Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Прошлый год правительство и бизнес провели в дискуссиях о справедливой налоговой системе и размере поощрения компаний, которые не выводят прибыль в дивиденды, а инвестируют в свое развитие. Сейчас, несмотря на вступление в силу налоговых изменений, споры о тонкостях регулирования и администрирования продолжаются. Ожидания, которые Минфин закладывал при внесении новаций в налоговое законодательство, в целом оправдались, но возможны точечные корректировки технического характера, рассказал в интервью «Ведомостям» замминистра финансов – статс-секретарь Алексей Сазанов.
Куратор налогового блока Минфина, которого обычно сложно вывести на разговор о гипотетических ситуациях, пофантазировал о том, как искусственный интеллект может быть полезен министерству в будущем. В фокус разговора попали также тема семейного налогообложения, льготы для отдельных отраслей, новые правила глобальной реформы Pillar II, изменения в трансграничной торговле и налоговое агентирование для маркетплейсов. Сазанов отвечал четко и по делу – «как налоговик» и шутя назвал себя «обученным Минфином искусственным интеллектом».
– В прошлом году, представляя проект поправок в Налоговый кодекс, министр финансов Антон Силуанов говорил, что основная цель – сделать налоговую систему более справедливой. Удалось ли добиться этой цели? Считаете ли вы текущие параметры справедливыми или, может быть, нужна какая-то точечная донастройка?
– Относительно дальнейшей донастройки сразу могу сказать, что правительство обещало не менять ничего три года. Поэтому в моем понимании, если какие-то изменения и возможны, то они должны носить технический характер, устранять законодательные пробелы. Это не должны быть системные изменения. Однако окончательные решения по таким вопросам в любом случае будут за правительством.
Ожидания, которые мы закладывали при внесении новаций в налоговое законодательство в прошлом году, в целом оправдались – видим, что все работает, как мы и планировали. Дополнительные налоговые поступления, которые ожидали по итогам первых пяти месяцев, обеспечиваются. Доходы федерального бюджета за январь – май в текущем году по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. увеличились по налогу на прибыль организаций на 74%, по НДФЛ – на 52%, по НДС за I квартал прирост на 11%. Массовый уход бизнеса в тень мы не фиксируем.
– Вы сказали про пробелы. Что конкретно имеете в виду?
– Это шероховатости технического характера, связанные в первую очередь с администрированием.
– Сможете привести примеры?
– Есть ряд нюансов по применению НДС плательщиками УСН. Также по федеральному налоговому инвествычету, например, рассматриваем перенос части его параметров из постановления правительства в Налоговый кодекс, чтобы обеспечить большую предсказуемость условий для бизнеса. Эти и ряд других вопросов мы будем прорабатывать в период осенней сессии.
– А с чем связана необходимость дополнительной настройки УСН? Вы фиксируете какие-то жалобы со стороны бизнеса?
– Речь о неточности отдельных формулировок. Их надо устранить, чтобы нормы читались и трактовались однозначно.
– Одним из чувствительных для бизнеса изменений в контексте донастройки режима УСН было введение порога доходов в 60 млн руб. для целей уплаты НДС. Нет ли опасения, что этот порог приведет к масштабированию проблемы дробления?
– Еще раз отмечу, что по итогам первых пяти месяцев мы не видим увеличения случаев дробления бизнеса. Ожидания, которые мы закладывали по поступлениям НДС, реализуются.
– А уже известно количество компаний, которые стали плательщиками НДС? Совпало ли оно с прогнозом Минфина?
– Да, в целом все пока работает, как и планировали. Сейчас бо́льшая часть плательщиков УСН освобождены от НДС – более 96% и только порядка 3,6% подпали под действие новой нормы по уплате НДС.
– Вы уже упомянули ФИНВ. На днях стало известно, что за I квартал бизнес подал заявки на применения ФИНВа суммарно на 2,6 млрд руб. из 150 млрд, которые были заложены на текущий год. С чем вы связываете такую низкую популярность этого инструмента?
– I квартал – это не показатель. Бизнесу нужно время, чтобы адаптироваться и понять, какие расходы они могут зачитывать для применения вычета. Я думаю, что объективная картина будет только по результатам целого года – тогда мы будем готовы обсуждать дальнейшие шаги. Если увидим, что лимит ФИНВа не выбирается и это связано с ограничениями по его применению, тогда, конечно, будем готовы обсуждать донастройку этого инструмента, расширение его параметров в рамках существующих бюджетных ограничений.
– Подготовка положений налоговой реформы прошлого года проходила в полузакрытом режиме. Конечно, были и публичные обсуждения, но понятно, что многое осталось за закрытыми дверями. Могли бы вы немножко приоткрыть эту завесу – что происходило в правительстве в этот период? Обсуждение каких параметров далось особенно сложно и потребовало больше всего дискуссий?
– Конечно же, НДФЛ, потому что это очень социально значимая тема, затрагивающая наших граждан напрямую. И здесь мы делали много расчетов, рассматривали различные варианты и конструкции. В конечном итоге получилось выйти на такое сбалансированное решение.
«Не надо раскачивать лодку, которая плывет, иначе она может перевернуться»
– Когда только появились первые заявления о необходимости донастройки налоговой системы, многие эксперты стали надеяться, что в России будет реализована концепция семейного налогообложения, когда при расчете налоговой базы учитывается наличие членов семьи – иждивенцев. Обсуждалось ли такое решение? Рассматривается ли такая система как возможный сценарий в будущем?
– Эта тема действительно поднималась, но могу сказать честно, что серьезно этот вопрос в прошлом году не рассматривался и на ближайшую перспективу он на повестке не стоит. Основная причина в том, что это потребует серьезного пересмотра всей главы Налогового кодекса, посвященной НДФЛ. Сейчас все вычеты и другие налоговые льготы носят индивидуальный характер. И если мы переходим к семейному налогообложению, встает вопрос о том, чтобы каким-то образом модифицировать все эти налоговые преференции с расчетом не на отдельного налогоплательщика, а на семью. Это фундаментальная работа: придется одномоментно отменить все индивидуальные вычеты и льготы, чтобы модифицировать их под новую концепцию.
Если просто говорить об администрировании НДФЛ исходя из семейного дохода, то к нему перейти легко – считать доходы не по одному человеку, а по двум, трем людям и т. д. не столь сложно. Гораздо сложнее модифицировать существующие индивидуальные льготы и различные вычеты в семейный формат. Еще труднее сделать так, чтобы был достигнут консенсус между государством и обществом о справедливости такой модификации, что требует широкой дискуссии. Это невозможно сделать ни за год, ни за два, это очень долгая, кропотливая работа. И поскольку сейчас ситуация в балансе, то срочности в этом вопросе нет.