Война за Аляску
Полноценное освоение Россией Аляски началось в семидесятых годах XVIII века. Русские строили поселения, привозили православных миссионеров. Прибывали и купцы, заинтересованные в добыче пушнины. Вот только территории эти не пустовали.
Русские в Америке
История российского освоения Аляски тесно связана с именем первого правителя Русской Америки — Александра Баранова. В прошлом успешный купец, Баранов к 1780-х годам разорился и был вынужден согласиться на предложение Григория Шелихова, основателя Северо-Восточной компании, стать её управляющим.
В 1790 году он отправился из Охотска на остров Кадьяк, куда добрался только через год: из-за шторма пришлось зимовать на другом острове. На Кадьяке выяснилось, что основанное Шелиховым первое русское поселение на Аляске — Гавань Трёх Святителей — непригодно для жизни. На восточном берегу Кадьяка Баранов построил новый форт — Павловскую Гавань.
Задачи перед Барановым стояли непростые: налаживать отношения с иностранными и отечественными конкурентами, расширять добычу пушнины. На близких территориях зверь уже был практически полностью выбит. И Баранов вместе со своими людьми двинулся в залив Принца Уильяма. Здесь, на острове Хинчинбрук, он впервые столкнулся с тлинкитами.
Первая стычка
На северо-западном побережье Америки племя тлинкитов (или колошей, как называли их русские) считалось наиболее грозным и могущественным. Оно насчитывало более 10 тысяч человек.
Ещё до прихода на эти земли европейцев тлинкиты умели обрабатывать металл. А с появлением торговцев из других стран успешно освоили огнестрельное оружие, начиная с ружей и заканчивая пушками.
До поры до времени контакты тлинкитов с русскими промышленниками проходили мирно. А вот Баранову с его экспедицией не повезло. Вероятнее всего, причиной столкновения стала простая случайность: тлинкитский военный отряд шёл в поход на племя чугачей, а лагерь Баранова оказался на его пути. Ночью индейцы ворвались в лагерь. Не ожидавшим нападения сонным русским тлинкиты показались порождениями дьявола. Понеся потери и с трудом избежав полной гибели, экспедиция покинула негостеприимный Хинчинбрук и отправилась обратно на Кадьяк.
Первая встреча не стала началом войны, и всё же Баранов сразу потребовал у компании больше оружия: «Кольчуг или панцирей сколько можно более... и ружья со штыками весьма нужны в опасных случаях, сколько-нибудь гранат и побольше пушек».
Конфликт интересов
Баранов не мог позволить себе оставаться на обжитом месте. Компания нуждалась в прибыли, прибыль давала пушнина. В поисках зверя промысловые партии всё дальше и дальше продвигались в земли тлинкитов. Первым поселением на их территориях стала крепость Якутат, основанная в 1796 году. Но промысел смещался всё дальше и дальше на юг. Возвращаться в крепость с охоты становилось всё сложнее. И Баранов решил во что бы то ни стало закрепиться на острове Ситка. Не только ради безопасности, но и с политической целью: Россия не хотела пускать на «свои» территории англичан и американцев. А компания уже стала полугосударственной, превратившись из Северо-Восточной в Российско-американскую, утверждённую указом царя.
В 1799 году на остров была отправлена экспедиция. В то время местный тлинкитский клан вёл войну с другим кланом и, понадеявшись на союзничество русских, дал им разрешение на строительство поселения. Так была заложена крепость Святого Архистратига Михаила.
Однако добрососедские отношения выстроить не получилось.
Не жить дружно
Причиной начала войны часто называют дикость и звериную свирепость тлинкитов, а также давление на них со стороны иностранных торговцев. Разумеется, реальная картина не была настолько плоской.