«Иерусалим земной и подземный»
Как были устроены первые археологические исследования в городе
Иерусалим был основан примерно в IV веке до нашей эры и считается одним из древнейших городов мира. Богатая история здесь видна невооруженным глазом: горожане живут в средневековых домах и ходят по римским мостовым. В книге «Иерусалим земной и подземный» (издательство «Слово/Slovo») археолог Яна Чехановец рассказывает о разных сторонах древней и современной жизни в этом городе, в том числе о первых иерусалимских археологах, подделках древностей и особенностях раскопок. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель» 2024 года. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным началу археологических исследований Иерусалима.
Век прогресса
В XIX веке, как только османская Палестина начинает потихоньку открываться для западных путешественников, стартует и охота за ее древностями, за знаниями и за обладанием вполне материальными вещами. Ни золотых доспехов, ни мумий, ни мраморных статуй в Палестине нет, так что самыми ценными местными находками считаются надписи, монеты — проще говоря, все то, что можно красиво разместить в витрине у себя в кабинете или в столичном европейском музее.
Этот этап антикварного коллекционирования довольно быстро сменяется серьезными исследованиями, сначала библейскими изысканиями, ставящими задачу подтвердить (или опровергнуть) тексты Писания, сравнив их с натурным материалом — теми декорациями, в которых разворачивались события священной истории. Образованные путешественники, европейцы и американцы, заново открывают Святую землю, зарисовывают, записывают, опознают древние памятники.
В 1865 году в Лондоне создается первая научная организация: Фонд исследования Палестины — Palestine Exploration Fund (PEF); и сразу же начинается издание научного журнала Palestine Exploration Fund Quarterly Statement (PEQ — кстати, он выходит по сей день). Тогда же начинается серьезное картографирование Палестины и Иерусалима. Библейская история — конечно, дело серьезное, но побудительные мотивы от нее очень далеки. Европейские державы с нетерпением ждут близкого конца Османской империи и готовятся делить ее наследство. Здесь будет война, и армии, особенно британской, понадобятся точные карты.
Так на смену авантюристам и чудакам, антикварам-любителям и прочим паганелям приходят серьезные военные люди, офицеры инженерных войск Ее Величества королевы Виктории. Они умеют делать замеры, чертить, фотографировать и легко переносят неудобства диковатой иерусалимской жизни. Они не позволяют себе распускаться и с каждой почтой отправляют в Лондон донесения, аккуратно публикуемые в PEQ.
Топографические и заодно археологические изыскания проводятся довольно сложным путем: вблизи главных памятников до предполагаемой нужной глубины выкапывается шахта, а от нее можно двигаться дальше горизонтально, замеривая и отчерчивая контуры древних построек и залегания материковой породы. Все приходится делать под землей, при свете факелов. Сотрудники PEF проникают буквально всюду и вычерчивают подробнейшие планы монументальных зданий, городских укреплений, храмов и дворцов — и все это меньше чем за десять лет. Сегодня такого результата достичь было бы невозможно: и специалистов с таким арсеналом знаний и умений больше не существует, и местное население с тех пор освоилось — те, кто рыщет под землей, к нему так просто не подкопаются.