Одинокий маэстро оказался в разоренной стране

Караван историйИстория

Рыжий священник

Одинокий маэстро оказался в разоренной стране, где ни он сам, ни его музыка больше никого не интересовали. Антонио сидел у окна и вспоминал Венецию: туман над лагуной, гондолы, скользящие по глади каналов, и чувственные баркаролы гребцов. "Дают ли еще мои оперы в театре Сант-Анджело?" - думал с тоской Вивальди.

Нина Белова

0:00 /
1611.4
Фото: Heritage Images/Getty Images/Фото репродукции картины П. Лонги «Казино». XVIII век. Рейксмюсеум. Амстердам; www.bridgemanimages.com/ Fotodom/Фото репродукции картины «Портрет Антонио Вивальди». Международный музей музыки. Болонья

Осенью 1926 года в монастырском колледже Сан-Карло крошечного городка Сан-Мартино на севере Италии начался ремонт. Денег, как водится, недоставало, а нужно еще и крышу обветшавшую чинить. И тогда монахи решили продать часть библиотеки. Тем более что в одной из заброшенных кладовых они обнаружили девяносто пять томов старинных нотных манускриптов. Для экспертной оценки братья пригласили известного музыковеда Альберто Джентили. Каково же было его удивление, когда копаясь в груде старых рукописей, он вытащил пыльные ноты, взглянул на автограф и чуть не упал в обморок: это были партитуры самого Антонио Вивальди!

...Он родился в Венеции в семье цирюльника Джованни Баттисты Вивальди и его жены Камиллы, в доме на площади Кампо-делла-Брагора четвертого марта 1678 года. По легенде, в этот день в городе случилось землетрясение, воды лагуны окрасились в черный цвет, волны яростно бились о берег и с остервенением выбрасывали на причалы лодки. Поскольку младенец появился на свет раньше срока и едва подавал признаки жизни, он был поспешно крещен на дому повитухой под именем Антонио Лучо, и лишь через два месяца был проведен официальный обряд крещения в церкви Сан-Джованни-ин-Брагора, о чем свидетельствует запись в метрической книге прихода.

Фото: The Granger Collection/ТАСС/Фото репродукции гравюры «Антонио Вивальди»

Как любому мальчишке, ему хотелось бегать с друзьями по запутанным лабиринтам венецианских улочек, забираться на горбатые мостики, перекинутые через каналы, качаться на привязанных к причалам гондолах. Но из-за мучившей с рождения астмы, или как тогда говорили «тесноты в груди», простые ребяческие радости были Антонио, к сожалению,  недоступны. Часто в одиночестве он сидел у воды, задумчиво глядел вдаль и впитывал запахи свежего бриза, водорослей, рыбы. Дышалось здесь легче.

Родной город подарил больному мальчику удивительное волшебство — музыку. Венеция была буквально пропитана ею, она звучала в церквях, театрах, на домашних концертах в палаццо патрициев... На площади Сан-Марко ежедневно играл оркестр дожа, то там, то здесь выступали уличные музыканты. С каналов доносились завораживающие песни гондольеров, а из таверн и кофеен — голоса скрипок. Даже в цирюльнях держали различные инструменты — чтобы клиенты не скучали. Отец Антонио Джованни Баттиста, кстати, был весьма недурным музыкантом, в капелле Сан-Марко он подрабатывал скрипачом.

Фото: Www.bridgemanimages.com/fotodom

Антонио не пропускал ни одного выступления отца. Обычно они причаливали к дворцу дожей со стороны пьяцетты — маленькой площади между палаццо и библиотекой — и шли к базилике Святого Марка, украшенной драгоценными старинными мозаиками, которую венецианцы называли la Chiesa d’Oro — Золотая церковь. Отец отправлялся на балкон, где располагались музыканты, а Антонио крадучись забирался по винтовой лестнице к органисту и пристраивался в уголке.

Величественный храм славился не только красотой, но и изумительной акустикой. Стараясь не пропустить ни одной ноты, мальчик жадно впитывал музыку. Больше всего на свете ему хотелось приобщиться к этой божественной феерии звуков, и однажды мечта сбылась.

— Антонио, вытяни левую руку, — велел Джованни Баттиста.

— Зачем, папа? — удивился сын.

— Мне надо знать, какого размера купить тебе скрипку и смычок.

— Ты хочешь учить меня игре на скрипке? — прошептал Антонио, не веря своему счастью.

— Ну что ты придумал? Он же еще очень мал, — недовольно проворчала Камилла.

Муж не удостоил ее ответом и принялся измерять расстояние от худенького плечика сына до центра ладошки, внимательно изучая тоненькую кисть — длина пальчиков должна быть соразмерна грифу. Затем Джованни отправился в ближайшую лавку смычковых инструментов и купил подходящую скрипочку. Он же дал сыну и первые уроки.

Фото: www.bridgemanimages.com/Fotodom/Фото репродукции картины Г. Белла «Последний день карнавала на площади Сан-Марко»

Антонио усердно осваивал трудные скрипичные пассажи Арканджело Корелли, а параллельно учился играть на чембало — так итальянцы именовали клавесин. Ему исполнилось десять, когда перед важным концертом оркестра капеллы Сан-Марко внезапно заболел скрипач. Синьор Вивальди предложил в качестве замены своего сына. Капельмейстер Джованни Легренци, знаменитый композитор, скрипач и органист, сильно удивился — мальчик ведь еще слишком мал для столь ответственных выступлений, но иного выхода не было. Дебют маленького скрипача его впечатлил, и маэстро взял талантливого паренька под свое крыло: приглашал на домашние концерты, занимался с ним композицией и теорией музыки. Через три года Антонио уже сам начал сочинять.

Не исключено, что пример Легренци, принявшего сан, натолкнул Джованни Баттисту на мысль сделать из сына священника. К семейному делу он был явно непригоден, к тому же имелось еще пятеро детей — найдется, кому передать цирюльню. Музыка ведь в те времена считалась ремеслом ненадежным, а церковнику положение в обществе обеспечено. Восемнадцатого сентября 1693 года пятнадцатилетнему Антонио выбрили тонзуру — кружок на макушке, символизирующий терновый венец, и дали звание «вратаря» — мальчика, отворяющего двери храма. Спустя шесть лет он стал аббатом-миноритом ордена францисканцев, но прослужил недолго. Из-за «тесноты в груди» во время мессы ему не хватало дыхания на пропевание псалмов, и Вивальди освободили от этой обязанности.

Фото: World History Archive/Topfoto/Fotodom

Впрочем, он не слишком расстроился, поскольку получил приглашение в одну из так называемых венецианских консерваторий — приют для девочек-сирот Пьета, или Милосердие, — с вполне приличным годовым содержанием в шестьдесят дукатов. Антонио обучал девочек музыке, занимался с хористками вокалом, проводил репетиции оркестра и дирижировал концертами. Его воспитанницы пели как ангелы, играли на скрипке, органе, гобое, виолончели, флейте и фаготе, легко переходя от одного инструмента к другому. Перед ним открылись возможности для воплощения своих самых смелых творческих замыслов. Он с упоением писал кантаты, оратории, хоралы, гимны и сонаты.

Девочкам новый преподаватель пришелся по нраву. Молодой, остроумный, доброжелательный, он так виртуозно играл на скрипке! А какие у него выразительные глаза и волосы с медовым отливом. «Il Prete Rosso», — шептались барышни за спиной учителя. Прозвище Рыжий священник закрепилось за Вивальди на всю жизнь.

По воскресеньям на набережной Скьявони в церкви Санта-Мария-делла-Пьета проходили публичные выступления воспитанниц Вивальди. Концерты капеллы Рыжего священника пользовались неизменным успехом у горожан и гостей Венеции, наплыв которых был особенно велик в дни карнавала.

Хористок, впрочем, слушатели не видели — они были скрыты на клиросах за резной позолоченной решеткой. В отличие от оркестранток. Французский путешественник Шарль де Бросс замечал, что «нет ничего привлекательнее юной прекрасной монахини в белой одежде, с букетами цветов граната на ушах, отбивающей такт со всей грацией и точностью».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

О'кей поп О'кей поп

Как корейские поп-музыканты захватили мир

GQ
Аллергия на весну Аллергия на весну

Медицина пересматривает представления о механизмах развития аллергии

Ведомости
Бесстрашные: Собчак и другие звезды, которые не боятся критиковать власть Бесстрашные: Собчак и другие звезды, которые не боятся критиковать власть

Знаменитости, которые позволяют себе критиковать правительство и президента

Cosmopolitan
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Сейчас вылетит миллион птичек Сейчас вылетит миллион птичек

Жители Поднебесной хороши во всем, что надо делать массово и синхронно

Maxim
6 самых безумных предметов, которые когда-либо крали 6 самых безумных предметов, которые когда-либо крали

Некоторые из самых странных вещей, которые когда-либо были украдены

ТехИнсайдер
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Мифы и научные данные о животных-долгожителях Мифы и научные данные о животных-долгожителях

От чего зависит скорость старения у разных животных?

Наука и техника
Изогнутый экран смартфона — это удобно? Изогнутый экран смартфона — это удобно?

Стоит ли покупать смартфоны с изогнутыми экранами?

CHIP
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Андрей Кирсанов Андрей Кирсанов

Андрей Кирсанов по-настоящему круто умеет смотреть объективом в глаза

Собака.ru
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Физика современных блэкаутов Физика современных блэкаутов

С чем эксперты связывают энергетический сбой на Пиренейском полуострове

Монокль
Идем по циклу Идем по циклу

Что в менструальном цикле считается нормой, а когда требуется внимание

Лиза
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
Как выбрать брокера Как выбрать брокера

Как выбрать яхтенного брокера и избежать ошибок?

Y Magazine
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Нам это НАДо? Нам это НАДо?

Инновационный подход к антивозрастному уходу за кожей: косметика с NAD+

Лиза
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Дети войны. Воспоминания Марка Розовского Дети войны. Воспоминания Марка Розовского

Война, эвакуация, московские дворы в воспоминаниях драматурга Марка Розовского

Знание – сила
Женщина на борту Женщина на борту

Женщины в море: против суеверий, морских богов и стереотипов

Y Magazine
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие Наши соседи: солдатик, пожарник, кобылка и другие

Весной одними из первых появляются насекомые, которые зимуют взрослыми

Наука и жизнь
Открыть в приложении