Исследователи и киллеры. Как использовать психотипы геймеров в любом бизнесе
Бизнес давно использует геймификацию для решения разных задач — от рекрутинга новых сотрудников до повышения лояльности. Это эффективно: когда языковой онлайн-сервис LinguaLeo внедрил игровые механики в своё приложение, его продажи выросли на 30%, а возвращаемость пользователей — на 15%. Но для успешной геймификации просто запустить квест или раздавать «ачивки» ещё недостаточно — нужно понимать, как работать с разными группами пользователей и что именно им предлагать. Вот что вам нужно знать о типах игроков и как эти знания можно применить на практике.
Типология Бартла
В конце 1970-х будущий профессор Эссекского университета Ричард Бартл стал гейм-дизайнером первой многопользовательской онлайн-игры MDU. Уже тогда он заметил, что, несмотря на общий сценарий, поведение разных игроков отличается.
Наблюдая за пользователями, Бартл выявил схожие паттерны поведения, которые потом подтвердил статистикой и внутренними опросами. Его типология описана в книге Designing Virtual Worlds и построена на пересечении двух шкал: «действие — взаимодействие» и «игроки — мир». Вот какие типы игроков выделил Ричард Бартл.
- Ачиверы (накопители) или карьеристы. Они копят всё: бонусные баллы, игровую валюту, наклейки на шестой кофе в подарок. Главное для них — получить награду любым способом.
- Киллеры. Им важно быть первыми: оказаться наверху списка лидеров, набрать как можно больше призовых очков, узнавать обо всём первыми и побеждать. Это для них Autodesk делал лидерборд в своём приключенческом квесте для 3D-моделистов. Благодаря соревновательной механике прибыльность пробной версии программы выросла на 29%.
- Исследователи. Они стремятся познать игровую вселенную и скорее будут изучать локацию, чем стараться пройти игру. Исследователи с радостью прочтут пользовательское соглашение вашего продукта, разберутся, в какой логистической службе трудятся ваши курьеры, и будут с упоением объяснять другим пользователям, как именно работает ваш кэшбек или обновление.
- Социальщики (или тусовщики). Этот тип любит быть в центре внимания и общаться в онлайн- и офлайн-каналах. Социальщики с удовольствием ходят на форумы и конференции, радостно бронируют билеты на открытые лекции и, если говорить о бизнесе, скорее всего, попробовали уже несколько продуктов, похожих на ваш. Как и исследователей, этот тип игроков тяжело монетизировать, а показатель возвращаемости у них самый низкий.