Alyona Alyona — о гнетущей славе, бодипозитиве, Грете Тунберг и новом альбоме
Год назад, в октябре 2018-го, 27-летняя Алена Савраненко выпустила клип на песню «Рыбки» и в одночасье стала звездой украинского рэпа. Интересная биография только подогрела интерес: Савраненко — бывшая воспитательница детского сада, работавшая и продавцом на рынке, и коллектором, и соцработником. В апреле Alyona Alyona выпустила дебютный альбом “Пушка”, и об украинской рэперше написали все — от американского Vogue до The New York Times, который включил ее в список самых перспективных молодых европейских артистов. Теперь Савраненко собирает аншлаги в родной Украине и активно гастролирует по Европе, выступая на крупнейших фестивальных площадках и с сольными концертами. До России Алена пока не доехала и, судя по всему, не планирует, поэтому следите за гастрольным графиком украинской артистки в ее инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). А пока — читайте интервью, в котором она рассказала о превратностях славы, знакомстве со Скептой и новом альбоме, который выйдет раньше, чем вы ожидали.
Ровно год назад вышли «Рыбки», и на тебя свалилась вся эта слава. Какие уроки ты для себя извлекла?
Если есть возможность спать, то ложись и спи. Не избегай возможности поспать, потому что сон — это здоровье. Если появилась идея в голове, записывай это сразу, а то забудешь. Выполняй обещания и больше занимайся благотворительностью.
Тогда ты говорила, что выход на сцену для тебя — все равно что раздеться догола. И вот ты уже выступаешь на больших летних фестивалях, у тебя тур по Европе. Ты переборола в себе этот страх?
Да, сейчас я даю концерты абсолютно без доли волнения. Мой страх в первую очередь был связан с тем, что я боялась забыть слова. Но повторение — мать учения, и если много репетировать, тексты запоминаются до автоматизма. Так что я больше не переживаю по этому поводу. Я поняла, что люди пришли не судить тебя, а качаться под твою музыку.
Языковой барьер не мешает?
Люди абсолютно считывают мой вайб, энергетически это стопроцентное совпадение. А кому тексты нужны — могут посмотреть переводы на сайте Genius, не вижу в этом проблемы вообще. На моих европейских концертах люди слэмятся. На фестивале Sziget этим летом люди вообще отрывались как в последний раз. Сначала я подумала, что это украинская диаспора, а это были европейцы. Вообще, это выступление очень памятное для меня: когда я начинала концерт, собралось, ну, человек 200–300, потому что параллельно на другой сцене пел Эд Ширан. Как только он закончил выступление, минут через десять после начала моего, весь этот поток хлынул ко мне — народу было столько, что я не понимала, где заканчивается толпа.
В клипе на песню «Завтра» есть нарезки твоих европейских выступлений, и там даже засветился Skepta, который сидит и смотрит твои клипы. Как это вообще вышло?
(Смеется.) Короче, мы приехали выступать в Словакию, на фестиваль Pohoda, и Skepta был в лайнапе. Для артистов был отдельный палаточный городок, и мы понимали, что он где-то здесь ходит. И вот мы гуляем второй день, а его не видно и все. И в какой-то момент мы сели попить лимонадик и спрятаться от дождя в столовой, и тут смотрим — обедает со своей командой. В общем, мы сидели-сидели, думали, как бы к нему подступиться, заговорить. Потом я не выдержала, пошла в туалет. Пока меня не было, он стрельнул зажигалку у Элины (член команды Alyona Alyona. — Esquire). Она не растерялась, подошла к нему и говорит: мол, мы артисты из Украины, приехали выступать. Он такой да, а кто вы, что вы? Выхожу я из туалета, а Лиля уже ему на телефоне показывает мои клипы, а оператор все это дело снимает. А Skepta комментирует: «Она вообще сумасшедшая, ничего себе!» Когда тебя респектует такой большой артист, это нереально мотивирует, ты понимаешь, что не зря все это делаешь.
В той же песне «Завтра» ты поешь: «Снова билет, снова времени виток, / Я не знаю, где я буду завтра». Ты кайфуешь от этого состояния?
В этом есть приятные моменты. Иногда концерты букируются на несколько месяцев вперед, и в силу насыщенного графика я реально могу забыть, где я буду завтра. А потом узнаю — бах, а мы на четыре дня летим в Тель-Авив. И я думаю: «Класс, я же никогда не была в Израиле, это так интересно!» Но иногда график настолько плотный, что тяжело морально и физически — недосып, постоянные перелеты и переезды забирают много сил. Постоянно приходится выбирать: либо я смотрю город и гуляю, а вечером на концерте выжимаю остаток сил по максимуму, либо я отдыхаю и аккумулирую силы. Чаще всего я выбираю второе, и в этом косяк: я не знаю, где буду завтра, и поэтому не могу провести сегодняшний день так, как хочу.
Чувствуется, что тебя это напрягает.
С одной стороны, я кайфую, потому что я никогда не была за границей, а теперь за год объездила столько стран. Но иногда я чувствую себя несчастной от количества переездов и перелетов. Физически, знаешь, идет истощение организма. Возвращаюсь в Киев выжатая как лимон, еду к родителям, а им жалко на меня смотреть просто. Это первое. А второе — то, что я уже не принадлежу сама себе на сто процентов. У меня нет больничного, и нет человека, который мог бы меня заменить. Хочется быть с близкими, проводить с ними время, ходить на их свадьбы и дни рождения — но у меня, например, в этот день какая-то важная встреча или концерт. Просто разрываюсь на куски оттого, что хочу быть там, но я должна быть здесь. И вот, это переживание, оно… На перспективу я понимаю, что это все мне в плюс, но сейчас ощущение разрыва какого-то. Это трудно, морально тяжело.