«Я смотрю на бизнес как на культурный процесс». Дмитрий Аксенов о том, почему искусство находится в поиске новой экономической модели
Специально для Forbes Life девелопер (компания RDI Group), владелец Международной ярмарки современного искусства viennacontemporary Дмитрий Аксенов рассказал, зачем он поддерживает Теодора Курентзиса, о бизнес-модели ярмарки и том, почему культура становится все популярнее в эпоху развития технологий
Viennacontemporary — международная ярмарка современного искусства в Вене, которая ежегодно приходится на четвертую неделю сентября. История выставки началась в 2012 году, когда команда под руководством Дмитрия Аксенова, управляющего директора Ренгера ван ден Хойвеля и двух арт-директоров — Кристины Штейнбрехер-Пфандт и Виты Заман — создала в Вене ярмарку современного искусства Viennafair. В 2015 году ярмарка была переименована во viennacontemporary и перенесена в Маркс-Халле. Ключевые вопросы о современном искусстве владельцу ярмарки задала Марина Анциперова.
Viennacontemporary — это фактически фестиваль современного искусства размером с город: премьеры спектаклей Вырыпаева, концерты Курентзиса, закрытые ужины в домах у коллекционеров и совместные программы с большими музеями. И, конечно, он играет городу на руку — способствует его новому имиджу и привлекает туристов. Почему вы вкладываете деньги в Вену, а не любой российский город?
Мы живем в мире глобальной конкуренции. Сейчас любой продукт, какой бы он качественный не был, продать можно, только верно рассказав про него потребителю. Историю про Вену рассказывать проще: здесь легче объяснить, почему современная культура релевантна этому городу и почему надо приехать сюда, чтобы с ней встретиться.
Я только что разговаривал с одним бельгийским коллекционером. В мире таких, как он — условных «голубых фишек» арт-мира — всего несколько сотен. Это 0,1% всех, кто собирает искусство. И за эти «голубые фишки» — а именно они формируют тренды в искусстве — идет борьба со стороны всех городов и арт-ярмарок мира. Чтобы заставить их приехать в новое место, нужно создать весомый повод. Это можно сделать в Базеле, в Сингапуре, можно сделать в любой деревне. Вопрос только усилий, времени и денег, которые придется потратить для того, чтобы создать этому месту правильную репутацию.
В качестве примера можно привести музыкально-артистическо-технологический фестиваль Ars Electronica в Линце, бывшей сталелитейной столице, где живет всего 200 000 человек. Этот фестиваль привлекает 100 000 посетителей, 10% которых приезжают из Японии, Кореи, Сан-Франциско. Почему? Фестивалю удалось поменять ДНК территории — и, что интересно, на деньги администрации города. Но эта работа заняла 40 лет, из когда-то небольшого фестиваля электронной музыки удалось сформировать успешный бизнес. Сегодня даже японские технологические компании заказывают консультации Ars Electronica, а фестиваль, в свою очередь, на заработанные деньги создает самый прорывной контент в мире. Но, повторюсь, это заняло 40 лет.
В любом случае, я уверен, что каждый, кто сегодня начнет стратегически заниматься современной культурой, обязательно выиграет. Рост интереса к культуре будет только возрастать с каждым годом. Помните ажиотаж, который вызвала выставка Серова в Третьяковской галерее? — это говорит о том, что людям нужна определенность и ориентиры в окружающем нас облаке информационного мусора. И культура выступает в роли определенного маяка, который помогает понять, что хорошо, а что плохо. В России развитие таких центров тоже возможно, в любом месте, и у нашей команды сейчас есть такие компетенции, но для этого нужна также воля либо муниципальных, либо федеральных властей и их готовность к долгосрочному стратегическому планированию развития территорий и городской среды.
Разве культура, наоборот, не создает большую сложность, множество альтернативных мнений и вселенных?
Она создает диалог о вечном и главном. Главное, что она дает человеку — возможность включиться в этот диалог, понять, что тебя интересует. Это как раз та неопределенность, которая тебя роднит с вечностью и дает тебе перспективу во всех направлениях, как-то приобщиться к бессмертному. Я смотрю на бизнес как на культурный процесс. Сокровенная формула «деньги-товар-деньги» — это культурный процесс, создание новой стоимости. Вопрос, в какой форме она рождается — это могут быть и деньги, а могут и рождаться новые смыслы. Так или иначе и вы, и я, и посетители viennacontemporary — все мы создаем новую стоимость.