Илон Маск на Кубани: как краснодарское агентство организовало первое в России выступление основателя Tesla
Креативное агентство Ruport в партнерстве с краснодарскими чиновниками сделало почти невозможное — устроило бесплатное выступление Илона Маска на кубанском форуме. Как им это удалось?
Целый месяц калифорнийцы, едущие на работу мимо офиса SpaceX, ломали голову над баннером с надписью «Kak tebe takoe, Elon Mask?» Абракадабра для большинства американцев, но не для адресата послания — Илона Маска, одного из самых известных в мире технологических предпринимателей и любителя поболтать в соцсетях по-русски. На вопрос, как ему такое, Маск уже отвечал в Twitter полгода назад — канал НТВ разместил ролик, на котором по ставропольской дороге задом наперед едет «тюнингованный» ВАЗ. Тогда Маск поразил подписчиков, ответив на чистом русском: «Хаха офигенно». Фраза «Как тебе такое, Илон Маск?» на тот момент уже стала в Рунете мемом, обозначающим странные, глупые или гениально-кустарные народные изобретения.
Разместить билборд возле офиса Маска придумали краснодарские чиновники и местное рекламное агентство. Кликнув на QR-код рядом с надписью, можно было попасть на домен welcomeelon.com, где был размещен видеоролик, воспевающий любовь российских предпринимателей к основателю Tesla, и призыв If you are Elon Musk click this (с англ. «если вы Илон Маск, нажмите сюда»). Прием сработал: кампания привлекла внимание Маска, и он через представителя сообщил о готовности выступить на кубанском форуме.
Но до последнего момента и общественность, и даже сами организаторы сомневались, не розыгрыш ли это. Вечером 18 октября историческое событие все-таки совершилось — Маск вышел в эфир по видеосвязи перед 5000 посетителей форума, которые толпились в зале и за его пределами, и тысячами зрителей онлайн-трансляций в соцсетях (официальную трансляцию представители Маска, по словам организаторов, запретили). Forbes поговорил с энтузиастами с Кубани и узнал, как им впервые в истории удалось организовать выступление Маска в России, потратив на это меньше $10 000.
«Магнит», Сибирь и русский Uber
«Первое собрание, все сидят, и вдруг Паша говорит: «А давайте пригласим нашего Илона, так сказать, Маска?» Идея показалась нам утрированно сумасшедшей, но именно это и зажгло», — вспоминает в интервью Forbes основатель креативного агентства Ruport Роман Левицкий. «Паша» — это Павел Майоров, представитель департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Роман — совладелец агентства, которое дополнило и реализовало идею. Вместе им удалось сделать то, что не удавалось никому в стране — устроить выступление Илона Маска в России, потратив на это четыре дня и ни копейки бюджетных денег.
Агентство, в портфеле которого теперь один из самых ярких кейсов за всю историю отечественного пиара, появилось в 2001 году в Краснодаре. Его основатель отучился один семестр на художественно-графическом факультете КубГУ, после чего, по собственному утверждению, «натворил всякого» (что именно — не говорит) и был отправлен родителями на перевоспитание к родственникам в Сибирь. «Там меня отправили на завод шкурить бревна, но выдержал я ровно один день, — вспоминает Левицкий. — У меня спросили: «Ну, что ты еще умеешь?» А я умел рисовать. И пошел на рынок рисовать плакаты для знакомых своей тетки, которые продавали воздухоочистители».
Вернувшись в Краснодар, он продолжил карьеру в рекламной индустрии. В 1998 году занялся маркетингом в «Магните» (тогда еще АО «Тандер»), где познакомился с Сергеем Галицким, а через три года решил запустить свое дело — агентство Ruport. Поначалу брались за все подряд: печатали баннеры и юмористические открытки, делали сайты, брендировали шоколадки и снимали видеоролики. Постепенно начали появляться крупные клиенты — например, Южная телекоммуникационная компания (сейчас «Ростелеком-Юг») и футбольный клуб «Краснодар», для которого агентство Левицкого сделало полный брендинг.
В 2015 году Левицкий уехал в США развивать агрегатор услуг такси Fasten. «Мы поехали Uber шапками закидывать, но не учли, что [инвесторы] в него уже влили много миллиардов долларов, поэтому нам поднимать деньги оказалось сложно», — признает Роман. В 2018 году они с партнерами продали проект группе компаний «Везет» и вернулись в Россию.
Вершина айсберга
Летом 2019 года Ruport, в которое вернулся Левицкий, получило предложение о сотрудничестве от департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. «Хоть федеральных клиентов у нас и нет, на Юге мы самые узнаваемые, поэтому можем выбирать, с кем хотим работать, — уверяет Роман. — В свое время мы поработали с разными департаментами и зареклись иметь дело с государством. Но времена меняются — в правительстве появились люди, у которых огонь в глазах не на «украсть», а на то, чтобы сделать что-то хорошее».
Левицкий говорит о своем давнем знакомом Павле Майоровом, в прошлом игроке в КВН и владельце консалтинговой компании Clever Consulting, а сейчас гендиректоре НАО «Корпорация развития Краснодарского края» («КрКк»), которое на 100% принадлежит тому самому департаменту. «Мы оказывали юридические услуги иностранным компаниям и компаниям с иностранным капиталом, работающим в регионе. Развивали концепцию велком-центра, где предприниматели могли в режиме одного окна получить комплекс услуг — юридических, бухгалтерских, поиск помещения. Косвенно мы помогали и администрации края, потому что делали работу иностранных компаний в регионе проще и повышали их лояльность к краю. И в марте 2018 года руководство края предложило мне должность гендиректора «КрКк», — поясняет Майоров.