Все оттенки мании
Каждый из нас переживает время от времени страстное желание что-то сделать или чем-то обладать – путешествовать или тренироваться до изнеможения, лакомиться булочками, выращивать розы или следить за жизнью любимого артиста. Иногда подобная тяга превращается в идею фикс и подчиняет себе всю жизнь. Откуда берется такое влечение? Разбираемся с нейрофизиологом.
Почему некоторые действия мы стремимся повторять, делаем нечто снова и снова?
Мы стремимся повторить то действие, которое принесло удовлетворение, радость. В глубинных стволовых структурах нашего головного мозга расположены центры наших основных, «биологических» потребностей. Эти центры постоянно подталкивают нас узнать что-то новое, преодолеть препятствие, влюбиться, чем-то обладать. Чувствую голод – иду к холодильнику, что-то скучно – открываю книгу или вхожу в интернет, стало жарко – включаю кондиционер. Если мой запрос удовлетворен, активируются нейроны главного центра положительных эмоций, в котором активно работают дофамин, эндорфины или другие нейромедиаторы, вызывающие позитивные переживания. Я чувствую удовольствие и прилив энергии. Мозг не только честно платит за удовлетворение потребности положительными эмоциями, но и запоминает те поведенческие программы, которые привели к успеху. Так что цель жизни не такая уж тайна с точки зрения нейрофизиологии: получать меньше отрицательных эмоций и больше положительных.
И сколько таких программ в мозге?
Всего глобальных потребностных программ в мозге примерно два десятка. Они конкурируют и управляют нашим поведением поочередно: поели – пошли гулять, потом созвонились с родственниками, потом решили поиграть на компьютере. Но это в идеале, а в реальности у большинства из нас есть перекосы в сторону тех или иных потребностей. У кого-то активен центр любопытства, а у кого-то интенсивно работают нейросети страха, агрессии, эмпатии. Один настроен на стремление быть главным, другой – на обладание вещами и ресурсами, третий – на заботу о потомстве. Бывает, что несколько разных потребностей сходятся в одном увлечении, и это самый гармоничный вариант. Человек, одержимый спортом, реализует программы саморазвития: вырабатывает новые двигательные навыки – и соревновательности: старается быть быстрей или ловчей других. А вот когда в мозге закрепляется желание получать положительные эмоции только за счет каких-то конкретных действий и вы замечаете, что слишком часто обращаетесь к одной и той же программе и потребностной сфере в ущерб другим, это уже на грани гипомании, то есть мании в легкой степени. Одно дело – заботиться о здоровом питании, время от времени корректируя рацион; и совсем другое – пользу еды ставить превыше остальных ее плюсов, например удовольствия от вкуса или радости от совместного ужина с друзьями.
Когда гипомания становится настоящей манией?
О мании в том смысле, в котором этот термин используют в клинике, или о поведенческой зависимости можно говорить, когда определенное занятие становится для человека настолько значимым, что начинает приносить вред ему самому или его близким, Например, кто-то ради похудения ест только пропитанные фруктовым соком ватные шарики, а это чрезвычайно опасно. У другого конфликты в семье, поскольку он постоянно играет на компьютере, да еще и спускает зарплату на ставки на исход спортивных состязаний. В крайних случаях требуется психотерапия или фармакотерапия, но люди с расстройствами поведения редко к ним обращаются.
Человек в состоянии мании теряет способность критически мыслить и разумно действовать?
Иногда человек в самом деле теряет способность контролировать свои желания и действия. Но часто и вполне осознанно не хочет останавливаться. В норме центры мышления и планирования (прежде всего, задняя часть теменной коры), центры запуска поведения (лобная доля, префронтальная кора) и центры потребностей (стволовые структуры) работают слаженно и преследуют одну и ту же цель. Вы прочитали книгу о пользе здорового питания, полны решимости пересмотреть рацион, и ваши нейросети, связанные с потребностями хорошо выглядеть, а также быть энергичным и жить долго, охотно такое изменение поддерживают. Но если верх берет теменная кора, снижение веса может превратиться в катастрофу для центров потребностей и всего организма. «Мания» в это случае идет от центров воли и мышления, лобная доля принимается этот план выполнять, и человек сбрасывает 15 кг за месяц, потом еще и еще столько же, игнорируя голод и нужду организма в питательных веществах.