Какие уроки усвоил владелец закрывшейся мастерской по ремонту техники и почему теперь чинит iPhone на выезде
Рассказывает основатель красноярского сервиса «МыНаладим» Максим Ходосевич.
Максим Ходосевич вернулся в Красноярск после учёбы в США, чтобы открыть своё дело. Он начал с мастерской по ремонту телефонов и планировал превратить её в федеральную сеть.
Из-за высоких расходов на рекламу мастерская два года проработала в ноль, иногда принося незначительную прибыль. При том что в бизнес предприниматель вложил около 700 тысяч рублей.
Тем не менее Ходосевич не сдался и сменил формат работы: проанализировал обращения клиентов, выбрал самые популярные услуги и открыл сервис выездного ремонта iPhone. Это позволило ему снизить издержки и через месяц получить первую прибыль.
Предприниматель рассказал об особенностях бизнеса по ремонту техники и описал ошибки, которые допустил в первой компании.
Ремонтная мастерская
Я родился в Красноярске. После девятого класса уехал учиться в Швейцарию, потом в США. Окончил университет рядом с Майами по профилю «Международный бизнес».
Вернуться решил сразу после учёбы в 2015 году, мне было 22 года. Я люблю Красноярск, и здесь больше поддержки. К тому же в России много возможностей и «неопрофессионализированных» сфер: в США в какую сферу ни внедрись, жёсткая конкуренция и компании-гиганты с сильными позициями.
Первые несколько лет я работал в банках, но образ жизни клерка меня сильно изнашивал. В 2017 году я решил уйти в никуда и создать свой бизнес.
На запуск сервиса по ремонту смартфонов и ноутбуков меня вдохновил пример знакомых. Они открыли мастерскую и практически сразу стали зарабатывать неплохие деньги для нового бизнеса в Красноярске: выручка доходила до 50 тысяч рублей в месяц. Правда, вскоре сервис закрылся из-за внутреннего конфликта.
Рынок ремонта смартфонов, на мой взгляд, перспективный. Да, плотность дикая, мастерских в радиусе километра ещё штук пять. Но уровень клиентского сервиса крайне низкий: ремонтные срывают сроки, завышают конечную стоимость, используют некачественные комплектующие. Вдобавок к основной поломке заменяют якобы неработающие детали.
Ещё меня подкупило, что у этого бизнеса нет сезонности. Техники с каждым днём становится всё больше, порог входа низкий: по опыту могу сказать, что в качественный сервис нужно вложить 300 тысяч рублей.
Наш бюджет на запуск составил 80 тысяч рублей. Мы сложились с лучшим другом пополам. Отмечу, что в течение следующих двух лет я дополнительно вложил ещё 600 тысяч рублей (из них 500 тысяч одолжил). Но чтобы открыться, хватило первоначальных вложений.
Мы купили оборудование, комплектующие, стол и потратились на рекламу — вот и все затраты на запуск. Свободное помещение у меня было — офис отца, которым он не пользовался. У друга — знакомый, он ремонтировал технику и работал за процент от заказов. У него, кстати, не было специального образования. Поэтому через три месяца заменили его на квалифицированного инженера.
С первым офисом, который нам достался бесплатно, тоже пришлось расстаться. Хоть он и находился в центре, вход был со двора. В день мимо нас проходило от силы 100 человек. Ко второму году работы мы переехали в новую мастерскую на пересечении первых линий в сердце города.
Поток исчислялся тысячами прохожих, которые, признаюсь, тоже не так уж и часто конвертировались в реальных клиентов. В день в среднем к нам заходило четыре человека. Аренда выросла с нуля до 30 тысяч рублей в месяц.
Как был устроен бизнес
Я выстраивал, контролировал работу, отвечал за продажи и развитие, в разное время был администратором. Побывал в роли других специалистов: разработчика сайта, таргетолога и менеджера по контекстной рекламе и SMM-менеджера, инженера.
Мой друг был стратегическим партнёром. Из-за основной работы он участвовал в операционной деятельности центра только частично: высказывал альтернативную точку зрения при принятии решений, иногда помогал в рутине, в том числе подменял меня на позиции администратора в выходные. Прибыль, когда была, делили поровну.
Рынок постгарантийного ремонта смартфонов — «серый». Лицензировать деятельность не надо. Стать официальным сервисным центром какого-либо производителя можно, но не обязательно и в каком-то смысле невыгодно, поскольку длительность ремонта при нестандартных поломках увеличивается на чувствительный для бизнеса срок.
Мы работали с четырьмя категориями товаров: телефонами, планшетами, ноутбуками и компьютерами. Ремонтировали технику Apple (наш поставщик заказывал комплектующие с фирменных заводов) и устройства от других производителей, для которых были запчасти в городе или под заказ. Старались не брать технику дешевле 5000 рублей, это невыгодно. Чем дороже устройство, тем дороже работа и выше маржа.