Новый русский богатырь: как свитер Данилы Багрова из «Брата 2» стал символом
Майский Esquire, посвященный 20-летию фильма «Брат 2», вышел с выносом «Последний русский киногерой» на обложке. Ну а свитер крупной вязки — последний супергеройский плащ, который стал важным символом для России. По просьбе Esquire художник по костюмам Анна Баштовая разобралась, какую роль в фильмах о Даниле Багрове сыграли образы ключевых героев — и как так вышло, что обычный вязаный свитер стал кольчугой мифического богатыря.
Сегодня, двадцать лет спустя, Сергея Бодрова по-прежнему называют «последним русским героем» (что удивительным образом рифмуется с шоу «Последний герой», которое вел Сергей) и зачастую не отделяют от Данилы Багрова — с его наивной улыбкой и в растянутом свитере. Об этом самом свитере и хочется поговорить.
Как вспоминает художница по костюмам и вдова Алексея Балабанова Надежда Васильева, режиссер поставил перед ней очень масштабную задачу — ни много ни мало создать русского Супермена: «Леша сказал: «Мне нужен герой». И я стала думать, как этот герой может выглядеть, во что он может одеваться. Почему-то мне представилось, что у Данилы Багрова должно быть что-то общее с революционным матросом — человеком, который может ради близкого, ради своих убеждений и принципов взорвать что угодно, хоть крейсер «Аврора». Так начал зарождаться образ, которому впоследствии суждено было стать национальным символом.
После распада Советского Союза русскому народу, который в одночасье лишился своей многолетней мифологии, крайне необходим был сверхчеловек, национальный герой нового формата, — и Бодров в образе Багрова оказался как нельзя кстати. Настоящий богатырь, эдакий эпический Добрыня, победивший Змея Горыныча. В русской мифологии богатырь Добрыня имеет прозвище «млад», обладает огромной физической силой, но при этом и «мухи не обидит». Кроме того, он защитник «вдов и сирот, несчастных жен», что, конечно, полностью соотносилось с характером Данилы. А созвучие имен лишь подчеркивало это сходство. Свитер крупной вязки стал, в свою очередь, метафорической кольчугой, которая отличает героя от всех остальных персонажей. Примечательно, что в одной из сцен первого «Брата» Бодров лежит в постели на фоне гобелена с репродукцией васнецовских «Трех богатырей», где Добрыня на белом коне вынимает меч из ножен, готовый в любой момент ринуться в бой. В «Брате 2» подобную параллель с русским богатырем проводил и продюсер проекта Сергей Сельянов: «Герой отправляется в логово могущественного