Интервью с российской поэтессой и автором текстов песен Ларисой Рубальской

Караван историйЗнаменитости

Лариса Рубальская. Человек неомраченных будней

Я писала первые песни Аллегровой, когда ее еще никто не знал, Буйнову, когда он только начинал, Малинину мои песни помогали подниматься. Популярность артистов, которые их исполняли, росла, я, конечно, ощущала себя ровней и успех не приписывала случайности.

Алла Занимонец

Фото: Елена Сухова/7 Дней

ариса, еще год, и можно праздновать сорокалетие вашей первой песни, прозвучавшей со сцены. В 1983-м Владимир Мигуля написал на ваши стихи мелодию, а Валентина Толкунова их исполнила. Теперь вы — автор шести сотен стихов и текстов. Это много или мало?

— Ой, не пишите шестьсот, я сама не знаю, сколько их! Однажды к моему юбилейному вечеру кто-то подсчитал, и оказалось — семьсот сорок пять. Цифры разные... Я думаю, что штучек пятнадцать хороших песен, наверное, есть.

— Почему точное количество неизвестно? А как же авторские права?

— Когда мои песни звучали буквально отовсюду, очень плохо работало РАО, никто ничего не подсчитывал, случались и обман, и недоплаты. Получала буквально две копейки — в общем, не разжилась. А теперь, когда за авторскими правами приглядывают, я свои продала частному агентству на пять лет. Гонорар меня устроил, поехала и купила новую машину.

Зачем ждать? Будут концерты или нет, непонятно. Другие авторы говорят: «Ты что?! Может, больше бы получила за исполнение песен». Может... А возможно, и меньше. Сейчас мою душу беспокоит только то, чтобы люди, купившие права на песни, заработали бы на них. Пока, говорят, все нормально.

— Насколько длинной может быть жизнь песен? Те, которые любили мои родители, дети уже не слушают. А я, если хочу поностальгировать, ловлю их на каких-нибудь ретростанциях.

— У меня есть песен восемь, звучащих и сегодня, они не теряют популярности. Например «Напрасные слова», которым уже лет тридцать, до сих пор исполняют на самых разных конкурсах. А об «Угонщице» говорят, что это вообще плевок в вечность. Она и в караоке лидер, и в «Тиктоке» — не умерла, даже наоборот.

Эти песни объективно хорошие, а не случайно раскрученные. В них не вложены деньги, связи, они живут сами по себе. Я не хвастушка, просто сравниваю их с тем, что сейчас некоторые пишут. Все же филолог по образованию, поэтому правильно складываю слова. К тому же песни выбраны хорошими артистами, поэтому их жизнь оказалась длинной. Она зависит еще от того, стал ли ретро сам автор. Пока у меня не было спада. Когда случится, то и песни тоже уйдут...

Фото: Persona Stars

— Говоря о своей популярности, можете обозначить момент, когда наступил ее пик? Когда что-то щелкнуло и вы почувствовали: вот она, слава!

— Недавно рассуждала с самой собой на эту тему. Такое впечатление, что пик сейчас. Не то чтобы песни звучали повсюду, нет конечно. Но ко мне лично пробудился большой интерес. Постоянно зовут на телепрограммы, говорят, рейтинги обеспечиваю. Не чувствую: ох, я известная! Но и то, что БЕЗизвестная, не ощущаю.

— У вашей, Лариса, творческой судьбы интересное начало. Знаю, что все пошло с мужа Давида. Он, известный стоматолог, имел звездную клиентуру, однажды стал рассказывать артистам и композиторам о том, что его жена пишет стихи: «Не хотите ли зайти в гости?» Никто не смел отказать, и вот уже со сцены зазвучали песни на стихи Рубальской. Вам тогда было под сорок, звездной болезни не случилось?

— Расскажу, как было дело. Я работала переводчицей с японского, была влюблена и в язык, и в свое дело. Когда где-то начинала говорить по-японски, все поворачивались и смотрели с восхищением. Я была звездой! Знала язык, которого никто не знает. Читала новости агентства «Рейтер», работала на пресс-конференциях и саммитах, брала интервью. А потом в мою жизнь вошли песни. Но я не заболела звездностью, потому что она уже была в моей жизни.

— Когда известные композиторы стали писать песни на ваши стихи, не возникло ощущения случайности успеха?

— Нет. Мой муж каждый день говорил: «Так, как ты, никто не может!» Буквально внушал это. Я возражала, что другие авторы лучше, а он в ответ снова и снова повторял: «Может, и лучше, но они не могут ТАК, как ты».

Мысль эта проходила красной нитью во всех наших разговорах. Давид был убежден, что у меня хорошо получается. Да, в общем, я и сама понимала...

Я писала первые песни Аллегровой, когда ее еще никто не знал, Буйнову, когда он только начинал, Малинину мои песни помогали подниматься. Популярность артистов, которые их исполняли, росла, я, конечно, ощущала себя ровней и успех не приписывала случайности. Нас постоянно награждали — и на «Песне года», и на других музыкальных конкурсах я стабильно получала по два-три диплома.

При знакомстве мы с Давидом не были в восторге друг от друга. Фото: из архива Л. Рубальской

— А если бы, допустим, Давид вдруг сказал: «Это фигня, займись делом»?

— Мне обязательно нужен пряник, под кнутом зачахну. Но я всю жизнь со стихами. В детстве занималась в кружке художественного слова Дома пионеров, до сих пор помню миллион стихов наизусть. Не может мне никто сказать — мол, фигня. Это как ребенок, который занимается фигурным катанием: как бы плохо у него ни получалось, все равно катается.

— После того как ваши стихи взял Мигуля, писалось легко или садились и думали: о чем бы и кому?

— Само все пошло. Меня будто выбрало небо, и я оказалась в потоке. Мы подружились с Сергеем Березиным, я любила его всем сердцем и к каждому его приходу в гости писала песни. «Пламя» их с удовольствием пело. Для меня главное — любить того, для кого пишу. Очень любила Добрынина: он говорил слово, фразу — и рождалась песня. Мне хотелось ему угодить. Легко было с Марком Минковым, но встречались и те, с кем не переплелись души.

Еще одну историю вспомнила о том, как могла появиться хорошая песня. Как-то в самолете оказались в соседних креслах с Михаилом Барщевским. Мы были едва знакомы, но разговорились. Он рассказал, что у жены Оли, он ее зовет Олешей, юбилей. Говорил, как с ней познакомился, как сильно ее любит. В голове застучало, хотелось быстрее долететь и написать стихи, импульс пошел. Музыку сочинил Александр Морозов. Мне кажется, «Олеша» — одна из моих лучших песен.

— Если спросить у «Гугла» имена поэтов-песенников, он называет тысячи. Как среди них не потеряться, Лариса?

— И в этих тысячах — Дербенев, Танич, Резник, Шаферан и сразу я. Немного таких, хорошо пишущих. Главный показатель уровня — то, что исполнители становятся популярными. Это общая удача и артиста, и авторов. Мы помогаем друг другу.

— За свои первые песни вы ничего не получали, их просто исполняли — и все. Кто же первым заплатил?

— Лет двадцать назад Бари Алибасов вручил конверт за песню «Эскимос и папуас», это было в концертном зале «Россия», где выступала «На-На». Не помню точную сумму, но она оказалась приличной. Сказала ему «Как ты можешь?!» — поскольку подумала: «Это же творчество, за что деньги?» Потом Филипп Киркоров приехал ко мне на работу с деньгами. Следом за ним потихоньку то один, то другой. Хотелось, чтобы мои стихи звучали, о гонораре я не думала и не ждала его. Теперь основной заработок — концерты, с которыми езжу по стране.

Валентина Толкунова исполнила мою первую песню. Фото: Елена Сухова/7 Дней

— Филипп приезжал к вам в офис... Вы что, продолжали работать переводчицей, не ушли на вольные «поэтические» хлеба?

— Я закончила переводить лишь лет двенадцать назад. Помню, как-то торопилась на телесъемку и попросила японцев отпустить меня пораньше. Босс спрашивает:

— А что у вас сегодня?

— Вы знаете, я теперь песни пишу.

Он в ответ:

— Понимаете, что вам не за это деньги платят?

У меня был приличный оклад, и я осознала: не стоит рисковать хорошим местом.

Как-то сказала Давиду:

— Вот у нас, у артистов...

Он прервал:

— А артисты — это кто? Ты? Иди помой посуду, переводчик, там полная раковина.

Вот так все потихонечку опускали мои амбиции. Хотя я в принципе неамбициозна.

— А как же поддержать творческого человека, правильно настроить? Это же непросто — написать хорошие стихи.

— Никто меня не настраивает. Сейчас вообще особо некому показывать то, что пишу. Племянница и невестка говорят: «Ты нам не поэт, а просто Лариска».

— Близким посвящали стихи — маме, мужу?

— Никогда. Лишь однажды написала четыре строчки: «Кто Давида тронет, тому пощады нет, ведь он мой муж в законе, он мой авторитет». Маме и Родине не посвящала.

— А что, кстати, мама говорила по поводу вашей поэзии? Она же проходила вместе с вами тройки в школе и помнила характеристику про «средние умственные способности» дочери, о которой вы с юмором рассказываете.

— Я для нее так и осталась троечницей, по-прежнему в своей семье не в большом почете. Во всяком случае, мама ни разу не сказала, что мной гордится.

— Лариса, а откуда берутся сюжеты стихов? Например о мужчине, который «в самолете назвал симпатичной меня».

— На основе реальных событий. Может, не один в один, но что-то промелькнет. Я пленница русского языка, для меня слова — это особый мир. Если кто-то обронит интересную фразу, обязательно использую. Как-то в начале осени сидела на даче. Уже вечер, поздно, и так флоксы пахли в темноте, что я подумала: «Накануне осени пахло мокрыми флоксами». А дальше уже само собой продолжилось. Главное, ухватить импульс от слова или состояния. Мои уши всегда включены, я слышу, что говорят, как фразы строят, и сразу хочется писать стихи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ирина Мирошниченко: Ирина Мирошниченко:

Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днем — примерки костюмов

Коллекция. Караван историй
Умное зеркало, распознавание шахматных партий, оцифровка фехтования: как искусственный интеллект меняет спорт Умное зеркало, распознавание шахматных партий, оцифровка фехтования: как искусственный интеллект меняет спорт

Как технологии трансформируют спортивную индустрию и меняют пользователей

Популярная механика
Евгений Матвеев. Любовь земная. Интервью с дочерью актера Светланой Евгений Матвеев. Любовь земная. Интервью с дочерью актера Светланой

Дочь Евгения Матвеева рассказывает о своем знаменитом отце

Караван историй
15 простых способов нравиться людям, которые правда работают 15 простых способов нравиться людям, которые правда работают

Соблюдая эти правила, ты будешь вызывать ласковую улыбку на лицах окружающих

Maxim
Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь» Наталья Варлей: «Что меня держит на этой земле? Любовь»

«Из этой девочки может получиться новая Любовь Орлова»

Коллекция. Караван историй
История одного здания: «Бутылка» в Новой Голландии История одного здания: «Бутылка» в Новой Голландии

Знакомьтесь с историей необычного здания «Бутылка» в Новой Голландии

Культура.РФ
Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают» Людмила Савельева: «Надо прислушиваться к себе и к миру, тогда не пропустишь подарков, которые тебе посылают»

Характером я совсем не напоминала Наташу Ростову

Караван историй
У кого больше секса: у женатых или холостых, у молодых или в возрасте? У кого больше секса: у женатых или холостых, у молодых или в возрасте?

Кому достается весь секс, пока некоторым его явно не хватает?

Maxim
В двух шагах от трона В двух шагах от трона

Герцог и герцогиня Кембриджские стремительно набирают очки в погоне за троном

Караван историй
Добровольцы помогли австралийским зоологам изучить ехидн Добровольцы помогли австралийским зоологам изучить ехидн

Натуралисты-любители загрузили более 8000 фотографий ехидн

N+1
Анатолий Котенев. Фамильный колодец Анатолий Котенев. Фамильный колодец

После премьеры "Секретного фарватера" письма Анатолию Котеневу приходили мешками

Караван историй
Необратимый тектонический сдвиг: где оседают инвестиции в кибербезопасность Необратимый тектонический сдвиг: где оседают инвестиции в кибербезопасность

Почему венчурная активность России в сфере кибербезопасности стремится к нулю

Forbes
Всегда помнить про «Smize!» Всегда помнить про «Smize!»

Актриса Полина Ауг — о стиле, нужных вещах и работе в новых реалиях

OK!
NX, ты не RAV! Тест-драйв нового (правда!) Lexus NX NX, ты не RAV! Тест-драйв нового (правда!) Lexus NX

Смена поколений для «Лексуса» прошла под знаком принятия самого себя

РБК
Анастасия Стежко. Празднование жизни Анастасия Стежко. Празднование жизни

Со стороны человеку часто нужны не действия, а простое участие и сочувствие

Коллекция. Караван историй
Почему российские власти не могут защитить людей от агрессивных собак? Почему российские власти не могут защитить людей от агрессивных собак?

Почему бездомные собаки продолжают убивать людей

СНОБ
«После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова «После «Карнавальной ночи» я поехала за границу, а Гурченко не взяли», — рассказывала Тамара Носова

От всесоюзной популярности и королевской роскоши — до полной нищеты и забвения

Караван историй
«Обалдение полное» «Обалдение полное»

Какими увидели красноармейцев русские эмигранты в Эстонии?

Дилетант
Вот и поговорили Вот и поговорили

Как люди строят отношения с голосовыми помощниками и, главное, зачем?

Men’s Health
Виктимблейминг: почему люди обвиняют жертв насилия и что с этим делать Виктимблейминг: почему люди обвиняют жертв насилия и что с этим делать

Что заставляет людей обвинять жертв и оправдывать насилие?

Forbes
Как раз и навсегда убрать дряблый и выпирающий живот после родов — способ есть! Как раз и навсегда убрать дряблый и выпирающий живот после родов — способ есть!

Способы избавиться от выпирающего животика после родов

Cosmopolitan
Правило 9 дел: полезная фишка, которая поможет тебе увеличить время в сутках Правило 9 дел: полезная фишка, которая поможет тебе увеличить время в сутках

Как правильно распределить нагрузку и выполнить все цели, поставленные на день

Cosmopolitan
Лунный парадокс Лунный парадокс

Должен ли спутник Земли притягиваться к Земле сильнее, чем к Солнцу?

Наука и жизнь
Камышовки нашли дорогу домой благодаря магнитным указателям остановки миграции Камышовки нашли дорогу домой благодаря магнитным указателям остановки миграции

Камышки завершают миграцию в точках с определенным магнитным наклонением

N+1
Как меняются гендерные роли — изучаем на примере поваренных книг. Эссе из сборника Сары Даниус «Смерть домохозяйки и другие тексты» Как меняются гендерные роли — изучаем на примере поваренных книг. Эссе из сборника Сары Даниус «Смерть домохозяйки и другие тексты»

Как Сара Даниус рисует картину распределения гендерных ролей в Швеции

Esquire
История легенды История легенды

Ford Mustang — это больше чем машина. Мечта, икона, символ времени

Robb Report
Как мы перестали бояться неведомых демонов и начали бояться самих себя Как мы перестали бояться неведомых демонов и начали бояться самих себя

10 сериалов про борьбу за психическое здоровье

СНОБ
Экологичные поездки: как электромобили изменят индустрию такси Экологичные поездки: как электромобили изменят индустрию такси

Опыт Китая и других стран показывает, что стратегия «озеленяет» транспорт

Популярная механика
Диоксид олова помог сделать эффективные перовскитные солнечные элементы Диоксид олова помог сделать эффективные перовскитные солнечные элементы

Скорость нежелательной безызлучательной рекомбинации снизилась на 80 процентов

N+1
Несладкая жизнь Несладкая жизнь

Исследователи называют сахар ингредиентом, вызывающим сильное привыкание

Лиза
Открыть в приложении