Отечественная молекулярная биология снова стала попадать на страницы прессы

СНОБНаука

Как журналисты Nature нашли в России гений и злодейство

...и как благодаря другим журналистам все это закончилось мирной дискуссией об этике научных исследований

Алексей Алексенко

392b508fb951eb5e4f564a69a50a73e5244285ef8c1e7ca42e6eaf18bc953e3c.jpg
Иллюстрация: Tim Teebken/Getty Images

После двух десятилетий застоя несколько лет назад отечественная молекулярная биология снова стала попадать на первые страницы прессы. И вот последний пример — статья в Science, вышедшая буквально сегодня. Эта статья, написанная американским журналистом из Science Джоном Коэном и поддержанная Пулитцеровским фондом, повествует о том, как разные русские ученые собрались в Институте Философии РАН и обсуждали там, можно ли позволить доктору Денису Ребрикову делать генно-модифицированных детей.

Впрочем, расскажем все по порядку.

Российская наука, функционируя внутри российского же социума, нередко порождает уморительные недоразумения, о которых мы исправно сообщаем читателям.Так было, например, когда в России запретили ГМО, и потом, когда Чубайс назвал этот запрет самым неудачным решением десятилетия, а еще когда после этого была разработана масштабная программа исследований именно в той области, которая запрещена пресловутым законом, и когда президент страны испугал всех генетическим оружием, пригрозив запретить вывоз за границу биоматериалов (к счастью, о последней глупости благополучно забыли).

А вот и недавний повод: главный внештатный генетик Минздрава и глава комитета по этике Сергей Куцев потребовал ввести мораторий на эксперименты, связанные с редактированием генома человеческого эмбриона. Говорят, что накануне он вместе с группой ученых встречался с биологом Марией Воронцовой, известной в прессе как «предполагаемая дочь Путина». Понятно, что без Путина никакую угрозу нам не одолеть, а без помощи эндокринолога Воронцовой верховную власть ни в чем убедить невозможно, но этот саркастический пассаж мы опустим. В рамках нашей истории важно то, что и встреча в Институте Философии, и недавняя публичная активность Сергея Куцева проистекают из одной и той же серии событий, объединенных именем Дениса Ребрикова, проректора по научной работе РНИМУ им. Пирогова, сотрудничающего с Центром акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова.

Как делали детей-мутантов

Просвещенные читатели «Сноба» могли впервые узнать об опасности генетического редактирования эмбрионов из нашей заметки «Ужас из Гуанчжоу»: тогда китайцы впервые применили технику редактирования генов CRISPR, чтобы сделать что-то такое (не слишком, впрочем, впечатляющее) с предназначенной на выброс оплодотворенной яйцеклеткой.

Китайские исследователи послали статью в Nature. Редакция статью отклонила, однако каким-то образом данные китайцев были в нарушение всех норм переданы американским исследователям, разразившимся пространными «этическими» рассуждениями о том, почему все это, о чем они услышали совершенно случайно, делать ни в коем случае нельзя. Когда работа все же вышла в другом журнале, Nature не удержался от реплики.

Это все давний 2015 год, а когда год назад Хэ Цзянькуй довел это дело до конца и на свет появились первые генетически отредактированные дети, шум поднялся уже нешуточный. Доктор Хэ действительно нарушил в своих опытах все мыслимые нормы, в чем научное сообщество немедленно достигло консенсуса. Тем не менее, стало ясно, что в принципе этот рубеж — редактирование генома человека — наукой взят, и как только будут улажены все технические проблемы, технология будет использована, если найдется легитимный повод применить ее на людях ради их же блага.

Прошло полгода, и в июне 2019 года в том же Nature появляется еще одна статья. Из нее мир с удивлением узнал, что еще один злодей-ученый — на этот раз в России — собирается повторить безнравственные и неэтичные опыты китайцев.

Автор этих строк в тот же день побеседовал с Денисом Ребриковым. Мы узнали из первых рук, что, во-первых, ничего такого он делать пока не собирается, и во-вторых, что в научном плане он ничуть не ближе к прорывному результату, чем любой другой биолог из сотен мировых лабораторий, занимающихся этой проблемой. Впрочем, кто нас читает?! Появление имени не слишком знаменитого русского биолога в главном научном издании мира, причем в таком драматичном контексте, не могло не иметь последствий. И оно-таки их поимело.

bc8ef00898351ab94954fa69f380a69e6e0fe795eacec57cdde1b64b3d4654d9.jpg
Денис Ребриков во время лекции о редактировании генома человека. Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство городских новостей «Москва» 

Почему нельзя делать детей-мутантов

Что так напугало весь мир в истории Хэ Цзянькуя, что мир решил испугаться заодно и Дениса Ребрикова? Дело вот в чем: в отличие от редактирования генов где-нибудь в печени или в глазу, работа с эмбрионом имеет свои особенности. Связаны они, упрощенно говоря, с тем, что из эмбрионов развиваются люди, и не будем говорить, что мы думаем об опытах на людях, пусть даже будущих.

Во-первых, с точки зрения чувствительных особ, эмбрион, даже на стадии яйцеклетки — это будущий человек. Одно дело, когда не готовый к жизни эмбрион естественным образом извергается из тела матери, так что она чаще всего этого и не замечает, и другое — когда исследователь выплескивает содержимое испорченной пробирки с будущим человеком в лабораторный слив. Кстати, вы не думали о том, куда стоматолог девает вырванные зубы? Мне вот, например, и от этих мыслей не по себе, а вы говорите «эмбрион».

Во-вторых, никаких неотложных медицинских обстоятельств, при которых такое вмешательство в геном было бы допустимо, ни один исследователь пока не предложил, а рисковать здоровьем будущего ребенка без таких обстоятельств недопустимо.

В-третьих, все изменения, внесенный в геном эмбриона, наследуются, то есть становятся достоянием генофонда человечества на вечные времена. Кто знает, как оно там откликнется в вечности?

В-четвертых, сама техника редактирования пока далека от совершенства. Иногда ген удается исправить не во всех клетках зародыша — тогда возникает «мозаицизм» (это когда клетки одного организма оказываются генетически различными). А еще бывает так, что машинка для редактирования исправляет не тот ген, который хотели исследователи, а что-то еще: это «нецелевое редактирование». Чтобы метод можно было с полным основанием внедрять в клинику, надо как минимум показать, что мозаицизма совсем нет или почти нет, и что нецелевое редактирование не происходит.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цой жив Цой жив

Виктор Цой погиб в автокатастрофе в Юрмале 15 августа 1990 года

Esquire
Города и страны, которые сводят с ума Города и страны, которые сводят с ума

Эти города и страны способны повлиять на психику и кардинально изменить жизнь

Здоровье
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Нечего ловить Нечего ловить

Почему на Сахалине исчезла рыба

Русский репортер
Что делать, если автомобиль заглох Что делать, если автомобиль заглох

Причин для того, чтобы двигатель выключился во время движения, множество

Популярная механика
Все, что вам нужно знать о ретроградном Меркурии Все, что вам нужно знать о ретроградном Меркурии

Рассказываем, как наука объясняет феномен «Меркурия в ретрограде»

Vogue
Ольга Бабурина, 47 лет: «Я похудела на 103 кг» Ольга Бабурина, 47 лет: «Я похудела на 103 кг»

Наша героиня рассказывает, как ей удалось похудеть на 103 килограмма

Здоровье

Война с возрастными изменениями заведомо проиграна

Cosmopolitan
Как укрепить бренд и завоевать пассажира Как укрепить бренд и завоевать пассажира

Конкуренция требует от перевозчиков новых идей по повышению узнаваемости бренда

РБК
Новые городские Новые городские

Особые дети взялись за краски, чтобы изменить собственную жизнь своими руками

Seasons of life
Соблазнение по знаку зодиака: как получить любого мужчину Соблазнение по знаку зодиака: как получить любого мужчину

Рассказываем, что нужно делать, чтобы к твоим ногам пал кто угодно

Cosmopolitan
Михаил Галустян: «Прошли с женой период, когда были на грани развода» Михаил Галустян: «Прошли с женой период, когда были на грани развода»

Накануне 40-летия шоумен рассказал, почему за него переживают все родственники

StarHit
Реиндустриализация как новый консенсус Реиндустриализация как новый консенсус

Восстановление промышленного потенциала требует новой экономической политики

Эксперт
Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото

Что побуждает заниматься этим женщин и какие мотивы у мужчин?

Psychologies
Идеальные ягодицы за 10 минут: как правильно приседать Идеальные ягодицы за 10 минут: как правильно приседать

Как накачать ягодицы и улучшить выносливость за короткое время

Cosmopolitan
Страсти по колбасе Страсти по колбасе

Есть ли вред в колбасе и оправданны ли нападки на неё со стороны учёных

Здоровье
Зачем идти на выставку Уильяма Блейка в Лондоне? Зачем идти на выставку Уильяма Блейка в Лондоне?

Художник, ради которого стоит заложить несколько часов на посещение Tate Britain

GQ
С чего начинают миллиардеры? Первый бизнес богатейших людей планеты С чего начинают миллиардеры? Первый бизнес богатейших людей планеты

Ранние страницы биографий богатейших людей США

Forbes
Целебный кокос: маски для волос из кокосового масла в домашних условиях Целебный кокос: маски для волос из кокосового масла в домашних условиях

Как приготовить эффективные маски из кокосового масла в домашних условиях

Cosmopolitan
Как одеться, если хочется отдохнуть от всего? Как одеться, если хочется отдохнуть от всего?

Берите пример с Лукаса Хеджеса

GQ
Как любить его ребенка от первого брака и надо ли? Рассказывает психолог Как любить его ребенка от первого брака и надо ли? Рассказывает психолог

Как строить отношения с чужим ребенком и нужно ли пытаться его полюбить?

Cosmopolitan
Репа, крабы, черный трюфель: что готовят в московских ресторанах осенью Репа, крабы, черный трюфель: что готовят в московских ресторанах осенью

Где подают вкуснейшие завтраки и какие новые места появились на карте столицы?

РБК
«Я добрый человек, поэтому я за смертную казнь». Как в соцсетях обсуждают отмену моратория на смертную казнь после убийства девочки в Саратове «Я добрый человек, поэтому я за смертную казнь». Как в соцсетях обсуждают отмену моратория на смертную казнь после убийства девочки в Саратове

Дискуссия о необходимости отмены в России моратория на смертную казнь

СНОБ
Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO Ошибки, отставки и стрип-клубы: почему основатель Under Armour уходит с поста CEO

Производитель спортивной одежды Under Armour должен был стать брендом поколения

Forbes
Я бы в блогеры пошел Я бы в блогеры пошел

Интернет — новый телевизор, по которому круглосуточно крутят твои любимые шоу

OK!
Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году Кто получит Нобелевскую премию по литературе в этом году

Букмекеры ставят на писательницу из России, а Джордж Мартин закрывает шорт-лист

GQ
Гарантия счастья: как выбрать супруга и не ошибиться Гарантия счастья: как выбрать супруга и не ошибиться

Как понять, что с этим человеком можно прожить всю жизнь?

Psychologies
Гарик Сукачев: Гарик Сукачев:

Гарик Сукачев — о своей жизни, жене и карьере

Караван историй
Глава «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов: Нужно не отказываться от пластика, а повышать осознанность потребления Глава «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов: Нужно не отказываться от пластика, а повышать осознанность потребления

Как крупнейшая нефтехимическая компания страны заботится об экологии

СНОБ
Рост выручки и оптимизма: малый бизнес, принадлежащий женщинам, укрепляет позиции Рост выручки и оптимизма: малый бизнес, принадлежащий женщинам, укрепляет позиции

Женщины, владеющие малым бизнесом, нацелены на более бурный рост

Forbes
Открыть в приложении