О бессмертной сказке «Конёк-горбунок» Петра Павловича Ершова

Наука и жизньКультура

«Начинается сказка сказываться»

Доктор филологических наук Иван Пырков 

Обложка художника Н. А. Богатова к изданию 1911 года. Книгоиздательство торгового дома «Евдокия Коновалова и Ко». Фото: Российская национальная библиотека/nlr.ru

В сибирской деревне Безруково холодным снежным днём открывается окошко избы, и мужчина, держащий в руках колыбельку с младенцем, кричит проходящему мимо дома страннику-нищему: «Эй, за сколь возьмёшь?» Нищий останавливается, подходит к окну и отвечает: «Да за грош». Это древний-древний сибирский обряд, помогающий, как верили люди, «откупиться» от смерти, сбыть за грош — медную тусклую монетку — все хвори и напасти, угрожающие младенцу. Обряд совершён, и ребёнок улыбается впервые после рождения — к нему, родившемуся едва дышащим, приходят вдруг силы. Так начиналась жизнь одного из самых загадочных поэтов в истории русской литературы, автора бессмертной сказки «Конёк-горбунок» — Петра Павловича Ершова. «Эх, мама-мама, — не раз повторял, грустно улыбаясь, Ершов в трудные минуты своей жизни. — Что мне чины да почести, когда цена мне всего один грош…»

О Петре Ершове мы знаем, кажется, меньше, чем о его героях, запечатлённых в нашей памяти с самого раннего детства. Вот Иванушка, Иван-дурак, оказывающийся в итоге всех умнее и везучее, тянется к запретному перу Жар-птицы, и на его удивлённом лице играет всполох золотого света; вот громоздится над «морем-окияном» Чудо-юдо Рыба-кит, на чьей спине умещается целый мир; а вот и неунывающий конёк-горбунок с извечной жизнерадостной присказкой:

Это — службишка, не служба;
Служба всё, брат, впереди!

Ершов остаётся как будто бы в тени созданных им ярких образов, его фигура едва различима за сиянием народных слов-самоцветов, с которыми он так ловко управляется. Сам он всегда выбирает обратную сторону монеты — как бы она, подброшенная провидением, ни легла. Кто такой Пётр Ершов? Самородок, автор одного произведения, ещё он много лет отдал педагогике, испытал не одну потерю и завершил жизнь, как и многие гениальные поэты, в безвестности. Вот, собственно, и всё. Но судьба Петра Павловича, начиная с первых часов жизни, настолько уникальна и драматична, столь тесно переплетена с культурой и просвещением XIX века, полна таких совпадений, пересечений и невероятных поворотов, что заслуживает, конечно, более подробного разговора.

Наиболее достоверный портрет П. П. Ершова, выполненный воспитанником Карла Брюллова — учителем рисования Ишимского уездного училища Николаем Гаэтановичем Маджи. 1859—1861 годы. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. 

«Начинается сказка сказываться» — таким зачином открывал Ершов своего «Конька-горбунка». Начнём и мы наш рассказ.

В сибирской деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии 22 февраля (6 марта) 1815 года, в семье Павла Алексеевича и Ефимии Васильевны Ершовых рождается последний, двенадцатый ребёнок. Все братья и сёстры Ершова умерли в младенчестве, кроме старшего брата — Николая. Новорождённого нарекают Петром — в честь преподобного Петра Столпника, чья жизнь была озарена подвигом затворничества, а власяница излечивала детей от недугов. До сих пор хранится оно, шёлковое крестильное покрывальце Ершова, в музейных фондах. Посмотрите, как интересно: жизнь будущего великого поэта даже не разгорелась ещё, ещё только забрезжила, а уже успела соприкоснуться и с языческими верованиями, и с христианской верой. В «Коньке-горбунке» тоже ведь ощутимы напластования культур, всё органично сошлось в гениальной этой сказке — народное мироощущение, фольклорные мотивы, мифологические темы, христианские символы… «Чтобы создать произведение такой сложности и масштабности, нужно прожить жизнь» — говорят скептики, сомневающиеся в том, что гениальную сказку написал девятнадцатилетний Ершов, по сути дела, ещё совсем молодой человек. Но жизнь Петра Павловича складывалась так, что порой один год шёл за целое десятилетие. Ну а глубинные знания русского языка, широту кругозора, масштабность мысли обретал он в пути-дороге.

Дело в том, что отец будущего поэта, Павел Алексеевич, по роду службы (он служил волостным комиссаром, чиновником в полицейской, судебной, финансовой сфере) часто менял города. И семья — отец с матерью, Пётр Ершов и бесконечно им любимый старший брат Николай — постоянно переезжала с места на место. Прощай, милое сердцу Безруково! Прощай, Ишим! Прощай, родная Богоявленская церковь! Не забудутся её купола, и не забудутся празднично-цветастые зимние Никольские ярмарки…

Город Ишим, Богоявленский собор. Здесь на исходе зимы 1815 года крестили Петра Ершова. Фото Геннадия Крамора

Впереди — Крепость святого Петра (нынешний Петропавловск), Омск, Берёзово, Тобольск… Горизонты широкие, расстояния большие, дороги извилистые и дальние. А какой путь без разговора? Вот и слушал с детства обожавший истории маленький Пётр песни ямщиков, рассказы охотников, странников, купцов, казаков, крестьян. Разные говоры, яркие оборотыречи, весёлые присловья и присказки, меткие пословицы, прорастающие из баснословной сибирской старины, завораживающие волшебные сказки — та языковая стихия, в которой рос автор «Конька-горбунка». Как знать, не тогда ли уже, в раннем детстве, впервые узнал Ершов и про Жар-птицу, и про Царь-девицу, и про котёл с кипящим молоком, и про коней златогривых, и про «игрушку-конька»?.. Говорил же годами позже скромный Пётр Павлович, что «всего лишь» обработал и записал услышанную народную сказку.

На несколько лет семья Ершовых оседает в Тобольске, в доме дяди по материнской линии — известного купца и мецената Николая Степановича Пилёнкова. Николай Пилёнков был человеком исключительно просвещённым, понимавшим, что будущее страны за наукой, культурой и искусством. Известно, например, что он принимал самое активное участие в устроительстве музыкальных вечеров, на которые съезжалась публика со всей Сибирской земли. Позднее, как раз на одном из таких концертов, Ершов познакомится с отбывающим в Тобольске «почётную ссылку» композитором Александром Алябьевым — создателем волшебного романса «Соловей». В доме Пилёнкова бывает много талантливых людей, царит атмосфера творчества, ценится начитанность и образованность. Да и родители Ершова уверены: дети должны получить хорошее образование.

Крестильное одеяльце Пети Ершова. Из фондов Ишимского музейного комплекса (ИМК) им. П. П. Ершова. 

В 1827 году Пётр и Николай поступают в Тобольскую гимназию. И надо же такому случиться, что как раз в этом году гимназию возглавил Иван Павлович Менделеев — отец будущего великого химика. Гимназическая жизнь, рутинная и монотонная до этого, с неизбежной зубрёжкой и схоластикой, наполнилась творческим духом. И. П. Менделеев приветствовал свободную импровизацию, начал устраивать при гимназии литературные воскресенья, на которых одарённые ученики читали свои первые строки, цитировал наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, добился того, чтобы в гимназии стало семь (а не четыре) классов, а выпускники имели возможность поступать в университет. Любопытный нюанс: семьи Менделеевых и Ершовых находились в родстве. Например, двоюродный дядя Петра был женат на родной сестре Дмитрия Менделеева. А годами позже первой женой Дмитрия Менделеева станет приёмная дочь Ершова — Феозва Никитична. Но родство между Ершовыми и Менделеевыми было не только кровное, но и духовное. Символично, что Иван Павлович Менделеев первым заметил литературный дар гимназиста Ершова, одобрил его искренний интерес к сибирскому фольклору, поддержал его увлечение — записывать сказки и истории. А ещё на всю жизнь привил Петру Павловичу любовь к педагогике, уважение к имени учителя, преподавателя, наставника.

В 1830 году отца Ершова, получившего офицерскую должность, ждёт новая командировка — на этот раз в Северную столицу. Вслед за ним перебирается в Петербург вся семья. Для впечатлительного Петра это потрясение. После стародавнего неспешного Тобольска, едва ли не сказочного, отмеченного печатью истории, с древним Кремлём, с сохранённой памятью о Ермаке, Петербург видится Ершову городом будущего. Всё здесь в новинку: и геометрически выверенная архитектура, проникнутая торжественным имперским духом, и речь горожан, такая непохожая на сибирскую, и насыщенность культурной жизни. Шутка ли: самого Пушкина можно увидеть на петербургских улицах!

Письмо П. П. Ершова Д. И. Менделееву. Тобольск, 13 августа 1858 года. Научный архив Менделеева (НАМ), СПбГУ. 

Пётр и Николай поступают в Санкт-Петербургский императорский университет. Старший брат отдаёт предпочтение точным наукам, а Пётр становится студентом юридически-философского и вольным слушателем историко-филологического факультетов. Учится Пётр неровно, много, как сам вспоминает потом, «ленится», не очень, что удивительно, преуспевает «в языках, особенно в иностранном», порой пропускает лекции.

Но вот однажды Пётр Александрович Плетнёв, талантливейший поэт и литературный критик, соратник Пушкина (Плетнёву посвящён роман «Евгений Онегин»), а помимо этого профессор и ректор университета, предлагает своим студентам тему курсовой работы: «Народное творчество». Вольному слушателю Ершову тема приходится по душе, и Пётр, вместе с другими студентами, сдаёт своему наставнику написанную за несколько месяцев курсовую. Через какое-то время профессор Плетнёв приходит на очередную лекцию, хитро, как он это умел, смотрит и обращается к аудитории: «Тут ваш коллега написал любопытную сказку, не хотите ли, господа, послушать?» И начинает читать бесценные для русской культуры, исписанные аккуратным, округлым почерком вольного слушателя Ершова страницы: «За горами, за лесами, // За широкими морями, // Не на небе — на земле // Жил старик в одном селе». Так впервые звучит ершовская сказка. Сначала Ершову рукоплещет удивлённая студенческая аудитория, и в этом же, 1834 году, когда фрагменты сказки публикуются популярным журналом «Библиотека для чтения», её восторженно приветствует вся Россия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Не время хоронить Не время хоронить

Василий Степанов о первом фильме фем-бондианы

Weekend
Остров сокровищ Остров сокровищ

Алмазные старатели Борнео

Вокруг света
Габриэль Витткоп: Наследства Габриэль Витткоп: Наследства

Отрывок из нового романа французской писательницы Габриэль Витткоп

СНОБ
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Круче, чем Джоли! 5 российских звезд, ставших иконами стиля на Западе Круче, чем Джоли! 5 российских звезд, ставших иконами стиля на Западе

Стиль этих российских знаменитостей не остался на Западе без внимания!

Cosmopolitan
Солнечная энергия в вашей квартире Солнечная энергия в вашей квартире

Когда-то давным-давно, ещё в СССР, в Москве работал магазин «Пионер»

Наука и жизнь
Опережая некролог Опережая некролог

Отрывок из мемуаров Александра Ширвиндта «Опережая некролог»

СНОБ
Почему комары кусают не всех Почему комары кусают не всех

Комары кусают не всех — это факт

Наука и жизнь
Фотопроект: что берут с собой в дорогу нелегальные мигранты из Латинской Америки Фотопроект: что берут с собой в дорогу нелегальные мигранты из Латинской Америки

Вещи, которые берут с собой нелегальные мигранты из Латинской Америки

Esquire
Фермопильская битва Фермопильская битва

Проигравших история запомнила лучше, чем победителей

Дилетант
Орден мальтийского кролика Орден мальтийского кролика

Ради этих ушастых зверюшек мальтийцы способны даже на бунт

Лиза
Тюрьма как доходное место Тюрьма как доходное место

Тюрьма, по образцу которой впоследствии создавались тюрьмы по всему миру

Дилетант
Униформа в моде и современной культуре Униформа в моде и современной культуре

За что рынок моды так любит спецодежду?

СНОБ
Хинь да зрятина Хинь да зрятина

Горький в повести «В людях» заставляет ощутить беспросветную тщетность жизни

Наука и жизнь
11 роботов, созданных задолго до XX века 11 роботов, созданных задолго до XX века

Первого робота создал ещё Леонардо да Винчи

Maxim
Время лечит Время лечит

Принятое в идеальное время лекарство оказывает максимальный эффект

Лиза
«Папины деньги — это папины деньги. Строить за детей жизнь я не буду». Правила воспитания бизнесмена и отца 23 детей Романа Авдеева «Папины деньги — это папины деньги. Строить за детей жизнь я не буду». Правила воспитания бизнесмена и отца 23 детей Романа Авдеева

Какими правилами руководствуется отец 23 детей, из которых 17 усыновленных

Forbes
Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины

Поджигатель, правитель, автор основополагающего труда в истории медицины…

Вокруг света
Большой развод Большой развод

Почему адвокат Александр Добровинский неизменно появляется на публике в бабочке

Forbes
Рю Мураками: Пирсинг Рю Мураками: Пирсинг

Первые главы из романа Рю Мураками

СНОБ
«Водопад денег не остановился»: как Тимати, Моргенштерн и другие рэперы зарабатывают без концертов «Водопад денег не остановился»: как Тимати, Моргенштерн и другие рэперы зарабатывают без концертов

Кому из рэперов кризис сыграл на руку и к чему готовиться любителям хип-хопа

Forbes
7 работ Валентина Серова и их история 7 работ Валентина Серова и их история

В начале XX века Валентин Серов был одним из самых известных и модных художников

Культура.РФ
Почему кофе любят миллионы и причем здесь реклама Почему кофе любят миллионы и причем здесь реклама

Почему люди не только обожают кофе, но и готовы продвигать его в своих соцсетях

РБК
«Мастера секса» «Мастера секса»

Отрывок из книги Томаса Майера о том, как Америка училась любить

N+1
Каково это — гастролировать с Queen. Интервью со старшим техником группы Питером Хинсом Каково это — гастролировать с Queen. Интервью со старшим техником группы Питером Хинсом

Воспоминания Питера Хинса — техника Queen, который гастролировал с группой

Esquire
Виктор Цой — человек своей эпохи или «вечный подросток»? Виктор Цой — человек своей эпохи или «вечный подросток»?

Виктор Цой — порождение и отражение определенной эпохи и музыкант на все времена

Psychologies
Слова, придуманные русскими писателями Слова, придуманные русскими писателями

Русский язык во многом обогатила фантазия русских писателей

Культура.РФ
Семечки не работают: как мотивировать сотрудников после окончания карантина Семечки не работают: как мотивировать сотрудников после окончания карантина

Как руководители смогут мотивировать сотрудников в мире после пандемии

Forbes
«Я за свою ошибку заплатил сполна»: главред «Медузы» Иван Колпаков впервые рассказал свою версию инцидента с харассментом «Я за свою ошибку заплатил сполна»: главред «Медузы» Иван Колпаков впервые рассказал свою версию инцидента с харассментом

Иван Колпаков прокомментировал обвинения в харрассменте

Esquire
Открыть в приложении