Как главы КНДР превратились в полубогов и станет ли женщина новым великим лидером
В возрасте шести лет «великий вождь» вступил в борьбу с иностранными захватчиками. Когда родился его сын, «великий руководитель», весна сменила зиму, а на небосклоне зажглась новая звезда. Внук «великого вождя» («высший руководитель») в три года сел за руль, в девять обогнал именитого мотогонщика и сочинил гениальную музыку. Все это — факты из официальных биографий трех поколений северокорейских лидеров: Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына. Рассказываем, какими еще мифами обросла история династии Ким и почему впервые в ее истории вместо «великого преемника» может оказаться преемница.
Опиум для народа
Как и многие государства, пошедшие по социалистическому пути развития, Северная Корея не поощряет религию: формально в конституции страны закреплена свобода вероисповедания, но само общество по большей части атеистическое.
Однако история династии Ким, правящей страной с момента основания, обросла таким множеством невероятных историй о великих свершениях вождей, что культ их личностей граничит с мифологией. О великих, практически божественных свершениях Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына детям рассказывают в школах, а взрослым — на специальных занятиях по политинформации.
Комплекс мифов о династии Ким начал формироваться далеко не сразу, рассказал Forbes кореевед и преподаватель Университета Лидса и Эдинбургского университета Роберт Уинстенли-Честерс, автор книги «Новые богини вулкана Пэктусан: два современных корейских мифа». Когда Ким Ир Сен только пришел к власти, корейцы мало что про него знали: лишь то, что он возглавлял группу социалистов-националистов, которые в середине 1930-х вели партизанскую войну против японской оккупации, а затем на несколько лет исчезли и вновь появились в поле общественного зрения с началом Второй мировой войны.
Но на первом этапе этого было вполне достаточно: участие Ким Ир Сена в национально-освободительной войне, а затем руководство страной в годы разрушительной Корейской войны 1950–1953 годов трансформировались в миф о нем как о борце за независимость КНДР. К тому моменту он благополучно избавился от политических оппонентов и консолидировал в своих руках власть, однако в 1956 году столкнулся с серьезным вызовом. В тот год в Москве прошел XX съезд КПСС, на котором новый советский лидер Никита Хрущев осудил культ личности Иосифа Сталина. Несмотря на отдаление от СССР, режиму Ким Ир Сена все равно нужно было как-то сформулировать, почему от собственного культа личности в Северное Корее отказываться не будут, — тогда и начал формироваться комплекс мифов вокруг северокорейского лидера и его потомков.
Один из главных столпов современного культа личности в Северной Корее — это вера в избранность, если не божественность всей династии Ким. Например, тот факт, что ее основатель Ким Ир Сен родился 15 апреля 1912 года, в день, когда затонул «Титаник», преподносится как доказательство его миссии: борьбы с империализмом.
Сам он свою великую миссию осознал якобы в пять лет, качаясь на качелях. А уже в шесть примкнул к протестам против японской оккупации. «Когда взрослые ратовали за независимость, я присоединился к ним. Враг без разбора использовал мечи и пистолеты против народных масс... В этот день я впервые увидел, как проливается корейская кровь. Мое юное сердце горело от негодования», — написал Ким Ир Сен в своих мемуарах в восьми томах, опубликованных в 1992 году. Рассказы о его революционных деяниях и борьбе с империализмом напоминают легенды о древних воинах: в них то и дело фигурируют конные переправы, самого Ким Ир Сена часто называют «солнцем», а его день рождения отмечают как День солнца.
Эта мифологичность, сильно отличающаяся у КНДР от СССР, продиктована не только культурологическими особенностями, но и историческими обстоятельствами. Как отмечает Уинстенли-Честерс, культ личности Сталина носил практический характер: в глазах народа он должен был быть великим военачальником и великим бюрократом, который обеспечивал будущее Советского Союза, одолел нацистов, развивал советскую промышленность и сельское хозяйство.