Неучтенное время. Как жить, если у тебя слишком много дел
Больше 40% людей в России испытывают стресс, связанный с работой. Многозадачность, высокие требования, постоянный поток информации — все это может привести к выгоранию и серьезным психическим расстройствам, если вовремя о себе не позаботиться. Главный редактор «Сноба» Ксения Чудинова рассказывает, как она научилась справляться с нагрузкой и находить время для себя.
Работа медиаменеджера чем-то напоминает работу домохозяйки. Кажется, что у тебя есть довольно ограниченный набор обязанностей на каждый день: сходить на встречу, написать текст, провести планерку. Но кроме этого есть еще море «невидимых» задач — их приходится все время держать в голове и постоянно решать. Со стороны этот процесс незаметен, но, если его остановить, вся конструкция, за которую ты отвечаешь, рухнет, будь то редакция журнала или твой собственный дом.
Я называю такие задачи «неучтенными»: к ним невозможно подготовиться и заранее встроить их в расписание. Прямо сейчас, пока я писала эти несколько строк, мне пришло восемь уведомлений в разных мессенджерах. Каждое из них — какой-то новый вопрос, который нужно решить как можно скорее и который я не закладывала в свой план на день.
Люди пишут: «Почему вы не отвечаете мне? Мое письмо — очень важное». Чтобы просто ответить: «Да, мы принимаем это в работу», нужно найти первоначальное сообщение, внимательно прочитать его, посоветоваться с коллегами, принять решение. Пока отвечаю на одно письмо, приходят два других. Когда вечером я припоминаю, что успела сделать за день, как правило, находится 15–20 важных задач, с которыми я справилась. Но потом я вижу 800 новых непрочитанных сообщений, запросов в соцсетях и писем, и мне начинает казаться, что я не успела вообще ничего. Именно из-за этих «неучтенных» дел я никогда не могу уйти с работы вовремя и заняться личными делами.
Чтобы хоть как-то со всем справляться и не лишиться рассудка, я стараюсь расставлять приоритеты, грамотно накапливать и расходовать свой ресурс.
Началось это, еще когда я родила первого ребенка. Я была очень молода, мне нужно было учиться — и одновременно растить малыша. Пришлось учиться рассчитывать свои силы, задавать себе вопросы: «Мне обязательно завтра ехать на лекцию с самого утра или лучше побыть с ребенком, а потом попросить у кого-нибудь конспект?», «Мне обязательно пропускать самый важный экзамен за год или с ребенком может посидеть моя бабушка?» Позже, когда я встала на ноги, устроилась на работу, в нашей жизни появилась няня, и стало легче. Так я научилась делегировать обязанности. Спрашивать себя: что я обязательно должна сделать сама, а что могу доверить кому-то еще? Например, сходить на родительское собрание и узнать, какие учебники нужно купить на будущий год, может бабушка, а поговорить с ребенком по душам и вместе решить важную проблему — это зона моей ответственности.