Клуб GQ / Ценитель
В интернете кто-то не прав
Отчего самые горячие споры в соцсетях разворачиваются в стане наиболее, казалось бы, интеллигентных людей?
Социальные сети впору переименовывать в социально-озабоченные, ни один чих в них теперь не обходится без всеобщего обсуждения, чаще — осуждения. Друзей с днем рождения поздравлять нельзя, потому как много в мире еще несправедливости, горя и вообще — Путин и Донбасс, не время праздновать. Собянина благодарить за широкие тротуары тоже нельзя, потому что коллаборационизм, и Федю Бондарчука хвалить нельзя, потому что нельзя в принципе — у него еще папу нельзя было хвалить. Навального нельзя ругать — нельзя и все, он с кровавым режимом борется. Любой faux pas карается поднятой бровью, обвинением в путинизме, немедленным порицанием и последующим отлучением. От чего отлучают провинившегося — понять трудно, ибо преданного анафеме с невероятной скоростью пытается рекрутировать противный лагерь, а там — все те же, только с противоположным знаком. На днях рождения «Эха Москвы» оба лагеря сходятся вместе, обнимаются взасос и долго хлопают друг друга по карманам.
Куда ни посмотри — особое совещание по делам рукопожатности, судьи судят быстро и беспощадно. Впрочем, есть дела, по которым социальная тройка не всегда может вынести приговор. В августовском деле шестнадцатого года о растлении школьников мнения разделились: адвентисты пятьдесят седьмого дня считали (и, кажется, продолжают считать), что хорошее начальное образование требует промискуитета и легкого насилия в отношении несовершеннолетних, остальные почему-то решили, что учитель не должен лезть в штанишки мальчиков и под юбочки девочек. Вопрос благотворительности тоже разделил аудиторию: разные каналы социального телеграфа по-разному понимают само слово «помощь» и то, как помощь следует оказывать — институциональным образом или любым, который помогает. Те, кому помогающие помогают, тоже подвергаются всестороннему обсуждению и осуждению — любые их болезни на всякий случай признаются мнимыми, нужды — надуманными, а сами они — жуликами. Помогающие в игольное ушко социального одобрения тоже пролезают редко; туда, в ушко, как известно, легче верблюду пройти, чем многодетной народной артистке. Такая вот драматургия. Или вот на предмет цены доступа к самой драматургии произошел раскол: левые прокляли преступную группу Додина–Курентзиса за билеты по двадцать тысяч, правые — прокляли проклинающих и обвинили их в грехе социализма; озабоченные недоступностью произведений ширнармассам, использовав маховик социалистической индустрии лайков и комментов, в течение двух дней выполнили план сталинской пятилетки и понесли заботу куда-то дальше, в район Корейского