Сотня дней: как отмена решения «Роу против Уэйда» повлияла на американскую политику
На прошлой неделе исполнилось 100 дней с тех пор, как Верховный суд США отменил действие решения по делу «Роу против Уэйда» и лишил право на аборт конституционной защиты. Это привело к волне антиабортных запретов, отразилось на здравоохранении, породило череду судебных разбирательств — и повлияло на политическую повестку в преддверии выборов.
Сейчас в 13 штатах введены полные запреты на аборт, которые делают эту медицинскую процедуру уголовным преступлением практически при любых обстоятельствах. Джорджия запрещает ее после шести недель с момента зачатия. Еще шесть штатов ввели запреты, которые были заблокированы в суде.
Как реагируют медики, пациентки и компании
Волна запретов абортов на уровне штатов вынудила клиники в этих штатах закрыться или переместиться в штаты с более мягким законодательством. В результате штаты вроде Миссисипи, Луизианы и Западной Вирджинии остались без клиник, где можно было провести эту процедуру. Это коснулось некоторых из тех штатов, где запрет в итоге не был введен. В июле Институт Гутмахера сообщал, что 43 клиники в 11 штатах перестали проводить аборты в течение первого же месяца после решения по делу Доббса.
Врачи критикуют запретительные законы за то, что они слишком размыто сформулированы и не позволяют определить, можно ли проводить аборт при неотложных состояниях. А если они нарушат закон, то могут быть обвинены в тяжком преступлении. Как следствие, больницы вынуждены менять протоколы, и беременные часто сообщают о том, что им либо отказывали в абортах, необходимых по медицинским показаниям, либо оказывали помощь с запозданием.
Запрет абортов повлиял на здравоохранение не только в части репродуктивной медицины: в некоторых штатах американцы не могут получить препараты для лечения таких заболеваний, как ревматоидный артрит, волчанка и даже рак, поскольку эти медикаменты могут быть использованы, чтобы спровоцировать выкидыш, а следовательно, их оборот сильно ограничен. Фармацевтическая компания Eli Lilly и вовсе сообщила, что рассматривает уход из штата Индиана.
Штаты, где остается доступ к абортам (многие из них приняли меры, чтобы защитить право на аборт и оградить медиков от юридических последствий), столкнулись с наплывом жительниц других частей страны. Например, в августе клиники Иллинойса сообщали, что время ожидания приема у них достигает трех недель, причем 86% пациенток приезжают из других штатов.
Десятки компаний объявили, что предложат сотрудникам помощь, связанную с проведением абортов. Опрос, проведенный совместно Forbes и Zogby в конце августа, показал, что каждый пятый генеральный директор американской промышленной компании пересмотрел стратегию по выбору места ведения бизнеса с учетом законодательства об абортах, принятого в тех или иных штатах.
Суды и выборы
Клиники, которые проводят аборты, и правозащитники оспаривали запреты в судах, утверждая, что они нарушают гражданские права, гарантированные конституциями штатов. Элизабет Смит, директор по вопросам государственной политики Центра репродуктивных прав, рассказала Forbes, что это «очень важный инструмент», которым организация пользуется, чтобы восстановить доступ к абортам, и который уже привел пусть и ко временной, но все же блокировке запретов более чем в десяти штатах (хотя в некоторых случаях запрет все же вступил в силу).