Как бросить есть: мегахит для худеющих
Более чем половиной роста своего ВВП Дания в последние годы обязана фармацевтике. Ее лидер, компания Novo Nordisk, вошла в двадцатку крупнейших корпораций мира наравне с нефтяными и IT-гигантами. Такой невероятный успех обеспечил один-единственный новый препарат, продажи которого в 2023 году превысили 18 млрд долл. Ozempic стал первым лекарственным хитом XXI века, обещая решить одну из самых насущных проблем современного человечества – проблему лишнего веса.
Принято думать, что пышные формы палеолитических венер отражают представления древних полуголодных людей о красоте и достатке. Однако прошло немало тысячелетий, и нехватка пищи перестала быть обыденным делом. И внешняя привлекательность стала ассоциироваться со стройной и подтянутой фигурой.
В не столь далеком прошлом стремление к романтической худобе требовало от красавиц буквально калечить себя, глотая мышьяк или яйца гельминтов. Сегодня бодипозитив и другие общественные движения призывают бороться с подобными представлениями, принимать свое тело таким, какое оно есть, и не доводить себя до изнеможения, пытаясь избавиться от лишних килограммов. Но страх набрать вес до сих пор заставляет несчастных женщин метаться между анорексией и булимией – нервным голоданием и обжорством.
Общая проблема
Однако проблема эта не только психологическая, но и физиологическая. Избыточный вес служит индикатором ряда заболеваний – например, диабета второго типа. Полнота и сама по себе небезопасна: риски развития диабета, астмы, гипертонии и ряда других нарушений она повышает заметнее, чем даже курение. Особенно сильно от лишних килограммов страдают обмен веществ и сердечно-сосудистая система, а именно ее проблемы становятся причиной каждой третьей смерти в мире. При этом излишней полнотой сегодня отличается больше людей, чем когда-либо в прошлом: по данным Всемирной организации здравоохранения за 2022 год, такая проблема есть у 2,5 млрд (43%) взрослых. В группу риска входят те, чей индекс массы тела (BMI) – вес в килограммах, разделенный на квадрат роста в метрах, – равен или выше 25. Начиная с BMI 30 говорят об ожирении, и в наши дни им страдает каждый восьмой.
Вокруг проблемы «сжигания жира» возникла гигантская индустрия: тренеры, диетологи, психологи и продавцы биологически активных добавок наперебой предлагают страдальцам свои варианты избавления. Увы, некоторые из них опасны для здоровья, и ни для одного до сих пор нет надежных научных доказательств эффективности.
Кроме того, лишний вес далеко не так прост, как кажется на первый взгляд. Недаром появилась присказка «я не толстый, у меня просто кость широкая» – она, по крайней мере, признает, что часть трудностей, с которыми сталкиваются полные люди, обусловлена наследственностью и особенностями физиологии.
По данным ВОЗ, сегодня с ожирением живет 43% взрослых.
Фактор наследственности
По современным представлениям, склонность к набору веса у людей может определяться наследственностью на 25–80%. В самых легких случаях речь идет о нарушении в работе единственного гена – оно проявляется уже в раннем возрасте и часто свойственно близким родственникам. Например, одним из регуляторов пищевого поведения у нас выступает гормон лептин, который вырабатывается в жировой ткани и слизистой кишечника и ослабляет чувство голода. Мутации в кодирующем лептин гене LEP приводят к выраженному ожирению, гиперфагии (аномально сильному аппетиту) и проблемам с поддержанием нормального уровня сахара в крови. Такие пациенты встречаются сравнительно редко, и никаких хороших способов избавить их от наследственного нарушения пока не придумано. Лептин тут одно из редких исключений: существует синтетический аналог гормона, который можно использовать взамен естественного. Однако куда чаще предрасположенность к излишнему весу определяется влиянием сразу множества факторов. Исследователи уже обнаружили сотни генов, одни из которых вносят лишь слабый вклад в проблему, другие – довольно заметный. И далеко не во всех случаях понятно, как тот или иной из них влияет на полноту. Зато известно, что удивительно многие из них регулируют не процессы пищеварения, метаболизма жиров или энергетического обмена, а пищевое поведение – как тот же лептин, один из «гормонов сытости». Клетки слизистой