Дмитрий Аксенов рассказал о бизнес-модели ярмарки viennacontemporary

ForbesРепортаж

«Я смотрю на бизнес как на культурный процесс». Дмитрий Аксенов о том, почему искусство находится в поиске новой экономической модели

Специально для Forbes Life девелопер (компания RDI Group), владелец Международной ярмарки современного искусства viennacontemporary Дмитрий Аксенов рассказал, зачем он поддерживает Теодора Курентзиса, о бизнес-модели ярмарки и том, почему культура становится все популярнее в эпоху развития технологий

Марина Анциперова

aksenov_dmitrii_yurevich.jpg__1571146325__55152.jpg

Viennacontemporary — международная ярмарка современного искусства в Вене, которая ежегодно приходится на четвертую неделю сентября. История выставки началась в 2012 году, когда команда под руководством Дмитрия Аксенова, управляющего директора Ренгера ван ден Хойвеля и двух арт-директоров — Кристины Штейнбрехер-Пфандт и Виты Заман — создала в Вене ярмарку современного искусства Viennafair. В 2015 году ярмарка была переименована во viennacontemporary и перенесена в Маркс-Халле. Ключевые вопросы о современном искусстве владельцу ярмарки задала Марина Анциперова.

Viennacontemporary это фактически фестиваль современного искусства размером с город: премьеры спектаклей Вырыпаева, концерты Курентзиса, закрытые ужины в домах у коллекционеров и совместные программы с большими музеями. И, конечно, он играет городу на руку способствует его новому имиджу и привлекает туристов. Почему вы вкладываете деньги в Вену, а не любой российский город?

Мы живем в мире глобальной конкуренции. Сейчас любой продукт, какой бы он качественный не был, продать можно, только верно рассказав про него потребителю. Историю про Вену рассказывать проще: здесь легче объяснить, почему современная культура релевантна этому городу и почему надо приехать сюда, чтобы с ней встретиться.

Я только что разговаривал с одним бельгийским коллекционером. В мире таких, как он — условных «голубых фишек» арт-мира — всего несколько сотен. Это 0,1% всех, кто собирает искусство. И за эти «голубые фишки» — а именно они формируют тренды в искусстве — идет борьба со стороны всех городов и арт-ярмарок мира. Чтобы заставить их приехать в новое место, нужно создать весомый повод. Это можно сделать в Базеле, в Сингапуре, можно сделать в любой деревне. Вопрос только усилий, времени и денег, которые придется потратить для того, чтобы создать этому месту правильную репутацию.

В качестве примера можно привести музыкально-артистическо-технологический фестиваль Ars Electronica в Линце, бывшей сталелитейной столице, где живет всего 200 000 человек. Этот фестиваль привлекает 100 000 посетителей, 10% которых приезжают из Японии, Кореи, Сан-Франциско. Почему? Фестивалю удалось поменять ДНК территории — и, что интересно, на деньги администрации города. Но эта работа заняла 40 лет, из когда-то небольшого фестиваля электронной музыки удалось сформировать успешный бизнес. Сегодня даже японские технологические компании заказывают консультации Ars Electronica, а фестиваль, в свою очередь, на заработанные деньги создает самый прорывной контент в мире. Но, повторюсь, это заняло 40 лет.

В любом случае, я уверен, что каждый, кто сегодня начнет стратегически заниматься современной культурой, обязательно выиграет. Рост интереса к культуре будет только возрастать с каждым годом. Помните ажиотаж, который вызвала выставка Серова в Третьяковской галерее? — это говорит о том, что людям нужна определенность и ориентиры в окружающем нас облаке информационного мусора. И культура выступает в роли определенного маяка, который помогает понять, что хорошо, а что плохо. В России развитие таких центров тоже возможно, в любом месте, и у нашей команды сейчас есть такие компетенции, но для этого нужна также воля либо муниципальных, либо федеральных властей и их готовность к долгосрочному стратегическому планированию развития территорий и городской среды.

Разве культура, наоборот, не создает большую сложность, множество альтернативных мнений и вселенных?

Она создает диалог о вечном и главном. Главное, что она дает человеку — возможность включиться в этот диалог, понять, что тебя интересует. Это как раз та неопределенность, которая тебя роднит с вечностью и дает тебе перспективу во всех направлениях, как-то приобщиться к бессмертному. Я смотрю на бизнес как на культурный процесс. Сокровенная формула «деньги-товар-деньги» — это культурный процесс, создание новой стоимости. Вопрос, в какой форме она рождается — это могут быть и деньги, а могут и рождаться новые смыслы. Так или иначе и вы, и я, и посетители viennacontemporary — все мы создаем новую стоимость.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Налетели на ось: за что перевозчиков сыпучих грузов штрафуют на миллионы Налетели на ось: за что перевозчиков сыпучих грузов штрафуют на миллионы

Перевозчики сыпучих грузов сообщают о тяжелой ситуации в отрасли

Forbes
15 мыслей Хидео Кодзимы 15 мыслей Хидео Кодзимы

Геймдизайнер Хидео Кодзима поделился мыслями о виртуальном и реальном мирах

GQ
Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин» Игорь Тарасов. Я — Сноб: директор Национальной оперной премии «Онегин»

Артист Игорь Тарасов — об отдыхе без музыки и примере, который подает ему сын

СНОБ
Гуси‑лебеди Гуси‑лебеди

Как неказистый домик превратился в благородный особняк

AD
6 самых популярных сюжетов снов 6 самых популярных сюжетов снов

Какие сюжеты снов чаще всего снятся людям?

ТехИнсайдер
Шкурный интерес: почему натуральная кожа наносит ущерб экологии и какие есть альтернативы Шкурный интерес: почему натуральная кожа наносит ущерб экологии и какие есть альтернативы

Кожа экологична или нет?

Esquire
Как пробежать марафон, если вы не любите бегать Как пробежать марафон, если вы не любите бегать

Марафонская дистанция – цель и мечта миллионов людей

GQ
Как укрепить бренд и завоевать пассажира Как укрепить бренд и завоевать пассажира

Конкуренция требует от перевозчиков новых идей по повышению узнаваемости бренда

РБК
Нота притяжения: как маркетологи обманывают нас с помощью запахов Нота притяжения: как маркетологи обманывают нас с помощью запахов

Как запахи действуют на нас?

Forbes
Соблазнение по знаку зодиака: как получить любого мужчину Соблазнение по знаку зодиака: как получить любого мужчину

Рассказываем, что нужно делать, чтобы к твоим ногам пал кто угодно

Cosmopolitan
Цена валютной кубышки: почему банкам нужны отрицательные ставки Цена валютной кубышки: почему банкам нужны отрицательные ставки

Отрицательные ставки по валютным депозитам — это современная реальность

Forbes
Любовница или любимая?.. Любовница или любимая?..

Как понять, что женатый мужчина готов развестись ради тебя?

Лиза
Когда защемило в груди Когда защемило в груди

Боль за грудиной – неприятный симптом, который может говорить о разных болезнях

Здоровье
Моно-можно? Моно-можно?

Тем, кто не готовит, монодиеты помогут перейти на правильное питание

Худеем правильно
10 важнейших продуктов, которые должны быть в холодильнике у каждого 10 важнейших продуктов, которые должны быть в холодильнике у каждого

Список самых важных продуктов, способных поднять иммунитет и наполнить энергией

Популярная механика
Пример для подражания: Ольга Свиблова Пример для подражания: Ольга Свиблова

Ольга Свиблова много лет возглавляет Мультимедиа Арт Музей

Cosmopolitan
«Никакой экосистемы TON не существует»: почему SEC остановила ICO Telegram и что это значит для проекта Дурова «Никакой экосистемы TON не существует»: почему SEC остановила ICO Telegram и что это значит для проекта Дурова

SEC добилась временного судебного запрета в отношении Telegram Group Inc.

Forbes
Как правильно подобрать зимние шины для автомобиля Как правильно подобрать зимние шины для автомобиля

Менять ли резину на зимнюю и если да, то какие шины выбрать?

Популярная механика
Спокойной ночи! Секреты хорошего сна Спокойной ночи! Секреты хорошего сна

Как восстановить полноценный ночной отдых без таблеток

Psychologies
Как прослушка BlackBerry помогала США бороться с международными преступниками Как прослушка BlackBerry помогала США бороться с международными преступниками

Как BlackBerry помогала властям США бороться с международной преступностью

Forbes
Как выбрать свою первую электрогитару Как выбрать свою первую электрогитару

MAXIM выведал у главного гитарного эксперта России все хитрости

Maxim
Анна Нетребко: «Я такая, какая есть» Анна Нетребко: «Я такая, какая есть»

Мировая оперная звезда Анна Нетребко рассказала о сложностях своей профессии

Здоровье
Ферментация – модный тренд Ферментация – модный тренд

Как правильно квасить продукты и какие именно

Здоровье
Как единственная российская игра попала в Apple Arcade Как единственная российская игра попала в Apple Arcade

Spaceland – шедевр в стиле XCOM для мобильных устройств

GQ
Кофе не замешан в мигрени Кофе не замешан в мигрени

Учёные показали, что не всё так однозначно с употреблением кофе и мигренью

Здоровье
Хеллоу, Америка! Тест-драйв Nissan Murano Хеллоу, Америка! Тест-драйв Nissan Murano

Объемный атмосферник, флегматичный вариатор и мягкие подвески

РБК
Как поддержать желание учиться: два способа, доступных каждому родителю Как поддержать желание учиться: два способа, доступных каждому родителю

«Сложная программа» — одновременно и мечта, и кошмар многих родителей

Psychologies
Как правильно выбрать джинсы мужчине: идеальный гид на все случаи жизни Как правильно выбрать джинсы мужчине: идеальный гид на все случаи жизни

Как выбрать мужские джинсы, подходящие именно тебе?

Playboy
Разговор с людьми о ценах: может ли Центробанк управлять инфляционными ожиданиями Разговор с людьми о ценах: может ли Центробанк управлять инфляционными ожиданиями

Как Центробанку добиться взаимопонимания с обществом?

Forbes
Вкусный гид по Венгрии Вкусный гид по Венгрии

С перчинкой и пикантными нотками – это как раз о местной кухне

Лиза
Открыть в приложении