Губернатор Андрей Клычков: Никакая экономика не будет развиваться, если мы будем социально деградировать
До того как возглавить Орловскую область, Андрей Клычков 8 лет руководил фракцией КПРФ в Московской городской думе. О том, чем отличается работа законодателя и чиновника, что удалось сделать за 2 года на посту губернатора и какие вызовы еще впереди, Клычков рассказал «Снобу» во время Гайдаровского форума, который проходил в январе в Москве, в Президентской академии (РАНХиГС).
Ɔ. Вы пришли в Орловскую область после многих лет работы в столице. В чем, по-вашему, главные отличия Москвы от регионов?
У меня совершенно другая работа была в Москве, поэтому сравнивать сложно. У депутата и руководителя региона совсем ведь разные задачи, согласитесь.
Москва отличается кардинально с точки зрения возможностей, менталитета и качественного состава людей. Поймите меня правильно: я не говорю сейчас в категориях «лучше» или «хуже». Просто люди здесь другие. И темп жизни совсем другой.
Есть три показателя, которые выделяют Орловскую область среди других субъектов: у нас практически по 95% русских, 95% православных и 95%, скажем так, здесь родившихся и здесь же пригодившихся. Даже те, кто уезжают, они возвращаются рано или поздно. С тех пор, как я начал работать в области, я совершенно по-другому стал смотреть на регион, его внутренний мир, культурную составляющую, на архитектуру в том числе. Орловщина со времен Ивана Грозного была крепостью державы. И это все накладывает ментальные особенности на ее жителей — орловцев, как говорил Тургенев, или орловчан, как говорят сами орловчане.
Ɔ. А вы как говорите?
Мне нравится «орловчане», но наши литературоведы считают, что нужно говорить как писал Иван Сергеевич. Но по мне орловцы — это как-то резко — орловцы, они все на самом деле, мягкие люди, но с большими культурными и даже, скорее, литературными, поэтическими возможностями. И это именно тот потенциал, который должен быть учтен при определении приоритетов в развитии страны в целом и нашего региона в частности. Никакая экономика не будет развиваться, если мы будем деградировать с точки зрения социальной составляющей.
Ɔ. Что с демографической проблемой в Орловской области и с социальной сферой?
Общие показатели, я думаю, среднероссийские. У нас нет чего-то прямо совсем в отрицательной динамике, и нет ничего, что бы было в суперположительной, такой средний уровень.
Что касается демографии, у нас есть несколько плюсов и несколько минусов. Один из наших минусов: мы близко к Москве, поэтому любой специалист из любой сферы, в первую очередь из социальной, государственной, муниципальной, понимает, что на Орловщине он за свою работу получит 20–30 тысяч рублей, а через четыре часа пути они превратятся уже в 100 тысяч. И любой врач или учитель будут в Москве востребованы. И для нас это проблема — удержать кадры на месте.