей в двадцать минут и похожие друг на друга как две капли воды — мы с сестрой. Даже после роддома нам вешали бирочки с именами на ножки, чтобы не перепутать, где Дина, а где Арина. А недавно мы узнали, что родители до сих пор сомневаются, кто из нас кто.

С мамой, папой, Аришей и сестрой Полиной

Нам с сестрой не было еще и годика, когда нас решили крестить. И вот церемония закончилась, мама с папой отошли куда-то, а нас оставили с бабушкой. Детьми мы были очень подвижными — пока одну одеваешь, другая куда-то уже уползла. Но уследить за нами у бабушки все же получилось, а вот за отличающими нас бирками — нет. Соскользнули бирки с ножек. Стала искать, а они на полу рядом с пеленальным столиком. Бабушка, конечно, растерялась и от испуга сразу никому ничего не сказала — повесила обратно как посчитала правильным. С того времени я Дина, а сестра — Ариша. Хотя, может, все и наоборот.

Мама, узнав позже о случившемся, даже не стала переживать: «Что я, своих детей не различу?» Но сомнение все же закралось. И окончательно утвердилось, когда она посмотрела программу про близнецов. «Тот, кто родился первым, — более сильный и жесткий, второй ребенок — поспокойнее, понежнее», — говорилось в передаче. К тому моменту нам с сестрой исполнилось девять лет, и разница в характерах стала очевидной: родившаяся первой Ариша была мягкой и сговорчивой, а я — резкой, взрывной. Тут у мамы все и сложилось: детей перепутали! Но менять она ничего не стала — решила оставить как есть. Тем более что к кому из нас ни обратись, мы до сих пор отзываемся обе — настолько привыкли, что все путают.

Чтобы научиться нас различать, хватит и десяти минут общения. А если внимательно приглядеться, сразу найдете знаки отличия. В школе Аришу определяли по красному пятнышку на щеке. Такой же сосудик был и у мамы в детстве, но к окончанию одиннадцатого класса исчез — как и у Ариши. Эта метка была настолько яркой, что спутать нас можно было только по незнанию. Хотя однажды нам удалось провести учительницу. Мы тогда уже занимались художественной гимнастикой, домой возвращались поздно, а домашней работы по истории задали — четыре параграфа учить. Мы договорились: я выучу первый и третий, Ариша — второй и четвертый. Чей параграф вызовут отвечать, тот и пойдет.

Как в воду глядели: «Арина, к доске! Расскажи нам первый параграф, пожалуйста!»

Сестра смотрит на меня испуганными глазами.

— Давай я выйду, — предлагаю ей.

— Ну давай...

Никто не заметил подмены. Но было так стыдно и страшно, что мы решили больше никогда не пользоваться сходством и никого не обманывать.

У Ариши есть еще три заметные отметины — шрамы на лбу. Первый она получила лет в пять или шесть. Мы с родителями ехали на день рождения к нашей подруге. Сестра выходила из машины, споткнулась о маленький камешек и упала головой на большой. Историю другого, самого заметного, наша мама до сих пор вспоминает с ужасом.

Дело было глубокой ночью, все спали. Вдруг страшный грохот. Мама прибегает в нашу комнату, включает свет — Ариша лежит на полу с закрытыми глазами и вся в крови. Как это могло случиться? У родителей шок. От общей паники и криков Арина... просыпается и не понимает, в чем дело. Оказалось, во сне она неловко повернулась, ударилась об угол стоящего рядом шкафа и рассекла себе лоб. Но так крепко спала, что не почувствовала ни боли, ни того, как свалилась с кровати. Мама, понятное дело, стала звонить знакомому врачу, наплевав, что уже три часа ночи: «У нас тут Арина. Да, опять...» — но сестра ее оборвала: «Никуда не поеду и зашивать меня не надо!» Сейчас жалеет: если б тогда согласилась поехать в больницу, может, и не было бы этого шрама.

Виновником третьего рубца стало знакомство сестры с булавой. Ариша сделала риск — это когда бросаешь, например, булаву, делаешь много вращений и ловишь. Ариша поймала — булава разбила ей голову. Рассечение было настолько серьезным, что без помощи медиков уже не обошлось — лоб зашивали. Родители узнали об этом, только когда пришли с работы и увидели перебинтованную дочь. С тех пор мы шутим, что Ариша без травм — это не Ариша.

Говорят, у близнецов особая связь. Нам ее долго не удавалось наладить — маленькими мы постоянно дрались и ругались. Успокоить нас могла только Полина, с которой мы обе в то время были очень близки. Всем в округе объявляли, что мы не просто сестры, а тройняшки. На Полину, тогда еще совсем маленькую девочку, легла вся ответственность за нас. «Как старшая сестра ты должна следить за младшими», — говорили родители, уезжая рано утром на работу. Полине на тот момент было шесть, нам — по три. Присматривать за нами еще оставалась бабушка, а папу с мамой мы почти не видели — они возвращались поздно ночью, когда все уже спали. Большую семью надо было как-то кормить, а родители хотели не просто прокормить — дать нам лучшее. В Заволжье мы жили в трехкомнатной квартире, летом ездили на море и ни в чем не нуждались.

Со старшей сестрой было очень весело. Полина с трех с половиной лет ходила на художественную гимнастику и с тренировок всегда возвращалась с какими-то новыми трюками — то на мостик с ног встанет, то на шпагат сядет. Мы с Аришей завороженно смотрели: «Тоже так хотим!» — и повторяли за сестрой.

Когда подросли и в семье встал вопрос, в какой кружок нас отдать — на гимнастику или танцы, выбор был очевиден. Возможно, мама таким образом хотела воплотить в жизнь свои собственные нереализованные амбиции: в юности она тоже занималась «художкой», но до серьезного уровня не дошла.

В четыре года мы пошли на просмотр к Ларисе Викторовне Беловой. «Поднимите ножку... О, какая хорошая растяжка! Оставляйте, будем пробовать», — сказала она нашей маме после короткого просмотра. Та вздохнула с облегчением: наконец-то нашей бешеной энергии нашлось применение.

Первые тренировки мало походили на настоящие. У нас была полная свобода действий: мы носились по залу, залезали на шведскую стенку, когда просили — садились на шпагат и дальше себе бесились. Лариса Викторовна даже не пыталась нас обуздать: «Пусть пока бегают».
Мне кажется, поначалу она не воспринимала нас всерьез и особых ставок не делала. Ну занимаются девочки — для осанки, для фигуры. Обычное дело, многие мамы как раз по этой причине в «художку» своих дочерей и отдают.

Гимнастика требовала серьезных вложений — не только наших физических, но и финансовых. Полине, которая тогда уже выступала на серьезном уровне, шили купальники на заказ, каждый — по сорок — пятьдесят тысяч рублей. Огромные деньги по тем временам, тем более для многодетной семьи. А у каждой спортсменки таких купальников должно было быть хотя бы штуки две. И это не считая расходов на предметы и тапочки, которые очень быстро дырявились — папа зашивал нам их ночами.

С Аришей и Ириной Александровной Винер

Когда мы были маленькими, своих купальников у нас с Аришей не было — на соревнования мама просила Белову дать нам те, что у нее были от других гимнасток, собирали по знакомым. И мы мечтали: вот попадем в сборную России, будут у нас и свои купальники, и форма красивая, и тренироваться мы будем со звездами и у самой Ирины Александровны Винер! Но пока проходили первые соревнования, на которых мы с сестрой не особо отличились.

Помню, как на одно из таких приехали родители. Мы увидели маму и начали плакать: «Заберите нас домой! Мы не хотим выступать! Нам страшно!» С того времени она не ездила с нами ни на одно выступление. И до сих пор не смотрит соревнования, в которых мы участвуем, даже онлайн. «Я всегда нервничаю и переживаю. А вам мое волнение ни к чему», — объясняла мама.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...» Рубен Симонов: «Для деда Москва была усыпана красивыми женщинами как бриллиантами...»

При дедушке — Рубене Симонове — театр имел свое лицо

Коллекция. Караван историй
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
Ирина Мирошниченко: Ирина Мирошниченко:

Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов

Коллекция. Караван историй
Ученые говорят, что наши мышцы стареют не так быстро, как нам кажется Ученые говорят, что наши мышцы стареют не так быстро, как нам кажется

У пожилых людей мышечные повреждения после спортивных нагрузок не так серьезны

ТехИнсайдер
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Китайское рекламное чудо Китайское рекламное чудо

На какую рекламу тратят рекламный бюджет компании на российском рынке

Ведомости
Анна Банщикова. Время женщин Анна Банщикова. Время женщин

Женщинам вообще тяжелее по многим параметрам

Коллекция. Караван историй
Звезды манящие Звезды манящие

Ослепительная вспышка, которой уже некого слепить, миг неуловимый

Знание – сила
«Для многих я стала триггером» «Для многих я стала триггером»

Манижа для многих стала настоящим лидером мнений

OK!
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Новый поворот Новый поворот

Агата Муцениеце о том, как пережила крах своего брака

Cosmopolitan
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Система Юпитера: Ганимед и Каллисто Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Что делает Ганимед и Каллисто очень интересными космическими телами?

Наука и техника
Коллекция суеверий Коллекция суеверий

Угличский музей мистики Дарьи Чужой переосмысляет фольклор

Отдых в России
«Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная» «Мировое разделение труда — вещь очень ненадежная»

О работе самого большого промышленного холдинга страны, госкорпорации «Ростех»

Эксперт
Сверхурочная экономика Сверхурочная экономика

Власти и работодатели концептуально договорились об изменении Трудового кодекса

Ведомости
Когда медицинские практики прошлого у нас в крови… Когда медицинские практики прошлого у нас в крови…

На протяжении почти 2000 лет для лечения болезней использовалось кровопускание

Знание – сила
3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными 3 сильные стороны интровертов, которые помогут им стать успешными

Интроверты наделены множеством суперспособностей — нужно просто знать их

Inc.
Сарацинка, воительница, христианка Сарацинка, воительница, христианка

В эпоху джахилийи у разных племен бедуинов положение женщин различалось

Знание – сила
Новый поход ветеранов Троянской войны Новый поход ветеранов Троянской войны

Филистимляне и троянцы против египетских фараонов

Знание – сила
Поставки по расписанию Поставки по расписанию

Что экспортировал СССР во время войны

Эксперт
«Галилея археологов» «Галилея археологов»

Археологи давно борются с искушением перекопать поглубже всю Святую Землю

Знание – сила
Простой способ повысить психологическую устойчивость и настроиться на позитив Простой способ повысить психологическую устойчивость и настроиться на позитив

Одно упражнение для поддержания психологической устойчивости

Inc.
Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое» Мария Мацель: «Теперь наконец я могу делать и что-то свое»

Актриса Мария Мацель — о том, как снимаются фильмы-сны

Ведомости
Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня? Культура сбережений: зачем откладывать на завтра то, что можно потратить сегодня?

Зачем каждому гражданину нужно выработать у себя привычку делать сбережения?

Наука и техника
Новости науки Новости науки

Обнаруженная в ранней Вселенной грандиозная галактика и другие новости науки

Знание – сила
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Арена на двоих Арена на двоих

Как исторически складывались отношения России и США

Эксперт
Открыть в приложении