Герман Эль Классико о клубе «Амкал», медийном футболе и будущем российского спорта
Forbes Life поговорил с основателем блогерского футбольного клуба «Амкал» Германом Попковым о том, как и на чем зарабатывает команда, почему аудитория профессиональных клубов переходит к блогерам и как существовать на YouTube в условиях новой реальности
В 2018-м году Герман Попков (более известный на YouTube как Герман Эль Классико) создал любительскую футбольную команду «Амкал», состоящую из таких же, как и он, блогеров, которые снимают ролики про любимый вид спорта. С этого момента принято отсчитывать историю медиафутбола — игр блогеров и других знаменитостей в товарищеских матчах и турнирах. На сегодняшний день на канале Германа 2,79 млн подписчиков, а на матчи «Амкала» ходят болельщики, которые покупают форму и мерч клуба. Игры клуба против статусных соперников собирают на трибунах несколько тысяч болельщиков. Этим летом «Амкал» вместе с другим медийным клубом 2DROTS дебютировал в профессиональном Кубке России. Команда Германа Попкова смогла дойти до третьего раунда турнира, по пути обыграв двух представителей профессиональной лиги — «Зоркий» и «Тверь». Forbes Life поговорил с Германом о том, почему медиафутбол вдруг стал так популярен, как на клубе сказался уход западных компаний и как медийные команды вписываются в систему российского профессионального спорта.
— Ваш проект — родоначальник российского медийного футбола. Поначалу это были просто видео на YouTube с челленджами и с тренировок. Когда вы поняли, что это серьезная история, которая может приносить прибыль и собирать миллионы человек у экранов?
— В нашем отношении к делу ничего не поменялось. Мы все делаем поступательно: а представь, соберемся и сыграем в футбол 11 на 11? Или соберем большой стадион чемпионата мира? Или выйдем против профессиональной команды или заявимся на Кубок России, где смогут сыграть наши блогеры? Это не какой-то заранее продуманный бизнес-проект. Тебя затягивает туда, ты чувствуешь, что живешь внутри футбольного сериала — и сам не понимаешь, куда это все приведет. И вот уже четыре года мы постоянно думаем, что достигли пика, и круче уже не будет. А потом становится еще круче.
— Сейчас у вас есть представление, какую новую вершину вы возьмете?
— Я не знаю, куда нас заведут все эти тренды, но мне хотелось бы, чтобы «Амкал» вышел на международный уровень — почаще выезжать с командой за пределы нашей страны, сыграть с большими зарубежными командами. Не знаю, насколько это теперь будет возможным. Но и в России еще есть точки, которые мы не посетили — например, Дальний Восток. Пока что мы командой добирались максимум до Иркутска. Хочется облететь всю страну, посетить больше крупных городов.
— Рост популярности медийного футбола совпал с массовым отъездом легионеров из клубов РПЛ, а также с изоляцией профессионального спорта от международных матчей. Вы как-то связываете эти явления?
— Конечно, связываю. Нужно совсем не уметь анализировать, чтобы не понять, что взаимосвязь существует. Думаю, в какой-то момент медийный футбол бы все равно вышел на этот уровень популярности, но не факт, что это произошло бы так быстро. Сейчас на европейской арене российским командам стало невозможно играть, и внимание аудитории переключилось на внутренний спорт. Многие люди, которые искали, что посмотреть в свободное время, открыли для себя медийный футбол. Увидели, что тут есть целая лига, и что команды заявляются в Кубок России. Это все накладывается друг на друга и получается, что развитие медийного футбола помогло внутреннему зрителю найти для себя новое развлечение.
— Профессиональный футбол все чаще делает коллаборации с медийным. Причем инициатива все чаще исходит именно от профессионалов. Почему так происходит?
— Многих игроков и руководителей профессиональных клубов медийный футбол привлекает своей откровенностью. Из-за этого мы видим, как, например, Александр Соболев и Георгий Джикия (футболисты московского «Спартака» и сборной России — Forbes Life) создают свою команду. Как РФС создает команду «Наши парни» из бывших игроков сборной России. Они могли бы свысока смотреть на медийный футбол, но им интересно в нем участвовать. Этот интерес видят как болельщики, так и руководители профессиональных клубов. Даже те, кто скептически относился к медийному футболу, расценивают это явление популярности как способ заработать новую аудиторию. Это снова к вопросу о взрослении наших зрителей. В футбольных школах появляются дети, которые пришли в спорт не потому что им нравится РПЛ, а потому что они в интернете следили за «Амкалом» и 2DROTS. Думаю, не за горами тот момент, когда в спортшколах 90% будут говорить, что начали увлекаться футболом из-за блогерских видео на YouTube.
— В этом сезоне «Амкал» и 2DROTS заявились на Кубок России. Как ваш клуб настраивался на этот турнир? Что Кубок значит для «Амкала»?
— Безусловно, на этот турнир был отдельный настрой, и он очень сильно отличался от того, что мы испытываем перед медиа-играми. Все в команде понимали, что у нас нет шансов оступиться. Хотелось показать себя на высоком уровне и снять ярлык с медийного футбола — многие считают, что это сборище скандалов и ссор. «Амкал» при этом старается избегать таких вещей, хотя иногда они прослеживаются и у нас. Но в таких матчах хотелось показать себя именно с футбольной стороны, показать, что мы умеем играть.
Есть и личная мотивация футболистов. У нас играют люди без футбольной школы — стенд-ап комик Фил Воронин, например. Есть те, кого в свое время отсеяли на профессиональном уровне —тот же Сеня Левшук из академии «Спартака». Он не пригодился ни одному клубу, а сейчас мы понимаем, что он сильнее своих соперников из второй лиги.
— После участия в Кубке стало у вашего клуба появилось много недоброжелателей. Приносит ли это дискомфорт или вам нравится любое внимание?