Как два брата построили бизнес на полмиллиарда рублей на фудтраках и домах на колесах
Братья Рафаэль и Ренат Хабировы зарабатывали на продаже оборудования для добычи нефти и проектировании нефтяных объектов, а теперь строят передвижные рестораны, дома, бани, медпункты и салоны красоты. Среди клиентов их компании MobiTruck фастфуд-проекты, обувной бренд Ecco, нефтяные компании Neste и Shell. В 2021 году выручка бизнеса Хабировых превысила 500 млн рублей.
К фестивалю «Крымская весна» фудтрак в «русском» стиле установили на Пушкинской площади напротив старейшего в России «Макдоналдса», который закрылся 14 марта (компания приостановила деятельность в России). В киоске на колесах с изображением матрешки можно было купить горячую еду, в том числе блины.
Фудтраки появились и у других закрывшихся «Макдоналдсов» в ЦАО. Фургоны простояли всего три дня, с 18 по 20 марта. Владелец компании по их производству MobiTruck Рафаэль Хабиров уверяет, что рестораны на колесах произвели такое сильное впечатление, что люди еще долго потом писали и просили их вернуть.
Производством фудтраков Рафаэль Хабиров вместе с младшим братом Ренатом занимается с 2016 года. Партнеры владеют цехом площадью 6000 кв. м, где изготавливают передвижные дома, бани, магазины, медпункты, салоны красоты и заправки. Среди клиентов MobiTruck в России и за рубежом — нефтяные компании Neste, Shell, обувной бренд Ecco и другие.
По итогам 2021 года выручка компании MobiTruck, по собственным данным, превысила 500 млн рублей. В 2022 году компания планировала расширять продажи за рубежом. Но с началом «военной операции»* России на Украине многие заказчики заморозили проекты. Что ждет компанию по производству фудтраков в новых экономических условиях?
Еда на колесах
Рафаэль Хабиров признается, что занялся фудтраками случайно. До этого он мечтал стать «супернефтяником». По стопам отцам-нефтяника он поступил в Уфимский Государственный нефтяной технический университет и каждое лето проходил производственную практику в филиале «Газпромнефти» в родном Ноябрьске.
Окончив вуз, Хабиров переехал в Москву и устроился инженером в Институт нефти и газа, затем работал в многопрофильной инжиниринговой компании «Энергокаскад», после чего занялся бизнесом. В 2010 году открыл представительство канадской компании CAN-K, которая поставляла в Россию оборудование для добычи нефти, а затем присоединился к компании МОСС, которую в 2006 году основал его знакомый. Партнеры поставляли оборудование для нефтяных месторождений в Венесуэле, Омане, Индии, Катаре, Кувейте, Индонезии. Хабиров вышел из компании в 2019 году.
К 2016 году предприниматель заработал на продаже нефтеоборудования капитал, которого хватало на жизнь на Рублевке и инвестиции в различные проекты — от производственных до музыкальных. Тогда же знакомый предложил Хабирову вложиться в производство фудтраков. Он уверял, что у него есть наработки изделий и производственное оборудование. «На деле оказалось, что есть только помещение под цех в Москве», — вспоминает предприниматель. Позже инициатор вовсе вышел из проекта и продал долю Рафаэлю. Сумму сделки предприниматель не раскрывает.
Чтобы наладить работу, Хабирову пришлось активно включаться в процесс. В помощь он позвал младшего брата Рената, который к тому моменту окончил Уфимский университет и помогал ему в нефтяных проектах. «Меня все спрашивают: почему я остался в этом проекте? Думаю, потому что с детства хотелось что-то производить», — рассуждает предприниматель. Тогда же проект получил название EdaNaKolesah.
В первый год работы Хабировы вложили в проект 80 млн рублей с учетом первых инвестиций Рафаэля, заработанных за время работы в нефтянке. Деньги пошли на покупку оборудования (лазерные станки для резки металла, сварочные аппараты, гибочное и полировочное оборудование), аренду и наем людей, прежде всего конструкторов. Всего в развитие проекта к 2022 году братья вложили около полумиллиарда рублей — брали кредиты на развитие и реинвестировали прибыль.
«Мерседес» среди фудтраков
За первый год компания выполнила 18 заказов, что принесло 25 млн рублей выручки. Первый фудтрак команда изготовила для русскоязычного немца, который хотел открыть в Москве закусочную «Берлин Кебаб». Второй клиент — петербургский предприниматель Ханун Бенагуев — обратился к Хабировым летом 2016 года. Он тогда задумывался о запуске гастрономического проекта 1-st FoodFactory и искал подходящий фудтрак. Идею ресторана на колесах он подглядел в США. «Я увидел первый фудтрак в Нью-Йорке и пришел в дикий восторг. А в Майами было место, где стояло штук 30 фудтраков и все предлагали разную кухню», — вспоминает Бенагуев.