Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача?
Главное событие Венецианского кинофестиваля случилось. Продолжение «Джокера» оказалось фильмом, который отчаянно борется за то, чтобы не быть тенью первой части и не угождать зрителям. Первые два часа это упрямство вызывает раздражение и непонимание. Но последние 15 минут восхищает. Без спойлеров рассказываем, почему фильм пошел таким странным путем — и почему его страшно хочется посмотреть еще раз.
Кровавый побег из лечебницы Аркхэм в конце первой части «Джокера» оказался очередной фантазией запертого в клетке героя. На самом деле Артур Флек (Хоакин Феникс) все еще за решеткой, а жестокие охранники и зэки по-прежнему требуют, чтобы он их смешил. Но комик больше не шутит. По крайней мере, до тех пор, пока в соседнем крыле не появится девушка, которая поет (Леди Гага). Они познакомятся, и Артуру захочется петь вместе с ней. И снова шутить. А город Готэм тем временем будет готовиться к открытым слушаниям по делу «Штат Нью-Йорк против Артура Флека». Ведь в предыдущей части герой убил пятерых. Ну или шестерых, если Артуру хватит духа признаться в удушении собственной мамы.
Критиков, успевших посмотреть фильм в Венеции, «Безумие на двоих» оставило в основном равнодушными, реже — разочарованными, и лишь некоторых — в полном восторге. Так получилось, потому что режиссер Тодд Филлипс сознательно решил не считаться ни с чьими ожиданиями — и рассказывать только ту историю, которая важна и близка ему самому.
Если первый «Джокер» был историей про гибнущий город и благодаря этому защемил нерв времени и стал портретом общества, то второй вообще не замечает Готэм и думает только о главном герое. Отсюда сугубо вспомогательная и далеко не такая яркая, какой могла бы быть, роль Леди Гаги. И заметное пренебрежение мифологией комиксов DC: даже прокурор Харви Дент в фильме изображен на удивление безлико.