Зинаида Гиппиус — декадентская мадонна

Караван историйКультура

Зинаида Гиппиус. В поисках утраченной любви

Поцелуй был случайным и нелепым, никакого удовольствия он не доставил — и все же они помнили о нем всю оставшуюся жизнь...

Алексей Александров. Декабрь, 2009 год

Фото: Unknown Author

Зинаида Гиппиус, дама широко известная в литературных кругах, провожала профессора Духовной академии Антона Владимировича Карташева: они стояли в прихожей, рядом никого не было, и тут наконец дало о себе знать то, что, таясь под спудом, вызревало несколько последних месяцев.

Хозяйка дома слегка дотронулась до рукава его пальто, Карташев наклонился и неловко ткнулся губами в ее рот: богослов холост, обращаться с женщинами не умеет, поцелуев в его жизни было немного. Профессору страшно, но Зинаида прижимает свои губы к его губам. Он окончательно теряет голову и неловко, как медведь, обнимает даму, но та его отталкивает. Обезумевший, сбитый с толку Карташев выскакивает из квартиры и стремительно слетает вниз по широкой парадной лестнице. На улице он оглядывается: огромный, выстроенный в мавританском стиле дом в сумерках похож на фантастический замок. Многие окна уже погасли, но там, где он сегодня был в гостях, не спят: светится окно в кабинете хозяина — писатель Мережковский ложится поздно. Горят и окна гостиной: стоит ли она за портьерой? Смотрит ли на него?

Ничего не понимающий профессор в смятении бредет по Литейному проспекту, плотнее запахивая пальто и бормоча: «Наваждение... Морок... Ведьма!»

А разве не так? В первый раз он увидел ее на заседании организованных Мережковским и Гиппиус религиозно- философских собраний: в зале сидели церковные иерархи, давшие обет безбрачия, поднаторевшие в богословских спорах епископы... А на ней — кружевное черное платье на нежно- розовой подкладке: ткань лифа просвечивала и рыжеволосая стройная дама казалась голой.

Зинаида обратила внимание на слегка растерянного господина, не сводившего с нее глаз. Позже он видел ее и в длинном белом облегающем платье с большим черным крестом на груди, и в ловко сидящем на ее мальчишечьей фигуре камзоле XVIII века. Она казалась ворожеей — зеленоглазая, ярко рыжая, приметливая, злая на язык... Зачем ей сдался он, бедный невзрачный богослов, выросший в семинарии?

Зинаида казалась ворожеей —
ярко-рыжая, приметливая,
злая на язык... Фото: Wrjohnson1/creative Commons Attribution-share Alike 4.0 International License

Карташев спотыкался, почти бежал, а Зинаида Гиппиус, смотревшая на него сверху из окна, покачала головой и отошла в глубь комнаты. Нет, не то. Это не любовь... И как она только могла подумать?

Часы пробили двенадцать, и декадентская мадонна отправилась в свою спальню — у них с мужем не было общего брачного ложа. В городе об этом знали, но ее не волновали пересуды. Зинаида всегда поступала так, как находила нужным, и на то, что думают о ней другие, ей было наплевать.

А говорили разное: и о сделанном из обручальных колец поклонников ожерелье, о том, что она и после замужества носит девичью косу, но пудру и румяна накладывает так густо, что постыдилась бы даже девица из рублевого борделя. Язык у Гиппиус был невероятно острым. Поэта Бальмонта, чьи стихи ей не нравились, кипятившегося и сетовавшего по этому поводу на то, что свою голову он ей приставить не может, она срезала насмерть. Зинаида колко отметила, что голова Константина ей совершенно не нужна: чем бы она тогда думала?

Гиппиус была едва ли не самым влиятельным петербургским критиком, писала неплохие стихи и романы. Она создавала и разрушала литературные репутации, и ее боялись как огня. А еще было непонятно, как такая женщина оказалась рядом с невысоким, узкогрудым, поглощенным литературными штудиями Мережковским. Что их удерживает вместе? Чем она привораживает людей? Почему их мучает? Владимир Соловьев в своих стихах назвал ее «сатирессой», богослов Карташев, ломавший голову над тем, отчего Гиппиус вытолкала его на лестницу, бормотал: «Чертовка!» Зинаиду понимал только муж, но держал свои соображения при себе. В 1889 году он привез молодую жену в дом Мурузи и, как ни удивлялись знакомые, был счастлив.

Дом, где он снял квартиру, считался одним из лучших в Петербурге. Его построил князь Мурузи, чей род мог дать фору самим Романовым: дед домовладельца был господарем Молдавии и Валахии, поставил на русских, и после того как турки подавили восстание, бежал в Петербург. Среди пращуров князя были и византийские патриции, и крестоносцы. Доходный дом на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы походил на дворец: фасад отделан резным камнем, интерьеры — мрамором. Тут же была и его собственная квартира — из двадцати пяти комнат, с колоннами и фонтаном в парадной гостиной.

Весной 1888 года на балу в Боржоми Дмитрий Мережковский увидел зеленоглазую девочку и понял, что это его судьба. Фото: из фонда ГКУ Гархадно

Обычно у Мурузи селились богатые люди, но Дмитрию Мережковскому удалось недорого снять небольшую квартирку: две спальни, кабинет, гостиная и кухня с ванной за занавеской. Недавно они перебрались на другой этаж, комнат стало больше. В семье появились деньги, обязывало и положение: Гиппиус и Мережковский прославились. Все, кажется, переменилось, кроме одного: то, что их связывало, не ушло — весной 1888 года на балу в Боржоми он увидел зеленоглазую девочку с рыжей косой и понял, что это его судьба.

Барышня Гиппиус была умна и свое нравна, тифлисские офицеры и гимназисты сходили по ней с ума, но она называла их дураками. У нее был собственный круг общения: входившие в него юноши величали себя поэтами, баловалась стихами и сама барышня. В гимназию Зинаида не ходила: у нее были слабые легкие, мать боялась туберкулеза.

От чахотки умер ее отец, чиновник судебного ведомства, и теперь семья с трудом сводила концы с концами. На руках у матери осталось четыре дочери. Легко ли их поднять и прокормить, коли все доходы сводятся к пенсии за покойного мужа? И тут, словно в дурной пьесе, в Зинаиду влюбился печатающийся в столичных журналах блестящий выпускник Петербургского университета, сын действительного статского советника, сделавшего большую карьеру при дворе.

Дмитрий Мережковский путешествовал по Кавказу, и ему здесь не нравилось. Дороги скверные, погода капризная, в грязной боржомской гостинице не нашлось свободного места. Его спасло то, что местный почтмейстер, эстонец по прозвищу Сил ла, оказался большим любителем литературы: в свободное от службы время кропал сомнительного качества вирши, а на службе штудировал журналы. Однажды ему попались стихи Мережковского, и он запомнил его фамилию — почтмейстер искал литературных связей и вцепился в совсем было собравшегося уезжать из Боржоми петербуржца.

Сил ла устроил его у себя, отдал Мережковскому собственные спальню и кабинет, перезнакомил со всем городом. Почтмейстер представил столичного гостя и барышне Гиппиус, о чем позже сильно жалел. Дело в том, что он был по уши влюблен в Зинаиду, мечтал на ней жениться и представлял, как они станут вместе сочинять и добьются всего на свете: «Вместе мы сил ла!..» Отсюда и пошло его прозвище.

Но вышло иначе... Происходящее между молодыми людьми совсем не походило на то, что обычно называют словом «любовь»: всезнайка Мережковский сначала невероятно злил Гиппиус. Потом почтмейстер заметил, что на боржомских балах Дмитрий все чаще подсаживается к Зинаиде. Затем он узнал, что квартирант сделал ей предложение.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Людмила Гаврилова. Людмила Гаврилова.

История актрисы Людмилы Гавриловой

Коллекция. Караван историй
Концепты и реальность. 7 самых крутых примеров Концепты и реальность. 7 самых крутых примеров

Прототип Maserati из 2014 года, стильные немецкий минивэн и другие концепты

РБК
Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда Алиса Вокс. Алиса из Ленинграда

Нужно отдать должное Шнурову, он был крутым конъюнктурщиком — в хорошем смысле

Коллекция. Караван историй
Плесень и секс Плесень и секс

Алексей Алексенко — о бесстыжих ящерицах и целомудренной плесени

СНОБ
Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни» Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни»

Никогда больше не сыграю Веника из «Папиных дочек»

Караван историй
Как покупать продукты экономно Как покупать продукты экономно

Как купить только то, что тебе нужно назло продавцам и маркетологам

Maxim
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
10 привычек, с которыми стоит расстаться до 30 10 привычек, с которыми стоит расстаться до 30

У каждого свой набор привычек, и от некоторых нужно отказываться

Psychologies
Клара Новикова: «Я могу играть дуру, но не быть ею» Клара Новикова: «Я могу играть дуру, но не быть ею»

У меня интуиция сумасшедшая, она и подсказывала: все получится

Караван историй
Как убрать жир с живота? 6 эффективных рекомендаций Как убрать жир с живота? 6 эффективных рекомендаций

Почему откладывается абдоминальный жир и как с ним бороться?

VOICE
Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное» Александр Балуев: «Неважно, это любовь на всю жизнь или что-то мимолетное»

Ощутил фантастическую нечеловеческую силу мысли, глядя на космический корабль

Коллекция. Караван историй
Как найти подходящее слово. Отрывок из книги переводчика Владимира Бабкова Как найти подходящее слово. Отрывок из книги переводчика Владимира Бабкова

Переводчик англоязычной прозы написал книгу о том, как устроена его работа

СНОБ
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
«Головы профессора Уайта» «Головы профессора Уайта»

Отрывок из истории нейрохирурга, который пытался пересадить человеческую голову

N+1
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Как воспитать кошку: она больше не будет драть ваши обои Как воспитать кошку: она больше не будет драть ваши обои

На самом деле, воспитать кошку вполне под силу любому хозяину

Популярная механика
Ирвин Ялом: 10 высказываний о психотерапии, творчестве и смерти Ирвин Ялом: 10 высказываний о психотерапии, творчестве и смерти

Цитаты Ирвина Ялома о счастье, которое приходит с возрастом и о страхе

Psychologies
Музыкант и актер Игорь Титов — о внутренних конфликтах Музыкант и актер Игорь Титов — о внутренних конфликтах

Артист Игорь Титов — о словах мастера и кризисе 30-летних

РБК
10 советов, которые однажды могут спасти вам жизнь 10 советов, которые однажды могут спасти вам жизнь

Мы очень надеемся, что эти советы вам никогда не пригодятся

Популярная механика
Стрижка Гитлера, укладка «дурочка» и еще 3 прически, которые запрещались в СССР Стрижка Гитлера, укладка «дурочка» и еще 3 прически, которые запрещались в СССР

Советские представления о красоте были подвержены жестким стандартам

Cosmopolitan
Атлас Преисподней: путеводитель по загробному миру Атлас Преисподней: путеводитель по загробному миру

Как выглядит ад в разных культурах

ТехИнсайдер
Как похудеть, не привязываясь к конкретному меню на день? Как похудеть, не привязываясь к конкретному меню на день?

Как комфортно сбросить вес, не ограничивая себя?

Cosmopolitan
«Джулия»: сериал о том, как одна женщина и ее кулинарное шоу изменили Америку «Джулия»: сериал о том, как одна женщина и ее кулинарное шоу изменили Америку

«Джулия»: бывшая шпионка Джулия Чайлд решила попробовать себя в кулинарии

Forbes
Как перестать сравнивать себя с другими: 5 несложных шагов Как перестать сравнивать себя с другими: 5 несложных шагов

Лучше я или хуже? Достиг ли я того, чего достигли другие?

Psychologies
«Муж просил заразить его»: 5 историй женщин, чьи партнеры узнали, что у них ВИЧ «Муж просил заразить его»: 5 историй женщин, чьи партнеры узнали, что у них ВИЧ

Истории девушек, которые признались своим партнерам в ВИЧ-положительном статусе

Cosmopolitan
Как контролировать сильные эмоции: 4 шага к спокойствию Как контролировать сильные эмоции: 4 шага к спокойствию

Во всех случаях сильные переживания подчиняют себе жизнь. Как с ними справиться?

Psychologies
10 скандальных и спорных высказываний Владимира Жириновского 10 скандальных и спорных высказываний Владимира Жириновского

Несколько ярких и спорных цитат Владимира Жириновского

Esquire
Вижу землю: 5 мифических островов Вижу землю: 5 мифических островов

Путешественники веками рассказывали о далеких островах, где царит настоящий рай

Вокруг света
Дома не сажать: 6 комнатных растений, которые требуют особого ухода Дома не сажать: 6 комнатных растений, которые требуют особого ухода

И среди цветоводов есть свой рейтинг нелюбимых растений

Популярная механика
Эрих Фромм: «Любовь требует смирения, объективности и разума» Эрих Фромм: «Любовь требует смирения, объективности и разума»

Эрих Фромм анализирует разные типы любви и рассматривает практические вопросы

Psychologies
Открыть в приложении