От «Бригады» до «Жмурок»: как российские криминальные фильмы начала нулевых показывали бандитский стиль
Думая о бандитах двадцатилетней давности, мы представляем весьма определенный образ. Черная кожанки, большие плащи, свитеры с горлом, золотые цепи и другие атрибуты — все это, конечно, было на самом деле, но в массовом сознании сохранилось благодаря кино. Разбираем главные русские криминальные фильмы с точки зрения одежды и составляем характерные портреты их героев.
«Бригада», 2002
Пожалуй, главная картина, широко и полно показывающая постсоветскую Россию девяностых во всей криминальной красе, — сериал «Бригада», которую даже считают русским «Крестным отцом». Создатели поставили задачу осмыслить десятилетие с 1989-го по 1999-й без прекрас, и хотя их много критиковали за романтизацию криминала (действительно, многие подростки начала нулевых считали героев сериала ролевыми моделями), слепок эпохи получился. Это отразилось и в стиле — из начала нулевых «Бригада» показывает совсем недавнее прошлое и с ювелирной точностью документирует то, как люди выглядели и как себя вели. Более того, стиль героев меняется от серии к серии: они взрослеют, и их одежда тоже — в первой серии они, как и все подростки своего поколения, носят еще советские ветровки и майки, а к концу переодеваются в солидные пальто, плащи, свитеры поверх рубашек и лаковые ботинки.
«Бумер», 2003
Еще один хрестоматийный, в том числе с точки зрения стиля бандитского фильм — «Бумер», совмещающий в своем жанре боевик, драму и роуд-муви. Черные кожанки, плащи, бесформенные куртки, свитеры крупной вязки — кино с самым запоминающимся саундтреком нулевых (кто не скачивал себе такой же рингтон на свою кнопочную «нокию»?) сформировало и зацементировало экранный образ среднестатистического криминального элемента.