RR Люкс.Личности.Бизнес.Путешествия
Владивосток: зрелища и смыслы
Прошлое и будущее соединены в главном городе Приморского края так же прочно, как эффектный вантовый мост соединяет материк с островом Русский. Исторические музейные коллекции и яркие муралы, грозные военные форты и оперный театр, рестораны восточной кухни и живописные виды на океан — во Владике есть на что посмотреть и что оценить
Вокзал
От Москвы до Владивостока по Транссибирской магистрали — 9288 км, это шесть с лишним дней в пути. Железнодорожный вокзал Владивостока, построенный ещё в 1890-е, к 1912-му превратился в стилистическое подобие столичного Ярославского: Транссиб начинается и заканчивается на вокзалах в едином стиле. Владивостокское здание строил архитектор Владимир Плансон, ориентировавшийся на «неорусскую» работу Фёдора Шехтеля в Москве: та же гипертрофированно высокая кровля, увенчанная ажурным гребешком, та же «узорочная» отделка фасадов. Но есть и отличия: пол во Владивостоке выложен японскими плитами, а вместо панно и фризов по эскизам Коровина — работа советского художника Герасименко «Наша великая Родина».
Улицы Алеутская и Светланская
От городского вокзала, первый камень в фундамент которого заложил в мае 1891-го наследник престола цесаревич Николай Александрович, идёт улица Алеутская, старейшая в городе: по ней проложили первые во Владивостоке трамвайные пути (трамвай там ходит до сих пор). Дома 17 и 19 по Алеутской, первые городские многоэтажки (целых 8 этажей!), построенные в 1930-е годы для офицеров НКВД, железнодорожников и милиционеров, известны всем во Владике: их здесь называют «Серая лошадь». Изначально фасады были розовыми, а перекрасили их в 1941-м для маскировки, а потом так и оставили. Другое название — «Дом на штыках» — здание получило благодаря скульптурам солдат на крыше. Ещё одна достопримечательность Алеутской — здание театра-кабаре «Лотос», выстроенное в 1908 году в стиле ориентального модерна по проекту Владимира Гольденштедта.
По значимости поспорить с Алеутской может только пересекающая её улица Светланская. На Светланской под номером 52 возвышается заброшенный бывший дом губернатора, где ночевал цесаревич Николай, когда прибыл во Владивосток на фрегате «Память Азова». Наследник провёл в городе 11 дней: участвовал в закладке здания вокзала и доков, в запуске Уссурийского участка Транссиба. Неподалёку, в парке напротив Адмиральской пристани, стоит Триумфальная арка, или Николаевские ворота. Это новодел 2000-х: историческую арку, возведённую к прибытию Николая Александровича, взорвали при советской власти. Тут же, на Светланской, расположился и старейший музей города — Музей-заповедник истории Дальнего Востока.
ГУМ
ул. Светланская, 35
Построенный в 1906—1907 годах Универсальный магазин торгового дома «Кунст и Альберс» — одно из самых интересных зданий Владивостока. Архитектор Георгий Юнгхендель и инженер Иогансон спроектировали магазин в стиле романтического модерна с элементами средневековой архитектуры Западной Европы и ориентальными китайскими инспирациями. Трёхчастная симметричная композиция главного фасада с центральной осью, выделенной массивными пилонами и козырьком, увенчана башенной надстройкой с шатрово-купольным завершением. На фасаде красуются символы бога торговли Меркурия и маскароны с мордами китайских драконов.
Первый ярус фасада украшен геометрическими метопами, второй — картушами с гербами, третий — барочным декором с лепными химерами. Здание никогда не изменяло своему предназначению: универмаг в нём работал и в советское время.
Приморская государственная картинная галерея
ул. Алеутская, 12
Самый восточный художественный музей в России открылся в 1965 году в здании, построенном в 1899—1903 годах по проекту военного инженера Базилевского для местного отделения Русско-Азиатского банка, правление которого находилось в Москве. Основу его коллекции составили работы, переданные из фондов Эрмитажа, Русского Музея, музея Академии художеств и Третьяковской галереи. Всего в фондах ПГКТ более 8400 работ: древнерусское, русское (XVIII — начало XX века) и советское (включая региональное), а также западноевропейское искусство XIV — начала XX века. Зайти в галерею стоит ради полотен Кандинского, Шагала, Поповой, Лентулова — кстати, его работа из ПГКТ участвовала в скандальной выставке 1911 года «Бубновый валет», от которой и произошло название этого художественного объединения. Музей активно показывает академистов и передвижников — летнюю ретроспективу Шишкина сменит осенняя выставка Поленова из 11 музеев по всей стране и частных коллекций — и современное искусство. В начале сентября галерея представит большую выставку известного скульптора Даши Намдакова.