Секунда — огромный мучительный год
Glamour выслушал монолог девушки с биполярным расстройством и задался важными вопросами. Почему в России такое незрелое отношение к психологической помощи? Где корни психофобии? И все ли в порядке с вами самими?
Ощутимо я столкнулась с симптомами в старших классах, и тогда же мне диагностировали суицидальную депрессию, — рассказывает Аня Кузьминых, молодой сценарист и режиссер. — На свой выпускной я ехала из психиатрической больницы. Сейчас у меня биполярное расстройство, которое мне диагностировали практически случайно — я пришла к психиатру по другому вопросу, но в процессе беседы она сказала, что мне необходимо лечь на полное обследование. В общем, ее предположения подтвердились. Принять диагноз сложно. Я очень долго не хотела в это верить, хотя сама замечала все симптомы. Но все равно не верила до последнего, даже когда диагноз подтверждали самые разные врачи. Приняла я это где-то через два года.
У меня был короткий опыт лечения в Штатах, но терапии, которые мне подбирали там, не подошли. Сейчас я существую по плану, который составил для меня прекрасный московский врач, и чувствую, что он правда мне подходит.
При биполярном расстройстве у человека непредсказуемо чередуются периоды мании и депрессии. В мании я очень много и быстро разговариваю, хочу всех обнимать, чувствую все очень остро и так, будто весь мир соткан из любви. Спать, правда, не особо получается. В таком состоянии я рисую, пишу. Но после — обязательно жесткий спад. Депрессия — это не то чтобы плохое настроение, это совсем другое ощущение. Это чувство, когда каждую секунду ты проживаешь как огромный мучительный год. Переход из одного момента жизни в другой физически ощутим. Это самое мучительное, что я когда-либо испытывала.
В это время сказать кому-нибудь «привет» — невероятно трудно, приходится напрягать все свои силы. В такие моменты я могу днями жить в бардаке и ни с кем не разговаривать. Несколько раз были попытки суицида — но каждый раз меня откачивали в больнице и потом помещали в психушку. А это очень тяжело.
С психофобией в моем близком окружении мне почти не пришлось столкнуться — близкие знают меня с детства и понимают, что у меня проблемы с психикой. А вот новым людям иногда приходилось долго объяснять. В своих соцсетях я откровенно рассказываю о своей жизни — и конечно, получаю море критики, идиотских советов и обвинений. Реагирую тяжело и остро, каждый раз хочется оправдаться. Именно поэтому я очень серьезно отношусь к освещению этой темы. Чем больше мы объясняем людям, что психические заболевания — такие же, как и любые другие, тем меньше давления чувствуют люди с диагнозами».
Запад и Восток
Анна Крымская, клинический психолог, основатель сервиса YouTalk: