Осознавай и властвуй. Кто и как зарабатывает на том, что мы стали очень осознанными
Майндфулнес — большой тренд, который стремительно ворвался во все сферы нашей жизни и захватил пространство от приватного до корпоративного. Forbes Life изучил мнение сторонников, противников и адептов течения, которое уже давно превратилось в глобальный бизнес
Майндфулнес (англ. mindfulness) в русском языке обычно переводят как осознанность. Но кому сейчас нужен перевод? Термин «осознанность» давно ассоциируется с вестернизированными практиками медитации, майндфулнес стоит в одном ряду с флексотарианством, электромобилями Tesla и духом Кремниевой долины. Практики «осознанности» призваны не только успокоить наш разум, но и повысить продуктивность, а значит, помочь топ-менеджменту работать лучше и приносить больше денег. Майндфулнес и большие деньги идут рука об руку. Согласно исследованию AIS, стоимость последствий стресса оценивают в США в $300 млрд ежегодно.
Сердце майндфулнес — очищенная от религиозных предпосылок медитация (от латинского meditatio — размышление). Но изначально эти практики ассоциируются с различными духовными традициями, чаще всего с буддизмом и индуизмом. Аналоги этих древних техник можно обнаружить и в исламе (зикр), и в античной философии (Плотин в «Эннеадах» говорит о техниках упражнений для души). Каждая из практик медитации не только имеет духовное основание, но и в конечном счете направлена на развитие разных способностей души, тела и ума. Так, в буддизме медитация призвана помочь в достижении нирваны и успокоить наше сознание. Сегодня медитация как продукт стала свободна от религиозных догматов, а практиковать ее может каждый независимо от вероисповедания. Практика обрела новые значения и цели — основной задачей стало поддержание продуктивного состояния человека.
Популярность майндфулнес сложно переоценить: если до 2000 года научных статей, посвященных этой теме, было 39, то начиная с нулевых опубликованы результаты 6000 исследований. Мода на «селфхелп-культуру» объясняется во многом тем, что это действительно работает. Многие последователи говорят о повышении производительности труда и качества сна, а главное, снижении стресса. Кроме того, с помощью новых технологий мы сейчас можем наблюдать и измерять, что на самом деле происходит с мозгом медитирующего. И придумать, как внедрить медитацию в образование, психотерапию и даже публичную политику.
Ряд исследователей сравнивают распространение техник майндфулнес с ростом франчайзинговых сетей быстрого питания. Написанные крупными западными учеными книги (например, McMindfulness Рона Парсера) показывают, как осознанность стала просто товаром на мировом рынке — культурной зависимостью, модной западной фишкой, которая колонизирует восточные техники заботы о себе.
Как правильно использовать техники майндфулнес, получить пользу от медитации и осознанного образа жизни, не став при этом жертвой моды и не спустив все деньги на аромалампы? Разберемся на примере внедрения подобных практик в корпоративную культуру российских и зарубежных компаний.
Как это работает в компаниях
Еще в 2011 году, когда компания Dream Industries получила инвестиций на $30 млн, ее основатель и не думал «пить шампанское»: худоба, впалые щеки, мешки под глазами — Алексей Остроухов регулярно проходил 40-дневное голодание на соках. Адепты верят: так организм очищается от шлаков, а ум проясняется. Вновь прибывшие сотрудники получали абонемент на 50 занятий кундалини-йогой, практиковали медитацию осознанности у буддийского монаха, тянулись на коврике на корпоративных занятиях хатхой, следовали веганской системе питания в корпоративной столовой. На кухне компании стояла мини-рампа, чтобы сотрудники и гости могли осознанно «разбиваться» на скейте в перерыве между совещаниями.
«Дела в IT-компаниях обстоят так, что продукт двигается во многом «нёрдами-интровертами». Эти ребята так глубоко уходят в задачи, что их фрустрирует бытовая часть жизни — им трудно поддерживать порядок как дома, так и на рабочем месте, заботиться о своем здоровье, готовить себе еду», — говорит Николай Антонов, 10 лет проработавший в московском офисе Google, а сейчас делающий свой бизнес-акселератор SLP. «Если их рацион состоит из пищи, приготовленной в микроволновке, а на сон выделяются предрассветные часы, эти ребята рискуют быстро выгореть, и компания останется без движка. Поэтому Google и другие корпорации так широко развивают историю с медитацией и физической культурой — это инвестиция в своих сотрудников — такая же, как завышенная зарплата, социальный пакет и пиво с пиццей по пятницам».
Большое значение имеет и то, что лидеры этих компаний сами являются адептами таких методов: все слышали о дзене Стива Джобса, медитациях Сергея Брина или основателя Twitter Джека Дорси.
В московском офисе BBDO формы нематериального вознаграждения менее инновационны и эпатажны: бег, снижение бытовых отходов, лекции и семинары. «Пластиковые стаканчики мы сначала заменили на бумажные, а теперь используем керамические от наших друзей Diziengoff. Мы за раздельный сбор мусора, а это довольно большой объем, когда у вас компания на 1500 человек, — говорит Геннадий Рублев, бренд-директор агентства. — У нас есть департамент BBDO Sports, где бег и йога — два направления, которые всегда «битком». У нас раз в месяц проходят лектории, и там можно послушать лекции по психологии или осознанности. Мы организуем свопы — обмен одеждой и ненужными вещами. Инициативы духовно развивающие есть, но глубоко в эту темы мы не падаем, балансируем с бизнес-процессами, наш лозунг: we work, we work, we work».
К 2019 году тренд подхватили и российские медиа: открылся тематический проект Reminder, а Forbes и вовсе запустил целую офлайн-программу по саморазвитию для бизнесменов — Ontology. «В России рынок персонального развития крайне непрозрачен: есть и мощные работающие методики, имеющие рациональное объяснение, но также и много «пелевенщины», — рассказывает Филипп Серажетдинов, руководитель проекта. — Человеку дела сориентироваться сложно: хотя он понимает, что нужны «допинги» — мы чаще сталкиваемся с личными кризисами, чем наши родители. Сейчас мы живем на ультраскоростях, самый распространенный синдром даже внешне успешных менеджеров — выгорание. Из этого запроса и родилась идея клуба персонального развития — Forbes Ontology. Это микс-подход: фильтрация лучших практик, которые есть на рынке, и объединение тренеров с проверенной репутацией в одной программе».
Иностранные компании
В компаниях Долины эти тренды давно укрепились и вышли на новый уровень. Взять хотя бы Calm, приложение-единорог по осознанности, оцененное в $1 млрд. Сейчас у него 2 млн подписчиков, каждый из них платит по $70 в год. Что отличает Calm от конкурентов вроде HeadSpace, так это его интеграция в бизнес-среду. В этом году они пошли в сегмент B2B, продавая компаниям коллективную подписку, которую те в свою очередь предлагают своим сотрудникам как льготу. Американский Inc. назвал это новым бизнес-направлением. Примечательно, что бесплатная подписка на Calm App. входит в привилегии для сотрудников нетехнологических секторов, например юридической компании Winston & Strawn и сети ресторанов Butcher's Daughter.