«Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона»

Караван историйЗнаменитости

Андрей Руденский: «Если бы думал, что я как все, не пошел бы в актеры»

Ассистент по актерам посмотрела на меня задумчиво пару минут и выдала: «Нет... Вас никогда не будут снимать. Ваше лицо — для рекламы одеколона».

Беседовала Алла Занимонец

ридцать три года назад, в марте 1988-го, состоялась премьера четырнадцатисерийного телефильма режиссера Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина». Для вас ведь эта роль стала первой в творческой биографии и главной в судьбе?

— Эта роль была предопределена, но я еще не умел читать «знаки». Знаете, когда «Эй, заметь, обрати внимание, прислушайся, намекаю!..» Шепот судьбы доносится не просто так. Подсказки звучали часто и четко, но я не слышал, вспомнил о них позже. На четвертом курсе сдавал экзамен по русской литературе и вытащил билет — «Жизнь Клима Самгина». Если помните, толстенная книга! Конечно же, я ее не прочел, зато почему-то выучил полстранички лекции и несколько цитат. Протараторил и получил пятерку. Не подозревал, что спустя короткое время мне придется уже с интересом проштудировать роман от корки до корки. Или еще эпизод. Приятель, журналист из киношной сферы, как-то сообщил: на «Ленфильме» режиссер Виктор Титов готовится к запуску многосерийного телефильма. «Понимаю, — говорит, — что ты без работы и надо жить. Постараюсь поговорить с кем надо, выбить тебе эпизодик».

Кадр из телефильма «Жизнь Клима Самгина», 1988 год

— И действительно приложил руку к тому, что в итоге вы получили главную роль?

— Нет. Думаю, он даже забыл о разговоре. Незадолго до этого я оказался в Ленинграде с гастролями Театра моды Славы Зайцева, где работал манекенщиком. Забежал на «Ленфильм», оставил в актерской картотеке фотографии и анкету — рост, вес, цвет глаз.

Через пару недель пригласили на фотопробы. Следующие два месяца я ездил в Ленинград каждый понедельник уже на кинопробы. Первый раз показывался с двумя глыбами — Юрой Богатыревым и Леной Соловей. Не помню себя вообще, настолько волновался. Кто они и кто я?! Но очень хотелось получить эту роль, очень... И вот последний этап — утверждение актерского состава в Госкино. Как я понял, моя кандидатура вызвала споры. Понятно: молодой неопытный актер — и главная роль! Причем возрастная, от семнадцати лет до сорока с чем-то. А мне на тот момент всего двадцать пять... Ответа ждал месяца два.

От постоянного напряжения и нервотрепки вдруг закурил и до сих пор курю. В театральном, когда ребята вокруг поголовно дымили, мне это было неинтересно, а тут нервы окончательно сдали.

Еще до истории с Самгиным меня утвердил сам Сергей Федорович Бондарчук в картину «Борис Годунов» на роль рынды — истукана, стоящего с секирой у входа в царские палаты. Я был счастлив! Но случился Самгин... Знаю, что многие прекрасные актеры, ныне известные и популярные, пробовались на эту роль. Они были опытнее, но Титов почему-то выбрал меня. Такое не раз случалось — когда заходил последним в вагон, а выходил первым. Так же произошло чуть позже с «Морским волком». Уже все актеры перепробовались, а я приехал в Одессу на студию и сразу был утвержден.

Режиссер Виктор Титов, посмотрев часть материала, сказал: «Ты талантливый, Андрей». После этих слов я не то что горы мог сдвинуть, даже перевернуть земной шар!

— Как работалось с Титовым? Ведь он уже был мэтром, снял и «Открытую книгу», и «Здравствуйте, я ваша тетя!», и «Чудо с косичками».

— У нас сложились интересные отношения, которые редко бывают между актером и режиссером. Мы понимали друг друга даже не с полуслова, а на молекулярном уровне. Но это произошло не сразу — через месяц-полтора, когда Виктор Абросимович посмотрел часть отснятого материала и сказал: «Ты талантливый, Андрей». После этих слов я не то что горы мог сдвинуть, но даже перевернуть земной шар! Он увидел, что двигаюсь в нужном направлении. Вносил поправочки, но минимальные. Все два года съемок мне было очень легко.

Жаль, больше не работали вместе. Однажды случайно где-то увиделись, я признался, что мечтаю о роли Мышкина. Он оживился: «Да! Было бы здорово». Знаю, у него состоялся разговор с великим Георгием Рербергом, оператором, который снял «Зеркало» Тарковского, много работал с Кончаловским и самим Титовым. Тот также сказал: «Надо снимать!» Представляете, что могло получиться? Но... Наступило время кооперативов, странных фильмов о проститутках и бандитах. А играть хотелось настоящее.

— Вы говорите, что было легко, но как без опыта в двадцать с небольшим играть сорокалетнего, да еще довольно сложного человека прошлого века?

— Я был неопытным, даже в театре до этого не играл. Конечно волновался. Чтобы не выпадал из кадра, на полу чертили мелом крестики: «Андрей, не сдвигайся, у тебя крупный план». Играл страшно переживая и удерживая в голове задачу.

Снимали непоследовательно — сегодня играю сорокалетнего, а завтра моему герою восемнадцать. Все зависело от графика партнеров, готовности павильона, натуры и прочего. Казалось, раз я «старый», надо добавить сутулости, скомканности плеч и приволакивающие ножки. Сейчас мне шестьдесят — какое шарканье, даже смешно! Понятно, что во времена Горького люди старели быстрее, но не до такой же степени.

А какие у меня были партнеры! Калягин, Соловей, Джигарханян, Проскурин, Глушенко, Гундарева, Глузский... И рядом я, еще мало что умеющий пацан. Но никто не поучал, не давал советов, корифеи держались дружелюбно, на равных. Лена Соловей, которая играла мою мать, запомнилась удивительной интеллигентностью. Добрая, светлая, «своя»! Ее муж Юра Пугач работал на картине художником-постановщиком, все потрясающие интерьеры — его рук дело.

Помню, в начале съемок предупредили: «Имей в виду, завтра приедет Гундарева!» Наташу многие побаивались, у нее был непростой характер. Но мы общались замечательно, за разговорами час то выпивали в вагоне СВ, когда ехали на съемки. Наташа была широкой, открытой. Слышал, что когда на площадке складывалось «не по ее», устраивала взбучку. Но я лично такого не видел.

А с молодыми — Андреем Харитоновым, Сережей Маковецким, Ларисой Гузеевой — мы вообще оказались на одной волне, хотя я был начинающим, а они уже сыграли заметные роли. Вообще, никто из звездного состава не относился ко мне пренебрежительно или свысока. Через несколько лет после выхода на экраны «Самгина» я сыграл Ставрогина в «Бесах». На картине снова собрались одни звезды — Джигарханян, Демидова, Тихонов, Скобцева. Да и сам режиссер Игорь Таланкин — величина! И опять никаких эксцессов.

— Помните чувство, когда увидели себя на экране?

— Конечно! Первую серию показали с утра, затем повторили вечером. Заперся дома один, чтобы без свидетелей.. . «Неужели это я?» — с такой мыслью просидел у экрана час пятнадцать, выкурив пачку сигарет. Был ли собой доволен? Категорически нет. Удалось себя принять, поверить, что сделал максимально возможное из того, что в то время мог, лишь после третьего или четвертого просмотра картины.

Популярность случилась зашкаливающая. Незнакомые люди на улице говорили приятные слова, благодарили. Любопытно, что ни хамства, ни панибратства не было. Притом что — уверен — не всем нравится актер Руденский, произведение «Жизнь Клима Самгина», подозреваю, и сам писатель Максим Горький. Узнавали по голосу, со спины, даже если шел по улице в темных очках и вязаной шапке, натянутой на брови. Неожиданно пошла мода — новорожденных мальчиков вдруг начали называть Климами.

Несколько лет назад ехал в метро и вдруг услышал женский голос: «Простите, вы Андрей Руденский? Я вас по спине узнала, вы Самгина играли».

— Как изменился образ жизни молодого парня?

— Однозначно, стал больше себе позволять, поскольку уже хорошо зарабатывал. Тратил деньги на одежду, ресторанчики, но по-прежнему снимал квартиру в Люблино. Слава богу, звездная болезнь миновала. Никогда не прятался, хожу спокойно в магазины, езжу в общественном транспорте. А если люди узнают, улыбаются, просят автограф, это же нормально — значит, в профессии что-то сделано.

— Казалось бы, после такого дебюта режиссеры должны выстроиться в очередь. Ан нет...

— Да, вся моя жизнь проходит с паузами... Непонятно, что тогда произошло, почему никто не бросился меня снимать. Был уверен, что телефон задымится от нескончаемых звонков режиссеров. Начитавшись биографий известных актеров, знал: после успешных ролей именно так с большинством и происходило. Но со мной прорыва, увы, не случилось. Конец восьмидесятых, классика постепенно выходила из моды, а «бандиты» еще не начались. Я ждал, сходя с ума... Чтобы держаться в форме и чем-то занять голову, осваивал итальянский, ходил в спортивный зал. Понимал, что хорошо поработал, но где отдача? Только через год позвали на пробы «Морского волка» по Джеку Лондону — ситуация стала исправляться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente» Борис Хвошнянский: «Терпеть не могу картошку Al Dente»

Самобытный, разноплановый российский актер Борис Хвошнянский

Коллекция. Караван историй
На вторых ролях: почему ни один из топ-менеджеров Amazon не стал миллиардером На вторых ролях: почему ни один из топ-менеджеров Amazon не стал миллиардером

Что известно о Энди Ясси и почему он так и не стал миллиардером?

Forbes
Посиделки в графском особняке Посиделки в графском особняке

Жизнь большой «литературной коммуналки» с ее скандалами и творческими вечерами

Караван историй
«Зай, а что тут нажать?»: почему мужчины беспомощны в быту (или делают вид) «Зай, а что тут нажать?»: почему мужчины беспомощны в быту (или делают вид)

Почему мужчины верят, что не в состоянии справиться с домашними обязанностями

Cosmopolitan
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
Проверено на себе Проверено на себе

Vogue выбрал самых перспективных художниц в мире макияжа

Vogue
Олег и Марина Газмановы: Олег и Марина Газмановы:

Олег и Марина Газмановы понимают друг друга с полуслова

Караван историй
«Полю все равно, какого я пола»: почему индийские женщины протестуют из-за аграрной реформы «Полю все равно, какого я пола»: почему индийские женщины протестуют из-за аграрной реформы

Как индийские фермерши совмещают работу в поле с политическим активизмом

Forbes
Мария Аронова. Бабье счастье Мария Аронова. Бабье счастье

Актриса Мария Аронова о семье, слабостях и страхе одиночества

Караван историй
Интервальное голодание: всем ли оно подходит? Интервальное голодание: всем ли оно подходит?

Кому подойдет, а кому, наоборот, может навредить интервальное голодание?

Psychologies
Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы» Олег Митяев: «Случайность — промысел судьбы»

«О чем размышляет мужчина, которому за пятьдесят?»

Караван историй
Семь городов-призраков, которые вдруг покинули люди Семь городов-призраков, которые вдруг покинули люди

Подборка заброшенных городов мира для истинных ценителей уединения

Maxim
Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди» Игорь Лифанов: «До сих пор думаю, что многое еще впереди»

Актер Игорь Лифанов о Дмитрии Нагиеве и съемках в «Дневном дозоре»

Караван историй
Одна вокруг света: долина вулканов и песчаная буря на озере Одна вокруг света: долина вулканов и песчаная буря на озере

109 серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты

Forbes
Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни» Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни»

Никогда больше не сыграю Веника из «Папиных дочек»

Караван историй
Корпорации узнали о менопаузе: как меняется аудитория фемтех-стартапов Корпорации узнали о менопаузе: как меняется аудитория фемтех-стартапов

Сфера фемтех-стартапов за последние два года существенно выросла

Forbes
Подросток Лимонов. Продолжение Подросток Лимонов. Продолжение

В СССР Лимонов не был диссидентом, но был чужим для советской системы

Esquire
7 подсказок для тех, кого ранит чужая критика 7 подсказок для тех, кого ранит чужая критика

Случалось ли вам слышать от окружающих, что вы на что-то остро реагируете?

Psychologies
«Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала» «Увидев себя в фильме «Москва слезам не верит», Ирина Муравьева горько заплакала»

Вспоминания прошлых лет об актрисе Ирине Муравьевой

Коллекция. Караван историй
Физики поставили рекорд в измерении размера альфа-частицы Физики поставили рекорд в измерении размера альфа-частицы

Для этого они провели измерение частоты 2S-2S перехода в мюонном ионе гелия

N+1
Тайна завещания Леонида Быкова Тайна завещания Леонида Быкова

Воспоминания Глеба Скороходова о Леониде Быкове

Коллекция. Караван историй
5 причин, по которым нам нужен секспросвет 5 причин, по которым нам нужен секспросвет

Зачем нашим детям нужно половое воспитание и почему оно не приведет к «разврату»

Cosmopolitan
Тут Русью пахнет Тут Русью пахнет

Отечественные дизайнеры все чаще находят источник вдохновения на родной почве

Vogue
Пэрис Хилтон 40 лет. Как последний столп гламура держится на плаву Пэрис Хилтон 40 лет. Как последний столп гламура держится на плаву

Флагману селебрити-культуры Пэрис Хилтон удалось не исчезнуть с радаров

РБК
Как отпраздновать 23 февраля в компании друзей Как отпраздновать 23 февраля в компании друзей

23 февраля – отличный повод, чтобы провести день в мужской компании

GQ
Праздник женских удовольствий: 24 часа только для себя Праздник женских удовольствий: 24 часа только для себя

Перезагрузиться и расслабиться душой и телом мы вполне можем за один день

Psychologies
Пикап по-самурайски. Как знакомиться с девушками в японских ресторанах Пикап по-самурайски. Как знакомиться с девушками в японских ресторанах

Почему нужно знакомиться с девушкой в японском ресторане?

Maxim
Миллиардер Марк Кьюбан: Понимание этой простой концепции сделает вас богатыми в современном мире Миллиардер Марк Кьюбан: Понимание этой простой концепции сделает вас богатыми в современном мире

Сегодня ценность любого актива определяется тем, что думают об этом люди

Inc.
Фуху на островах южных морей Фуху на островах южных морей

Любой житель Британских островов скажет, что бокс придумали англичане

Вокруг света
Как Артемия Панарина попытались сделать жертвой «культуры отмены» Как Артемия Панарина попытались сделать жертвой «культуры отмены»

Рассказываем почему обвинения в адрес Артемия Панарина вызывают много вопросов

GQ
Открыть в приложении