Гид «Сноба» по Катару. Вижу искусство, слышу его, говорю о нем
Руки к арт-модернизации Катара приложили две женщины: жена и дочь бывшего правителя эмирата. Задумав превратить Доху в центр мирового современного искусства на Ближнем Востоке, они предложили реализовать самые необычные проекты ведущим архитекторам мира и известным художникам. За последние годы в столице открылось несколько музеев, национальная библиотека, общественные здания, а сам город стал большой арт-площадкой. Тревел-журналист и автор «Сноба» Ольга Растегаева рассказывает, что посмотреть любителям и ценителям искусства на Аравийском полуострове.
Музеи, галереи и архитектурные чудеса
Кажется, что Катар ознакомился со списком победителей Притцкеровской премии и предложил лауреатам возвести в столице по зданию. За пару последних десятилетий Доха буквально выросла из песка. В районе Westbay облака теперь цепляются за небоскребы причудливых форм, в образовательном городке открыли свои двери кампусы многих мировых университетов и библиотека, на самых современных стадионах болельщики наблюдали за матчами чемпионата мира по футболу. И за каждым строением стоит архитектурное бюро с мировым именем.
Отказать шейхам было сложно, даже Бэй Юмин — обладатель всех значимых архитектурных премий, построивший за свою карьеру музеи в Японии, США, Люксембурге, Стеклянную пирамиду в Лувре, — будучи уже на пенсии, согласился построить Музей исламского искусства, ставший главной доминантой на набережной Корниш. Бэй, по его признанию, взял за основу идеи фонтан для омовения в мечети Ибн Тулуна в Каире IX века. Но при взгляде на MIA видится нечто особенное: скромная арабская женщина в никабе.
Недавно музей открылся после перепланировки выставочных залов, где коллекция из более чем 1000 редчайших экспонатов, охватывающая 14 веков, посвящена трем великим империям — Османской, Сефевидскому государству и Великим моголам. В каждой галерее все продумано до мельчайших деталей. Особенно свет, который позволяет разглядывать драгоценности и книги, керамику и древние манускрипты без единого блика. Музейный парк тоже задуман как площадка для паблик-арта. Прогулки местных жителей и туристов по пальмовой аллее, пикники на зеленой траве происходят в непосредственной близости от инсталляций — в конце променада стоит скульптура «7» Ричарда Серры. А перфомансы в парке часто устраивают великие художники, например, в дни чемпионата мира эксцентричной японке Яёи Кусаме отдали на откуп ту самую аллею, и она обернула каждое дерево в материю со своим культовым принтом — психоделическими горошками «полька-дот».
У MIA не так давно появился конкурент в борьбе за титул символа столицы. Национальный музей Катара в виде кристалла пустынной розы (минерала, который образуется в пустыне после дождя) построил лауреат Притцкеровской премии Жан Нувель, уже спроектировавший на Ближнем Востоке Лувр в Абу-Даби. Благодаря как будто бы случайному нагромождению дисков кажется, что это здание, не имеющее ни единого прямого угла, находится в постоянном движении. Внутри — яркое повествование об истории Катара. Хронология ведет от маленькой рыбацкой деревушки, которой некогда была Доха, до обретения Катаром независимости в 1971 году. Дивные украшения, ковер, расшитый вручную 1,5 миллиона жемчужин, сапфирами, изумрудами и бриллиантами, макеты кораблей, на которых выходили в море ловцы жемчуга, и неожиданно — скульптура Ай Вэйвэя, символизирующая упадок жемчужного промысла, и нефтяные установки — в общем, чего только здесь нет.