Жизнь, цели и пристрастия художника Франсиско Гойи

Караван историйИстория

Франсиско Гойя. Махо, махи, промахи и взмахи

Вся его жизнь, цели и пристрастия крутились вокруг двух определяющих понятий: «махо» и «маха». Сам он, конечно, считал себя махо (или, как теперь говорят, мачо). А идеалом женщины для него была маха...

Татьяна Миргородская

Люди, которых называли махо, были ни на кого не похожи, уникальный. Самое низкое сословие, грубое простонародье, трущобная беднота, наделенная, однако, поразительным чувством собственного достоинства, самоубийственной отвагой и редким даром щегольства, своеобразным шиком.

Махо были бандитами — работать им не позволяла гордость, зато совершать преступления почиталось за честь. А махи — их спутницы — были страстными красотками с особым стилем, исповедовали свободную любовь и умели постоять за себя, мгновенно вытаскивая нож, спрятанный в юбках, или складную наваху, такую же, какую затыкали за пояс их мужчины.

С детства он хотел быть махо. Да, собственно, и был им. Резкий, бесстрашный, рисковый и вечно прущий напролом. Он был «из простых», но, конечно, всячески бравировал мифическими аристократическими корнями, как все они, горделивые уличные наглецы. И к изначальному имени — Франсиско Хосе Гойя-и-Лусьентес — едва получил возможность, не преминул прибавить частицу «де». Де Гойя-и-Лусьентес.

Отец его Хосе Гойя — сын крестьянина, сам — ремесленник, золотивший различные изделия вплоть до церковной утвари. А вот мать Грасиа Лусьентес как раз и настаивала на дворянском происхождении, однако доподлинных доказательств не имела, зато оснований — примерно как у всех: каждый крестьянин, сражавшийся в прошлом против мавров, претендовал на статус идальго и задирал нос.

Франсиско родился тридцатого марта 1746 года в деревне Фуэндетодос провинции Арагон близ Сарагосы. У него было два старших брата — Камилло, впоследствии ставший священником, и Томас, который пошел по следам отца. Дружны они и в детстве не были, а когда выросли, отношения совсем разладились: братья, поначалу и в грош не ставившие Франсиско, назойливо вынуждали поделиться богатством, стоило тому добиться успеха. Как бы они ни претендовали на благородное происхождение, подкрепить его воспитанием и образованием не получалось, и Франсиско до конца жизни писал с дичайшими ошибками, страдая от насмешек над неотесанностью.

Франсиско родился тридцатого марта 1746 года в деревне Фуэндетодос провинции Арагон близ Сарагосы

В пятидесятые годы они жили уже в Сарагосе. Там-то Гойя-подросток и увидел вблизи те самые идеалы мужской и женской привлекательности — махо и мах. Он впитывал не только их язык и обычаи, но и сам поразительный испанский дух — espan~olismo . Они исповедовали национальные традиции и носили национальные костюмы. Мужчины — короткие штаны, шарф вместо пояса, огромные шляпы и непременный длинный широкий плащ капу: завернешься в него — и останешься не узнанным. В конце концов правительство даже запретило капы, но романтические разбойники махо плевать на это хотели.

Махи щеголяли мантильями, шалями и гребнями, дерзко укорачивали юбки и углубляли вырезы лифов, не оставляя простора воображению. Эти женщины были горячи и необузданны в любви, чарующе бесстыдны в поведении и речах, ревнивы и скоры на расправу с неверными возлюбленными или соперницами, думать не желали о замужестве, но при этом хранили верность избранникам. Навахи они доставали в секунду, использовали бестрепетно и с равным мастерством пели, плясали и играли на гитаре. Франсиско с разбегу бросился в этот мир и навсегда присягнул его законам, напоминающим корриду с отчаянной смелостью тореро, когда триумф, кровь и риск — все напоказ, поскольку на миру и смерть красна, а уж такая гибель и вовсе почетна.

«Маха и люди в масках», 1777 год

В тринадцать Франсиско пошел в ученики к местному художнику и три года под его руководством копировал гравюры. Даже получил первый заказ — сделал церковную раку для мощей. Эта работа потребовала от него усердия, но ничуть не добавила благочестия, и вскоре мальчишка вляпался в серьезную переделку. Как ни парадоксально — из-за церковных дел. Он выступил зачинщиком массовой уличной драки... между прихожанами!

Паства церкви Нуэстра-Сеньора-дельПилар вступила в бой с конкурентами из соседнего храма, и дело кончилось несколькими убитыми. Вожаку — подростку Франсиско — грозил суд инквизиции. И тогда он попросту сбежал в Мадрид. Там земляк, художник-тезка Франсиско Байеу, помог с обустройством.

Увы, ума-разума не прибавилось, имидж махо требовал подкрепления, и дерзкий юнец совершенно слетел с катушек. К тому же провалился — и весьма позорно — при поступлении в Королевскую академию Сан-Фернандо. Горячая кровь и избыток свободного времени сделали свое дело: Франсиско сорвался с цепи: пил и буянил, водил дурные знакомства, кутил с проститутками и уличными плясуньями, дрался на кулаках и дуэлях... Одна привела к новому побегу — на сей раз и вовсе в Италию. Под благочестивым предлогом продолжения образования, а на деле — чтобы не угодить в тюрьму.

Денег не было совсем, зато бесшабашности не занимать. Долго Гойя не думал — и присоединился к группе бродячих тореадоров. Это опасное занятие кормило его неплохо, в боях с быками отчаянный махо проявлял смелость и ловкость, получая в награду не только деньги, но и уважение мужчин, а главное — внимание женщин. В изоб разительном искусстве ему, может, и оставалось много чему учиться, а вот в искусстве соблазнения юноша весьма преуспел — и вновь ходил по краю, рискуя головой. Например соблазнил монахиню, затем дочь вельможи...

По краю, кстати, ходил не только в переносном смысле: однажды залез на купол собора Святого Петра, прогулялся по карнизу и нацарапал свои инициалы. В свободное время он, впрочем, успевал рисовать — только не римскую античность и ненавистные гипсовые слепки, а улицу, бытовые сценки, интересные типажи.

В 1763 году Гойя приезжал в Испанию. Снова штурмовал Королевскую академию — и опять провалился. Но унывать не стал, а поехал домой в Сарагосу, где на одном только апломбе урвал заказ на роспись фресок той самой «своей» церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. И справился, удивив оригинальностью, барочной яркостью, интересной композицией, не выходя при этом за рамки.

Тем временем дошли слухи, что старый приятель Байеу пошел вверх в столице, и порядком заскучавший в своем городишке Гойя направился к нему. Обнаружил, что успехи земляка еще внушительнее, чем болтали: Байеу теперь был ни много ни мало придворным живописцем Карлоса III! Тут уж не зазорно отринуть гордость да и поучиться у тезки, не беда, что тот совсем ненамного старше. Гойя усердно трудился под руководством покровителя, а затем рискнул поучаствовать в конкурсе Пармской академии художеств. Представил историческую картину с велеречивым названием «Ганнибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор» — и удостоился второй премии.

Гойя усердно трудился под руководством покровителя, а затем рискнул поучаствовать в конкурсе Пармской академии художеств

После этого пошли заказы: испанская знать предпочитала либо античные, либо религиозные сюжеты, и Франсиско исправно их осваивал. Его хвалили — были в этих работах свежесть и смелость, щедрый свет и цвет.

У Франсиско Байеу подросла сестра Хосефа. Брак с ней был Гойе во всех отношениях выгоден, девушка ему нравилась, и в 1773-м они поженились. Чтобы свадьба точно состоялась, ушлый жених барышню соблазнил, так что под венец невеста отправилась на пятом месяце беременности. История не сохранила точного числа, но детей жена Гойи родила минимум пять (максимум — восемнадцать). Все они, кроме одного, умерли в раннем возрасте. Остался только Франсиско Педро Хавьер, рожденный в 1784 году.

У Франсиско Байеу подросла сестра Хосефа. Брак с ней был Гойе во всех отношениях выгоден, девушка ему нравилась, и в 1773 году они поженились. Одни исследователи полагают, что на портрете изображена жена художника, другие считают, что это Леокадия Соррилья, имевшая поразительное сходство с Хосефой

Всю жизнь муж будет изменять Хосефе, а она — терпеть и делать вид, что ничего не замечает, да и до того ли было ей, беременной едва ли не каждый год? Однако всю жизнь он старался, чтобы жена ни в чем не нуждалась, и в этом видел свой долг — в конце концов, потратил же с первых крупных заказов такую сумму на парадную карету и лошадей, какой его отец за всю жизнь не заработал! А разве не покупал он жене деликатесы от куропаток до шоколада? Напишет ее Гойя всего однажды и в историю войдет портретами совсем другой женщины, с которой Хосефе и в голову не придет состязаться.

Брак, принесший жене столько боли и горя, мужу открыл новые просторы в карьере: то, чего Байеу не сделал бы для приятеля-ученика, он охотно делал для родственника-зятя. Заказы текли рекой — один другого выгоднее.

Еще лучше дело пошло, когда Гойя получил место с регулярным доходом в Королевской шпалерной мануфактуре — и взялся за серию для столовой принца Астурийского во дворце Эскориал. Принцу предстояло однажды стать королем Карлосом IV. Страстный охотник Гойя заполнил картоны тематическими сценами, текстильщики перенесли их на гобелены, и не менее страстный охотник — наследник престола остался весьма доволен. Настолько, что заказал панно уже для другой своей столовой — во дворце Прадо.

Гойя, безусловно, обладал самобытностью, но пока невольно загонял себя в общепринятые рамки, «как у других». Как поймать собственную волну, до поры не знал. Помог случай: возможность копировать и гравировать картины великого Веласкеса — их как раз купили для королевского дворца в Мадриде. В процессе работы Франсиско разобрался, как это сделано, а затем сумел на основе гениальных полотен найти нечто свое — в темах, видении, собственной манере мазка, цветовых и композиционных решениях.

Махо и махи его детства и юности не шли из головы — Гойя вдохновлялся в первую очередь их верностью национальным традициям. Собратья по цеху хватались за заказы парадных портретов или поставляли религиозные сюжеты — верное дело, беспроигрышный вариант. А он попробовал отпустить себя и делать что хочется — и кисть, как волшебная лоза, повела его к теме народной жизни, глубинной Испании с ее сочными фруктами, терпким вином, кружевными мантильями, костяными гребнями, острыми кинжалами, каменными арками, сумрачными сводами, жарким солнцем, страстной музыкой, горячей любовью и гордой гибелью.

В 1779 году Гойю представили Карлосу III. Он показал четыре картины. Король выказал благосклонность. Дебют живописца при дворе единодушно со чли более чем успешным, после этого его радушно приняли наконец в Королевскую академию Сан-Фернандо, да еще и стипендию выделили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Риз Уизерспун. Блондинка вне закона Риз Уизерспун. Блондинка вне закона

Возможно, в сутках Риз Уизерспун не менее тридцати шести часов

Караван историй
Азулежу: плитка с историей Азулежу: плитка с историей

Яркая плитка азулежу сохранила память об истории Португалии

National Geographic
Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь Венсан Кассель и Тина Кунаки. Еще раз про любовь

История любви Венсана Касселя и Тины Кунаки

Караван историй
Летучая мышь усыновила чужого детеныша после смерти его матери: видео Летучая мышь усыновила чужого детеныша после смерти его матери: видео

Впервые у летучих мышей-вампиров зафиксирован случай усыновления

National Geographic
Любовь Казарновская. Сила судьбы Любовь Казарновская. Сила судьбы

Роберт пришел к атташе по культуре: «У меня приятная новость, я женюсь»

Караван историй
Иосиф Бродский: «Никакая жизнь не подлежит сохранению». О музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в Санкт-Петербурге Иосиф Бродский: «Никакая жизнь не подлежит сохранению». О музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты» в Санкт-Петербурге

Почему создатели музея Иосифа Бродского отказались от привычных форматов

СНОБ
Эрик Булатов. Светлое и темное Эрик Булатов. Светлое и темное

Эрик Булатов уверен, что в основе мира лежит свет

Караван историй
TESS нашел молодую экзопланетную систему в звездном потоке Рыбы-Эридан TESS нашел молодую экзопланетную систему в звездном потоке Рыбы-Эридан

Астрономы отыскали очень молодую экзопланетную систему

N+1
Космические нейтрино рождаются квазарами Космические нейтрино рождаются квазарами

Нейтрино рождаются вблизи черных дыр в далеких активных галактиках

Популярная механика
Выстрел в голову: всегда ли это смертельно Выстрел в голову: всегда ли это смертельно

Разобрались, что происходит при пулевом ранении в голову и какой шанс выжить

Популярная механика
«Иуда и черный мессия» – кривоватый, затянутый и поверхностный фильм «Иуда и черный мессия» – кривоватый, затянутый и поверхностный фильм

«Иуда и черный мессия» — фильм о людях, которым больше всех было надо

GQ
Иванушка и удаленушка Иванушка и удаленушка

15 советов, как сохранить отношения на расстоянии

Maxim
Необычные блюда: треска в соусе мисо, шоколадный пирог и суп из потрохов Необычные блюда: треска в соусе мисо, шоколадный пирог и суп из потрохов

Алексей Зимин делится классными рецептами приготовления небанальных блюд

Cosmopolitan
Невидимые угрозы: TORCH-инфекции Невидимые угрозы: TORCH-инфекции

Что такое TORCH-инфекции и чем они опасны для ребенка?

Здоровье
Биологи разработали два новых метода терапии гепатита B Биологи разработали два новых метода терапии гепатита B

РНК-интерференция интерферона смогут снизить активность вируса гепатита В

N+1
Семь городов-призраков, которые вдруг покинули люди Семь городов-призраков, которые вдруг покинули люди

Подборка заброшенных городов мира для истинных ценителей уединения

Maxim
Худшие эпизоды известных сериалов Худшие эпизоды известных сериалов

Ложка дёгтя в твоём любимом сериале

Maxim
Ирина Пегова: «Я — за неожиданные повороты судьбы» Ирина Пегова: «Я — за неожиданные повороты судьбы»

Интервью с актрисой Ириной Пеговой

Караван историй
Пудрить или нет? 6 мифов о пудре или что мы делаем не так – объяснит визажист Пудрить или нет? 6 мифов о пудре или что мы делаем не так – объяснит визажист

Пудра по праву считается королевой макияжа

Cosmopolitan
Как не поссориться с девушкой в День Святого Валентина Как не поссориться с девушкой в День Святого Валентина

5 советов для тех, кто планирует порадовать свою девушку 14 февраля

Maxim
Иридий, обнаруженный в кратере Чикшулуб, поставил точку в деле о вымирании динозавров Иридий, обнаруженный в кратере Чикшулуб, поставил точку в деле о вымирании динозавров

Исследование утверждает, что за гибелью динозавров однозначно стоит метеорит

National Geographic
10 самых опасных хакеров в мире 10 самых опасных хакеров в мире

Любители ли вы интернет-технологии? Тогда извольте и хакеров любить

Популярная механика
Компьютерная томография подробно рассказала о кровавом убийстве египетского фараона Компьютерная томография подробно рассказала о кровавом убийстве египетского фараона

Ученые описали травмы, нанесенные правителю Древнего Египта

National Geographic
Элеонора Севенард: «В балете, как в жизни, – если упал, надо подниматься и продолжать» Элеонора Севенард: «В балете, как в жизни, – если упал, надо подниматься и продолжать»

Солистка Большого театра Элеонора Севенард о плюсах служебного романа

Grazia
Русские мемуары: лучшие по профессии Русские мемуары: лучшие по профессии

Воспоминания выдающихся учёных и деятелей искусства — о том, как жить достойно

Полка
Екатерина Шульман Екатерина Шульман

Бесконечно можно смотреть на огонь и слушать Екатерину Шульман

Elle
Они что-то недоговаривают: факты, которые звезды хотели бы стереть из биографии Они что-то недоговаривают: факты, которые звезды хотели бы стереть из биографии

Рассказываем, какие факты из своей биографии не хотят вспоминать звезды

Cosmopolitan
Маркетинг мегаполисов: как бренды продвигают себя в умных городах Маркетинг мегаполисов: как бренды продвигают себя в умных городах

Как умные города меняют современную рекламу, рассказывает Сергей Галеев

СНОБ
Археологи нашли пурпурные ткани времен царя Соломона и воссоздали процесс добычи красителя Археологи нашли пурпурные ткани времен царя Соломона и воссоздали процесс добычи красителя

Исследование окрашенного текстиля времен царя Соломона

N+1
Веселая вдова: лучшая роль Мишель Пфайффер — женщина, которая неудачно спланировала свою смерть Веселая вдова: лучшая роль Мишель Пфайффер — женщина, которая неудачно спланировала свою смерть

Почему фильм «Уйти не прощаясь» может принести «Оскар» Мишель Пфайффер

Forbes
Открыть в приложении