Российская мода: есть ли в ней эстетика или это просто экономика?
Сегодня традиционные сарафаны, гжель и хохлома в дизайне одежды встречаются редко: из-за глобализации мира понятие идентичности размылось. Можно ли теперь говорить о российской моде? Несмотря на то, что у российской моды нет своего общего, определенного, ярко выраженного стиля, нельзя говорить, что российские бренды лишены эстетики, пишет в блоге на Forbes.ru Регина Листопад, создатель бренда женской одежды Fashion.Love.Story.
Сегодня традиционные сарафаны, гжель и хохлома в дизайне одежды встречаются редко. Из-за глобализации мира понятие идентичности в принципе размылось за последние 15-20 лет. Многое стало унифицировано. Особенно в мегаполисах, где можно зайти в любой торговый центр и найти там стандартный набор брендов, которые знает весь мир. И на улице мы наблюдаем то же самое: все люди одеты плюс-минус одинаково. Тренды на самом деле захватывают весь земной шар и мы все становимся немножко похожи друг на друга. Но в последние годы стала прослеживаться новая тенденция: персонализация.
Как это вижу я, из массового потребления люди стремятся к уникальности, аутентичности, чтобы выразить себя, самореализоваться. Конечно, глобализация продолжает шагать по всему миру, но тем не менее уникальность, как некий тренд, тоже начинает просыпаться. Человек буквально говорит: «Я не хочу быть таким как все, я индивидуальность!» И тут на первый план выходят дизайнеры локального рынка и можно увидеть всё разнообразие.
Сейчас я много путешествую и провожу много времени по работе в Азии и Европе. И различия в дизайне одежды действительно есть. Если в Европе или в Америке все более или менее «ровное», то в Азии дизайнеры выражают себя очень ярко. Когда я прилетаю в Японию, я всегда иду смотреть на то, что делают местные дизайнеры, и сразу видно: совершенно другой взгляд, это другая мода. Скандинавские дизайнеры тоже выделяются, у них — совершенно скандинавская простота, чистота линий, стиля. Недавно я была на показе у африканского дизайнера: настолько явно, ярко видно эстетику и аутентичность в моде. Сразу понимаешь, что да, это Африка!
Конечно, если говорить о повседневной одежде, в общем среднестатистическому покупателю в жизни больше нужен базовый гардероб, к тому же на работе требуется определенный дресс-код. Будет странно, если человек придет на работу в офис, и на его голове будет африканский тюрбан. Поэтому обычно мы все-таки одеваемся так, как этого требует ситуация. Но если говорить о креативных людях, о людях творческих профессий, то здесь, конечно, их может ограничить только их воображение, перед ними открыты всевозможные самовыражения себя через одежду.
Особенность российской моды
В России нет яркого национального стиля. Я редко вижу, что бы российские дизайнеры производили что-то в духе национального костюма, те же сарафаны. Однако у нас есть особенность, связанная с погодными условиями: у нас ярко выражены все 4 сезона. Во многих других странах весна, лето, осень и зима как бы размыты. А у нас прослеживается четкая сезонность и каждому сезону нужен свой гардероб. Конечно, осенний и весенний гардеробы мы еще можем сочетать, но зима и лето — это уже действительно совершенно разные гардеробы. И российские производители, дизайнеры четко понимают, что нужно российскому потребителю в связи с нашими погодными условиями.