Что привело людей к мощам святого

Русский репортерКультура

Актуально / Чудо

Обыкновенный промысел

О чем думают люди в очереди к мощам Николая Чудотворца

Эта детективная история приключилась почти тысячу лет назад. Итальянские купцы совершили кражу века — похитили у ликийцев останки Николая Чудотворца и для верности замуровали их под землей. И вот впервые за столько лет частицу реликвии, а именно ребро, привезли в Москву. В Храм Христа Спасителя тут же потянулись толпы. Корреспондент «РР» простояла в очереди четыре часа, чтобы понять, что привело людей к мощам святого

Текст: Дарья Соловьева

Слава о Николае разошлась, когда он был еще молодым священником. Один горожанин разорился в пух и прах. Его три дочери-красавицы остались без приданого. Мужик представил, что они станут блудницами, и помешался. Тогда священник подбросил в дом бедного отца мешочек с золотом. А потом еще два раза приносил подарки. И так обеспечил девушкам счастливое будущее. Правда это или нет, теперь не узнаешь, но говорят, что так оно и было. И будто сегодня чудеса не прекращаются — стоит только попросить.

Желающих помолиться набралось столько, что конец очереди не видно — она растянулась на два километра! Места занимают и утром и вечером. По крайней мере, пытаются.

Станислав Красильников/ТАСС

— Как попасть в храм? — спрашивает блондинка у парня в желтом переднике с надписью «православный доброволец». Это один из 10 тысяч волонтеров, которые помогают паломникам.

— Начало маршрута у Крымского моста. Но вы опоздали — приходите завтра.

— Как же так? — разводит руками женщина. — Сказали, что пускают до девяти.

— Уже семь вечера. Не успеете за два часа очередь пройти. Чудес не бывает.

— Ты что говоришь? — тут же одергивает его девушка с такой же надписью. — А как же дела Божьи?

Все чудесатее

С утра небо зашторено тучами. Вот-вот закапает дождь. Но это не останавливает верующих. Они спешат, стараются перегнать друг друга. Женщины на ходу завязывают платки. Еще только восемь, а на мостовой уже очередь, поделенная на несколько секций железными стойками.

— Это на тот случай, если вдруг начнется смута. Так нас легче будет подавить, — бухтит слева мужик в очках.

— А вы думаете, мы сюда для этого пришли? — недоумевает его сосед.

— Зин, надо было стульчик взять, — перешептываются за спиной.

— Не надо, Вась. Я слышала, что каждый шаг за поклон считается.

Поклониться пришли не только москвичи. На автобусах, которые припарковались неподалеку, можно прочитать название городов: Брянск, Владимир, Воронеж.

— Мы с сестрой приехали из Анапы, — знакомится со мной высокая статная женщина. — А это моя мама, ей уже 90 лет.

— Я так ждала этого дня, — шепелявит старушка. — Хочу попросить у Бога прощения за грехи. За столько лет, знаете, сколько накопила!

Вообще в очереди много пожилых. Кто может стоять, а кто сидит на раздвижном стуле, как Маргарита Степанова. Ей 82, но так и не скажешь. На седой голове кокетливо повязан газовый шарфик.

—  Когда я увидела такое столпотворение, развернулась и пошла домой. А потом подумала: это не повторится — и вернулась. Даже не верится, что я здесь. В молодости занималась атеистической работой. Много читала разного: и про иудаизм, и про христианство, и про мусульманство. Такая каша в голове была! Но тогда появились первые сомнения: может, врут нам все, и кто-то на небе есть?

Стрелки часов подбираются к девяти. А перед нами не открыли даже первые ворота. Женщина забирается на бордюр и подносит ко лбу ладонь. Как капитан, всматривается в людское море, но там по-прежнему — без просвета.

—  Когда пояс Богородицы привозили, моя подруга 17 часов стояла! — запугивает нас молодая женщина в джинсовом костюме. — А я, перед тем как пойти туда, помолилась. За 40 минут добежала до храма и еще под колокольный звон зашла.

— Может, Николая Угодника попросить, чтобы мы начали двигаться? — оживляется соседка, которая до этого неотрывно читала Псалтирь. — В прошлом году я лежала в больнице с одной старушкой. Она упала с лестницы и сильно болела. Постоянно Угодника звала! Он ей возьми да и приснись: стоял и молча улыбался. А на следующее утро Мария Петровна абсолютно здоровая была. Еще 12 лет прожила.

— А мне однажды привиделся Бог — округляет глаза «джинсовая». — На море неожиданно буря началась. Меня накрыло волной, чуть не захлебнулась! Кричу: «Господи, помоги!» И вижу, как он на волну встает, и она медленно опускается.

Солнце выкатывается из-за туч. Видимо, дождь передумал поливать. Омоновец, наконец, открыл путь. Но перед этим не забыл предупредить:

— Осторожнее бежим — не торопимся!

И мы побежали к следующим воротам. А потом к другим. Время стартануло вместе с нами.

Увидеть Бога

— Я вас сделала: первая добежала! — шутит пенсионерка с двумя мужиками с рюкзаками на плечах.

— Дайте нам шанс, — подыгрывают они ей.

Градус настроения в нашей стайке растет. И лица становятся немного роднее.

Пока мужики утыкаются носами в акафисты, я тоже успеваю пробежаться по чужим страницам. По таким: «Возбранный Чудотворче, миру всему источайя и неисчерпаемое чудес море, восхваляю тя любовию, святителя Николая». Или таким: «Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся, яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае!»

Чаще попадаются новые листочки, замусоленные — редко.

«Вы же молитесь так: Отец наш, который на небесах, пусть освятится Твое имя, пусть придет Твое царство: и на земле, как на небе», — первый раз здесь увидела карманную Библию. Ее держит в руках Дарья Минеева, студентка с большими синими глазами.

— Я люблю эту книгу за то, что ее нельзя дочитать до конца. Это какой-то непрекращающийся разговор с Богом.

Люди вокруг ковчега с мощами Николая Чудотворца в храме Христа Спасителя в Москве
Фотография: Alexander Zemlianichenko/AP/TASS

— Акафисты Николаю тоже читаешь?

— Нет, — мотает она головой. — Всегда были благочестивые люди на земле. Но я считаю, что это все-таки были просто люди, которые не могли спасти и помочь, как Иисус Христос.

— А как же невероятные истории про Николая Чудотворца?

— Каждому по вере.

— Почему тогда ты стоишь в этой очереди?

— В Библии написано… — тут она начинает листать свою потрепанную книжицу «Нового Завета» в современном переводе и цитировать: «Разве вы не знаете, что вы — храм Божий и Дух Божий обитает в вас». Понимаешь? Бог не в каменном храме живет, а в человеке. Но не в каждом, а только в том, который верит. Вот к таким людям я и пришла.

— Ну и как? Видела Бога?

— Ты знаешь, — морщит она лоб, как будто пытается вспомнить. — Иногда.

— Это как?

— А вот так: заметила шумную парочку? Они ругались. Он пилил ее за то, что сюда притащила. Она огрызалась. Я потеряла их из виду, потом смотрю — он чуть ли не на коленях прощения просит, она улыбается. В обычной жизни они не скоро бы помирились. Человек существо гордое: долго обижается и говорить «прости» не умеет. А тут… это Господь сердце парня затронул. Потому и стою.

Спасите душу

Горожане, как чайки, уселись на бордюры — ждут следующей команды.

— Софийка, не ной, — отчитывает кудрявую девочку мужчина. — Стой, как все нормальные бабушки.

— Все мои друзья уже обедают, а я здесь стою, — канючит она.

— А ты не просто стоишь, ты молишься, — подключается к воспитанию мама с огненными волосами и с россыпью веснушек на лице.

Когда перед нами открываются очередные ворота, никто уже не торопится. Люди умиротворенно бредут, подставляя лица солнцу.

— Сегодня поклонюсь Николаю и буду счастлива, — мечтает женщина с тугим пучком на голове в стиле «учительница».

— Еще Пасха идет, земные поклоны делать нельзя, — одергивает ее подруга. — Поцелуешь мощи, и достаточно.

— А я вчера с батюшкой разговаривала и поняла его так, что можно, — машет она рукой.

— У меня сын экзамены сдает. Мне к Николаю обязательно надо.

Желающих помолиться набралось столько, что очередь растянулась на два километра
Станислав Красильников/ТАСС

На подступах к храму к нашему заграждению подходит батюшка. Его длинную рясу треплет ветер.

— Я знаю, что когда вы придете туда, будет молиться о своих проблемах и здоровье. Но не забудьте о самом простом и главном.

— О грехах, — кто-то подсказывает из толпы.

— О вере? — еще один неуверенный голос.

— Попросите Бога о спасении ваших душ, — продолжает священник. — Ведь как говорится в Евангелии: ищите прежде всего царства Христова, а все остальное приложится вам.

После небольшой проповеди он заходит в толпу, чтобы благословить людей. А те ему подставляют сложенные ладони.

— Пусть Отец даст все, в чем вы нуждаетесь, — улыбается он рыжеволосой матери с маленькими детьми. — У меня у самого пятеро. Благослови вас Бог!

Верю — не верю

Во дворе храма цветет сирень. Ее одурительный запах разливается в округе. Стайка молодых людей фотографируется на ее фоне. Они довольны: «Мы сделали это!». Виола Севастьянова терпеливо ждет у дверей.

— Я не считаю, что пройти четыре часа  к храму — это что-то невероятное. Больше времени мы тратим на вечеринки с друзьями.

— Вы в первый раз стоите в такой очереди?

— Нет, я еще к Матроне ходила, но не для того, чтобы желания загадывать. Я верю, что Бог видит каждого изнутри, он уже помогает нам.

— Зато для меня это новый экспириенс, — подхватывает ее друг. — Я пока еще не понял, зачем это все. Но меня приятно удивило то, что люди были доброжелательны друг к другу: делились коржиками и водой.

Студентка в лакированных ботинках на толстой подошве говорит с батюшкой.

— Я иду, и верю, и не верю, — сокрушается она.

— Вера не от человека, она от Бога, — отвечает он ей. — Не дай затухнуть этому дару. Раздувай его. Природа не любит пустоты. Мы должны постоянно чем-то наполняться. Библию перед сном читай. Размышляй о том, почему Христос умер за тебя и каждого из нас. Для чего он принес такую жертву?

Человек как пар

Перед дверями храма все стихает. Люди становятся задумчивыми. Кто-то шепчет про себя молитвы, кто-то крестится. «Православные добровольцы» помогают протиснуться родителям с грудными детьми. Рядом со мной ненадолго задерживается молодая пара: парень похож на самурая. Его зовут Рустам Абленов, на руках у него ребенок.

— У Камилы порок сердца, — вздыхает Рустам, а в его голосе ни усталости, ни грусти. — Мы надеемся, что ей станет лучше после нашего похода в храм.

— А вы верите в бога?

— Вообще я мусульманин по рождению. Но я не отношу себя ни к какой конфессии. Думаю, что есть какой-то мощный поток энергии, нечеловеческая сила, которая поможет нашей девочке. Через месяц у нее вторая операция.

— Я прошу его креститься, а он не хочет, — расстраивается его жена Лена. — Но я понимаю, он сам должен решиться. Мне веру передала бабушка. Она говорила, что человек исчезает быстро, как пар, поэтому ему нужен Бог. Тогда мне было ужасно страшно.

— А сейчас?

— У нас есть Камила, и мы знаем, что наша жизнь продолжится через нее, — Рустам сдувает невидимые пылинки с волос жены.

Наконец, мы входим в храм. Один за другим люди подходят к ковчегу с мощами Николая Чудотворца, целуют икону и выходят через распахнутые двери. Служитель тряпочкой смахивает их поцелуи, чтобы к реликвии могли приложиться другие.

Моя синеглазая знакомая с Библией под мышкой на предложение приложиться к мощам вежливо отвечает: «Спасибо, мне не надо». И проходит мимо. Видимо, чтобы дальше искать Бога среди людей.

Чудо или промысел

Люди на улице сразу не расходятся — продолжают благоговеть во дворе, перешептываются. Трое мужчин любуются храмом и что-то с жаром обсуждают.

— Такая красота должна быть в каждом городе, и в большом, и в маленьком! — смотрит сквозь солнцезащитные очки Евгений Стовпец, бизнесмен и меценат.

— Мы уже построили один храм и один восстановили, — продолжает его брат Александр.

— Я сам из Москвы, а мои товарищи родом из села Уношево, это Брянская область, — подключается Сергей Сизов. — В свое время там была церковь, но грибок оставил от нее только фундамент. Мы нашли чертежи в Чернигове и взялись за дело. Но что интересно!

— Что?

— В чертежах не было сказано, когда заложен храм. Когда мы разбирали пол, нашли огромный валун и решили его сдвинуть. Верхняя часть камня отъехала, и открылся тайник!

— Что же там было?

— Медная табличка с датой основания: 5 октября 1750 года. И откопали мы ее 5 октября — день в день, только через сотни лет. Что это?

— Чудо?

— Нет! Все тут говорят про чудо. А на самом деле это промысел Божий.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...» Римма Маркова: «Леню я всю жизнь берегла, да не уберегла...»

Римма Маркова — о жизни и своем брате Леониде Маркове

Караван историй
Наталия Касаткина. Жизнь в танце Наталия Касаткина. Жизнь в танце

Екатерина Алексеевна резко оборвала: "На порог не пущу этих модернистов..."

Караван историй
Самая нужная экономика Самая нужная экономика

В марте Украина ввела полную торговую блокаду Донбасса

Русский репортер
Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить Когда нет времени: косметические экспресс-средства, которые помогают нам жить

Снять макияж одним движением, освежить волосы за пару секунд, быстро успокоить воспаление... И это далеко не полный перечень возможностей экспресс-средств, самого активно развивающегося сегмента в мире красоты.

Psychologies
Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки Елена Ксенофонтова: Я очень люблю дарить подарки

Интервью с Еленой Ксенофонтовой

Лиза
Первые леди Первые леди

Быть супругой президента — трудная работа. Как живут такие женщины?

Добрые советы
Коллективный аудитор Коллективный аудитор

CrowdSystems помогает брендам изучать аудиторию с помощью покупателей

Forbes
Горько! Горько!

История любви актрисы Светланы Устиновой и продюсера Ильи Стюарта

Tatler
Играя Вронского Играя Вронского

Интервью с актером Максимом Матвеевым

Домашний Очаг
В темной комнате В темной комнате

Эволюция эскейп-румов – «квестов в реальности» – происходит стремительно

Популярная механика
«Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера «Обратная сторона свободы – уныние»: история 29-летнего миллионера

Многие из нас мечтают о жизни без графика и офиса. О свободе делать то, что хочешь. Сергей Потанин, автор видеоблога «Записки путешественника», в 23 года придумал идею бизнеса, в 24 – заработал первый миллион. Вот уже шесть лет он путешествует, не заботясь о финансах. Мы поговорили с ним о том, как найти дело жизни, следовать за мечтой и чем опасна так желанная многими свобода.

Psychologies
Недороги дороги Недороги дороги

Как и чем расплачиваться в поездке, чтобы ни рубля не потерять на конвертации.

Cosmopolitan
В семье с интровертом: правила выживания В семье с интровертом: правила выживания

Что делать, если в одной семье живут люди с разными темпераментами?

Домашний Очаг
Что естественно, то прекрасно Что естественно, то прекрасно

Нас будут окружать вещи, соавторами которых наравне с людьми выступят компьютеры

Популярная механика
Марш головоногих Марш головоногих

Алексей Яблоков разобрался, почему в стране митингуют

GQ
Меня взломали? Меня взломали?

Защищаем от шпионского ПО и вирусов смартфоны, компьютеры и бытовую электронику

CHIP
Что делает нас уязвимыми Что делает нас уязвимыми

Попробуем понять причины стресса

Psychologies
Алексей Герман-младший Алексей Герман-младший

Алексей Герман-младший: «Новая искренность – это пошлятина»

Esquire
«Нас не научили ухаживать за отношениями с другим» «Нас не научили ухаживать за отношениями с другим»

Мы стремимся к самодостаточности, зачем тогда мы взаимодействуем с другими людьми? Чем может быть полезно и интересно это общение? И как сохранить на долгие годы отношения дружеские и романтические? Об этом мы поговорили с экзистенциальным психотерапевтом Светланой Кривцовой.

Psychologies
Теплое местечко Теплое местечко

Топ 8 южных курортов, где можно прекрасно отдохнуть на море

Лиза
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Легенды и мифы советского спорта Легенды и мифы советского спорта

Топ-10 легендарных спортсменов России

Esquire
Temps Perdu Temps Perdu

Лусия Берлин «Потерянное время»

Esquire
Все дело в шляпе Все дело в шляпе

Евгений Миронов выходит в открытый космос

Esquire
Сергей Бурунов: Дадут «Оскар», скажу: «Спасибо, тронут» Сергей Бурунов: Дадут «Оскар», скажу: «Спасибо, тронут»

Как актер справляется с ежедневным стрессом и почему не улыбается без причины

Лиза
Логика Ло Логика Ло

За что мы столько лет любим Джей‑Ло

GQ
Кукольных дел мастер Кукольных дел мастер

Дизайнер обуви Фабрицио Вити показал Vogue сокровища своей квартиры

Vogue
Проект «неделька» Проект «неделька»

Постройнеть всего за семь дней, не отказываясь от пасты, бутербродов и десертов

Добрые советы
Шёпот смерти Шёпот смерти

Не один фильм про шпионов не обходится без оружия с глушителями

Популярная механика
Понятнее не стало? Понятнее не стало?

Как надо правильно принимать экзамены и выдавать права по новому регламенту

АвтоМир
Открыть в приложении