Изменить будущее: что такое трансформационные игры
Встретить любовь, избавиться от неуверенности, стать богаче? Легко! Бросайте кубик, передвигайте фишку по игровому полю и тяните карточки. Что такое трансформационные игры и чем они могут помочь в достижении жизненных целей?
История
Рассказывают, что лет тридцать назад группа молодых англичан, путешествуя по Тибету в поисках просветления, встретила буддийских монахов. Те сидели на песке вокруг нарисованных символов. Присмотревшись, европейцы поняли, что рисунок на песке служит игровым полем. Молодые люди попросили разрешения понаблюдать и долго изучали загадочный процесс.
А вернувшись на родину, запатентовали игру «Трансформация», которая и положила начало увлечению трансформационными играми — а заодно и дала им имя
Сегодня такие игры набирают популярность. Причем в России и некоторых бывших советских республиках — даже больше, чем на Западе. Возможно, потому, что разрешать проблемы с помощью психотерапевта для нас еще не слишком привычно, предполагает психолог Алла Чугуева, автор трансформационной игры «Парад планет»: «Поход к помогающему специалисту до сих пор некоторые воспринимают чуть ли не как признание в собственной ненормальности. А тут — просто игра». Которая, тем не менее, помогает хотя бы на шаг приблизиться к жизненным целям.
Виды
1. Трансформационные
«Любая игра развивает некоторые навыки, хотя бы коммуникативные, — объясняет Алла Чугуева. — А главное свойство трансформационной игры все-таки в том, что она всегда проводится с учетом конкретного запроса. У каждого участника он свой, хотя они играют в одну игру. И в ней не будет выигравших и проигравших. Каждый получит ответ на свой вопрос».
Трансформационные игры можно условно разделить на три категории.
- Эзотерические. Пример такой игры — «Лила». Она основана на древнекитайской Книге Перемен: каждая из 64 клеток игрового поля соответствует одной из гексаграмм «И-Цзин». Попадая на нее, игрок толкует ее послание применительно к своей ситуации и создает в итоге некую модель своего духовного пути. У этой игры могут быть разные цели: от «найти работу» до «узнать, зачем я пришел в этот мир».
- Деловые. Они либо учат конкретным деловым навыкам (принятию решений, созданию команды), либо помогают изменить отношение к деньгам и отыскать новые стратегии заработка. Пример — игра Евгения Геллера MatriX, своего рода симулятор мозгового штурма.
- Психологические. Такова «Поддержка»: ведущий вытягивает из колоды карточку с описанием сложной ситуации (например, «Я не могу закончить ни одного дела»), а остальные оказывают ему поддержку. В ходе игры выясняется, какого типа поддержку (действием, эмоциональную, интеллектуальную) каждый готов принимать и давать другим и каких умений ему не хватает.