«Русский Мисопогон»
Петр I, брадобритие и десять миллионов «московитов»
В 1705 году Петр I издал в России указ о брадобритии. Отныне бороды могли носить только духовенство и крестьяне (которым, однако, все равно приходилось платить за бороды в пределах Москвы). Все остальные должны были побриться или заплатить в казну. Борьба с растительностью на лице затронула большинство политически и экономически активного мужского населения, посягнув на их личную жизнь, а также эстетические, гендерные и религиозные представления. В книге «Русский Мисопогон: Петр I, брадобритие и десять миллионов "московитов"» (издательство «НЛО») историк Евгений Акельев рассказывает о том, зачем царь обязал мужчин брить бороды, почему некоторые из них были готовы отстаивать право носить их ценой своей жизни и почему этот сюжет важен для понимания взаимоотношений власти и общества в России конца XVII — первой трети XVIII века. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, как власти следили за ношением бород в Москве и принуждали к брадобритию тех, кто отказывался платить пошлину.
Разные режимы брадоношения
После принятия Петром решения о введении бородовой пошлины 16 января 1705 г. Приказ земских дел, на который была возложена его реализация, должен был решить много сложных задач. Главе приказа стольнику Ивану Ивановичу Бутурлину, его помощнику дьяку
Даниле Андреевичу Берестову
и их подчиненным предстояло не только оповестить о новом царском указе население Москвы, а затем обеспечить его исполнение населением огромного столичного города, но и установить взаимодействие в рамках реализации этого проекта с десятками других ведомств, обеспечивавших администрирование различных территорий Московского царства. Все это требовало подготовки и определенных консультаций, поэтому неудивительно, что служащие Приказа земских дел приступили к рассылке соответствующих грамот по городам лишь через несколько недель после того, как решение о введении бородовой пошлины было принято царем. Среди расходов Приказа земских дел за февраль 1705 г. фигурирует сумма, затраченная на доставку «грамот о бородах» в 14 городов: «14 человеком салдатом, которые посланы великого государя з грамотами в разные городы о бородах, на 14 подвод прогонных и кормовых 13 рублев 19 алтын». Следовательно, указы о брадобритии доставлялись из Москвы в крупные города, а затем местные администраторы распространяли полученные пакеты по близлежащим населенным пунктам. Чудом сохранившаяся инструкция о реализации указа о бородовой пошлине из архива Ряжской приказной избы от 3 марта 1705 г. позволяет узнать, что она была привезена в Ряжск из Переславля-Рязанского «нарочным гонцом» солдатом Климентом Даниловым. В этой инструкции между делом сообщается, что сам указ о бородовой пошлине был разослан Приказом земских дел по городам ранее, 10 февраля 1705 г. Следовательно, на второй неделе февраля по городам были разосланы копии царского указа, а в начале марта направлены инструкции по его исполнению.
Согласно этим инструкциям, воеводам следовало прежде всего указ великого государя «сказать всем и кликать по многие торговые дни биричем», а затем сделать с указа списки и развесить их у всех городских ворот. У этих же ворот возле указов нужно было выставить целовальников — «людей добрых, ис какова чину пригоже, за крестным целованием» (их, конечно, предварительно следовало выбрать из посадских людей или назначить из состава низшего персонала приказной избы). Они должны были, во-первых, всем неграмотным людям, приходящим в город, «великого государя указ сказывать», а во-вторых, с уездных крестьян взыскивать по 2 деньги (то есть по копейке) за каждый проход через городские ворота. Для сбора этих денег воевода должен был выдать целовальникам ящики, запечатанные государевой печатью. Собранные деньги следовало отправлять ежегодно в Москву, в Приказ земских дел, вместе с соответствующей бухгалтерской отчетностью. Но главное, на местных начальников возлагался контроль за исполнением основной статьи указа: об уплате не желавшими расставаться с бородой мужчинами «всяких чинов» (кроме священнослужителей) годовой пошлины в установленном размере. До всех этих людей следовало донести, что им необходимо для уплаты денег и получения специального знака и квитанций ехать в Москву, в Приказ земских дел. С этого момента любой носящий бороду мужчина в пределах города (если это был не священнослужитель или уплативший сбор у городских ворот крестьянин) должен был иметь при себе бородовой знак, выданный из Приказа земских дел. B противном случае его борода объявлялась вне закона.
B середине февраля 1705 г. Приказ земских дел начал рассылку грамот вместе с бородовыми знаками по территориям, где в соответствии с указом бородачи могли выплачивать пошлину по месту жительства. Рассылка заготовленных в Москве пакетов с грамотами, так же как и бородовых знаков, по городам Сибири была возложена на Сибирский приказ. В поморские города указ, инструкции и знаки рассылались через Посольский приказ, в Азов и приписные к нему города — через Разрядный приказ. Для доставления пакета с грамотами и сумки с бородовыми знаками в далекую Астрахань из Приказа земских дел в середине февраля был направлен подьячий на двух подводах. Инструкции, предназначавшиеся для отдаленных городов Сибири, Поморья, Северо-Восточного Приазовья и Астраханского края отличались только тем, что в них были включены дополнительные пункты относительно порядка взимания годовой пошлины и выдачи бородовых знаков. Согласно этим пунктам, местные начальники должны были вести именной учет всех согласившихся платить годовую пошлину. По истечении года с момента уплаты пошлины воеводы и их приказные люди