Удивительная и увлекательная биография Адриана Картон де Виарта

MaximИстория

Калека-вояка. Бравая биография генерала Адриана Картон де Виарта

Мы обнаружили в анналах истории идеального солдата. Без страха и упрека. Без руки и без глаза.

Максим Рафштайн

600x814_1_694a40f2d07f75252d5a3b68e458e7f8@659x893_0xac120005_13067263071529037922.jpg

«Это был знаменитый enfant terrible Первой мировой войны... Если подчиненные приносили в качестве трофеев каски, то Ритчи-Хук однажды возвратился из рейда по ничейной территории, держа в каждой руке по истекающей кровью голове немецких часовых»

Ивлин Во, «Меч почета»

18 ноября 1914 года, Британский Сомалиленд

— Твою мать! Вернись! — негодовал военный врач.

Он только что мастерски пришил этому ненормальному часть уха. Не самая, надо сказать, приятная операция, когда вокруг все взрывается, глаза слезятся от порохового дыма, стоны раненых и верблюдов сливаются в неразборчивый гул. А кроме того, час назад врач с огромным трудом извлек пулю из глаза того же офицера. Каких трудов ему стоило остановить кровотечение! Полевого врача трудно удивить. Но, ей-богу, как же обидно, когда твое собственное творение вместо того, чтобы смириться с ранениями и отползти в передвижной лазарет, вскакивает и вновь несется в самую гущу боя! Именно так и поступил этот худощавый офицер. Всю операцию он дергался, но явно не от боли — врач чувствовал, как тот стремится вернуться к осаде форта и надрать дервишам* задницу.

63x76_1_31aa2f638e422557f72e17a728aa1561@63x76_0xac120005_11650985651529037929.jpg*— Примечание Phacochoerus'a Фунтика: « Дервиши — последователи Саида Мохаммеда Абдилле Хасана. Британцы фамильярно прозвали его «безумным муллой» за то, что тот патриотично покусился на английское колониальное господство в Сомали»

Стоило врачу отрезать нитку, торчавшую из мочки уха офицера, и отвернуться на секунду, как того и след простыл. Обидно все-таки. Сейчас ему снесут голову — и все усилия впустую. На стол уже положили следующего офицера, которому оторвало ногу. Но врач, ущемленный в лучших чувствах, все-таки прокричал на ухо своему помощнику:

— Ты знаешь, кто это? — Де Виарт, сэр! — удалось разобрать врачу. Что ж, как ни крути, отважный малый. Жалко, что такие быстрее всего и погибают. Ничего не поделаешь, война...

Каково же было удивление врача, когда на исходе дня к нему в палатку, поддерживаемый рядовым, зашел тот самый де Виарт. С ног до головы покрытый грязью и копотью, он прижимал к глазу, который врач перевязывал утром, пропитанный кровью шарф. Несмотря на плачевный вид, на губах его играла довольная улыбка. Выстрелы и взрывы по большей части уже смолкли, и врач четко разобрал слова офицера:

— Док, вы будете смеяться, но мне попали в тот же глаз.

Детские травмы

Адриан Картон де Виарт оглушил мир своим первым криком 5 мая 1880 года. Точнее, не весь мир, а одну аристократическую семью из Бельгии. Отец мальчика был дипломатом по профессии и характеру, а потому его слегка озадачивал резвый, даже буйный нрав наследника, проявившийся с самого раннего возраста.

600x900_1_b38f98f4c8b9d26a29574f3bb5584449@659x988_0xac120005_12693923371529037922.jpg

Позже в автобиографии «Счастливая Одиссея», к которой мы планируем без устали обращаться, Адриан отметит: «Мои и отцовские интересы совершенно не пересекались; отец был работягой из тех, что сидят в помещении, я же предпочитал проводить время на воздухе».

Мать Адриан не запомнил. Она умерла, когда мальчику исполнилось шесть лет. Но даже смерть не помогла бельгийской аристократке обелить собственную репутацию: всю жизнь Адриана преследовали кривотолки об обстоятельствах его рождения. Бытовало мнение, что на самом деле он был сыном известного европейского греховодника — короля Бельгии Леопольда II.

Детство мальчика прошло не в прохладных бельгийских лесах, а в знойных дворцах Александрии, куда его отец был определен на госслужбу. Именно в Африке Адриан, не отличавшийся от природы крепким здоровьем, с маниакальным рвением увлекся спортом: «Неожиданно я стал капитаном команд по крикету и футболу, начал выигрывать теннисные и биллиардные состязания и вообще почувствовал, что весь мир в моих руках».

Иногда мальчика привозили к родственникам в Бельгию. Однажды, катаясь на коньках в пригороде Брюсселя, Адриан услышал выстрел в лесу. Любопытство превозмогло страх, и, сняв коньки, мальчик устремился в лес. Там он обнаружил бездыханное тело мужчины с револьвером в руке и обожженной дыркой от пули на рубашке. В первый, но далеко не в последний раз де Виарт столкнулся со смертью. «Кошмары преследовали меня много дней. Появился ужас перед темнотой, который мне так и не удалось побороть», — признается он позже.

Несмотря на спортивные успехи сына, старший де Виарт лелеял надежду, что тот продолжит его дело на дипломатическом поприще. Семнадцатилетний Адриан оказался в Оксфорде, в престижном колледже Баллиол. Результат превзошел все ожидания — в плохом смысле.

Молодой де Виарт отставал решительно по всем предметам, и даже спортивные успехи не могли компенсировать его академический позор. Хуже того, Адриан постоянно чувствовал, что находится не на своем месте. У него были отличные отношения с товарищами, но дружеские попойки не приносили радости. Тогда он решился на отчаянный и противозаконный шаг.

Первые пули

Девятнадцатилетний бельгиец де Виарт сам себя призвал в британскую армию (просто потому, что ее приемная комиссия была ближе к Оксфорду). Ему пришлось накинуть себе шесть лет и слегка изменить фамилию, чтобы слухи о начале его военной карьеры не дошли до отца.

600x740_1_93e2e1890256ad377cad04bf16352b7d@659x812_0xac120005_17769285161529037923.jpg

Поначалу служба разочаровала де Виарта: кавалерийский полк, куда его зачислили, должен был пройти курс обучения в Англии. Лошади меланхолично жевали травку на полях Челси, кавалеристы развалились неподалеку. Адриан «жаждал жесткой и тяжелой жизни, полной сокрушительного опыта», а вместо этого ему предлагали сытные обеды и вечера за картами.

Но вскоре полк де Виарта перебросили в Южную Африку, на войну с бурами, которым пришло в голову освободиться от бремени английского господства. Наконец-то Адриан оказался на настоящей войне! Решающий момент: многие, кто прежде грезил об армии, бежали с поля боя. Но только не он. Напротив, де Виарт укрепился в своем решении: «В тот момент я понял раз и навсегда, что война у меня в крови. Я был настроен сражаться, не важно с кем. Я не знал, почему началась война, и мне было все равно, на чьей стороне биться».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году

Букмекеры ставят на писательницу из России, а Джордж Мартин закрывает шорт-лист

GQ
Между нами горы Между нами горы

Недалеко от Зальцбурга есть несколько отличных семейных курортов

Добрые советы
Слушать своё тело Слушать своё тело

Медитируйте на физических ощущениях, чтобы чувствовать себя спокойным

Yoga Journal
Наркотики, феминизм, иммиграция и Мадонна: 20 вопросов Софии Бутелле Наркотики, феминизм, иммиграция и Мадонна: 20 вопросов Софии Бутелле

София Бутелла дала американскому журналу откровенное интервью

Playboy
Дом, где живет счастье Дом, где живет счастье

Поздняя осень – время для того, чтобы вспомнить о самом уютном стиле – хюгге

Лиза
Чужой муж Чужой муж

Как же тебя угораздило связаться с женатым и как вырваться из этого плена

Лиза
Очевидно невероятная Очевидно невероятная

Актриса Ева Грин о новой работе, природной скромности и актерской судьбе

Grazia
Добро пожаловать! Добро пожаловать!

Решила завести котенка? Обязательно как следует подготовься к приезду новосела

Лиза
Lada Granta. Эликсир молодости Lada Granta. Эликсир молодости

«Гранту» выпускают с 2011 года, и она все еще в строю

АвтоМир
Во что поиграть на Хеллоуин: самые страшные игры в истории Во что поиграть на Хеллоуин: самые страшные игры в истории

Мы выбрали 7 страшных игр которые точно напугают вас до дрожи костей

CHIP
Рекорд, обернувшийся катаклизмом: история запуска полутора миллиона воздушных шаров Рекорд, обернувшийся катаклизмом: история запуска полутора миллиона воздушных шаров

Нехватка знаний вместе с избытком энтузиазма иногда приводит к недоразумениям

Maxim
Наше второе все! Ко дню рождения Лермонтова: почему Россия никак не может отметить юбилей поэта Наше второе все! Ко дню рождения Лермонтова: почему Россия никак не может отметить юбилей поэта

России никак не удается толком отметить юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова

Maxim
Сестры Михалковы и другие звезды вспомнили детство в проекте Cosmo и Disney Сестры Михалковы и другие звезды вспомнили детство в проекте Cosmo и Disney

Звезды рассказали о ярких воспоминаниях из своего детства

Cosmopolitan
Матильда Шнурова: Матильда Шнурова:

Мы дали слово Матильде Шнуровой, сняв ее одну ночью в холодном бассейне

Esquire
Выжить среди блондинок: исповедь мужчины Выжить среди блондинок: исповедь мужчины

Чтобы выжить в женском коллективе, нужно следовать определенным правилам

Psychologies
По материнской линии По материнской линии

Бьянка Балти стала главным украшением Green Carpet Fashion Awards

Grazia
Прощай, рутина! Прощай, рутина!

Хочешь изменить жизнь к лучшему – не двигайся по одному и тому же маршруту

Лиза
Поднимите мне веки Поднимите мне веки

Ищи причину одолевшей тебя сонливости

Лиза
Как завести друзей в классе? Как завести друзей в классе?

Эксперты: как помочь ребенку адаптироваться к школе

Psychologies
Галина Польских. Семейные обстоятельства Галина Польских. Семейные обстоятельства

Галина Польских рассказывает о своей жизни

Караван историй
В США обвалился фондовый рынок В США обвалился фондовый рынок

Вслед за фондовым рынком США обвалились азиатские и немного российский

Maxim
Сытная история Сытная история

Местная кухня Мюнхена заслуживает не меньше внимания, чем музеи

Лиза
Страх и риск. Насколько подорожает ОСАГО из-за реформы Страх и риск. Насколько подорожает ОСАГО из-за реформы

Необходимость в реформе ОСАГО давно назрела, но провести ее качественно непросто

Forbes
Цена дружбы: Хабиб Нурмагомедов готов лишиться гонорара за победу Цена дружбы: Хабиб Нурмагомедов готов лишиться гонорара за победу

Цена дружбы: Хабиб Нурмагомедов готов лишиться гонорара за победу

Forbes
Гибкое пространство. Коворкинги меняют офисный рынок Москвы Гибкое пространство. Коворкинги меняют офисный рынок Москвы

Гибкое пространство. Коворкинги меняют офисный рынок Москвы

Forbes
Любовь — великая замануха жизни Любовь — великая замануха жизни

История слепого массажиста без инвалидной психологии

Русский репортер
На старт, внимание… На старт, внимание…

Пошаговая инструкция по запуску стартапа мечты!

Cosmopolitan
Пограничное состояние России Пограничное состояние России

Отсутствие опоры в период взросления развивает склонность к черно-белой оценке

СНОБ
Разумные пределы Разумные пределы

Напишет ли Елизавета Боярская о беременности официальный пост в «Инстаграм»?

Домашний Очаг
Елена Блиновская: «Быть счастливым – это означает брать ответственность на себя» Елена Блиновская: «Быть счастливым – это означает брать ответственность на себя»

Мотивационный спикер Елена Блиновская рассуждает о том как все успеть

Cosmopolitan
Открыть в приложении