Убийца внутри вас
В России сводят счеты с жизнью 14,5 тысячи мужчин в год. Тех, кто уже сделал этот выбор, не вернуть. Но есть те, кому еще можно помочь. Для этого нужно признать, что миф о стойкости мужской психики — всего лишь миф. В нашей стране мужчины кончают жизнь самоубийством в шесть раз чаще, чем женщины. Мы подвержены депрессивным мыслям, и они представляют смертельную опасность. Психиатр Грегори Скотт Браун рассказал о том, как не дать самому себе убить себя.
У вас возникают мысли о самоубийстве? Я всегда задаю этот вопрос мужчинам, которые приходят ко мне на прием. По-другому нельзя — я как психиатр обязан выявлять у пациентов суицидальные наклонности. Иначе я не смогу им помочь справиться с одной из самых страшных опасностей в их жизни. Это реальный риск. По данным исследования Центра по контролю за заболеваниями США, в 2021 году число представителей сильного пола, которые задумывались о суициде, в два раза превысило аналогичный показатель 2018 года.
Вы будете удивлены, но если пациент вынашивает идею самоубийства, его можно вывести на разговор, задав прямой вопрос. Недавно со мной произошел случай, который заставил меня задуматься о том, насколько тщательно я выполняю свои профессиональные обязанности. Мой давний пациент (назовем его Питер) на приеме сам заявил, что его посещают мысли о суициде. “Если быть честным, я регулярно думаю о самоубийстве, причем уже много лет”, — сказал он. Плохо, что я не смог подвести его к этому разговору раньше, но хорошо, что он сам не побоялся затронуть такую серьезную тему.
Как показывает практика, когда мужчины сами заводят разговоры о самоубийстве, они ищут у окружающих поддержки. Выслушав Питера, я перешел к следующему этапу, в ходе которого необходимо выяснить масштаб возникшей проблемы. “Как давно у вас возникли эти мысли? — спросил я. — У вас есть конкретный план, как сделать последний шаг?”
Из ответов Питера стало ясно, что он переживает пассивное стремление к суициду. На самом деле он не только не планирует причинить себе вред, но и не хочет, чтобы с ним что-то случилось. Пока он просто время от времени задает себе вопрос: “А что будет, если меня не станет?” Когда я спросил его, почему он раньше никогда не делился этими переживаниями, Питер сказал: “Это всего лишь мысли”. Стандартный ответ, но именно такой подход к проблеме нередко приводит к печальным последствиям.