«Не хватает установок». Что будет с ценами на бензин осенью
Почему нефтяные компании отказались от коллективного сдерживания цен, как работает демпфирующий механизм и почему этот осенний сезон обещает быть более спокойным, чем предыдущие
Летом 2019 г. крупные нефтяные компании отказались продлевать соглашения о заморозке оптовых цен на бензин и дизельное топливо, однако резкого роста розничных цен пока не произошло. На протяжении семи месяцев с начала года цены на моторное топливо в России оставались стабильными, но осенью ситуация может измениться. Больших потрясений эксперты не ждут, хотя и предупреждают о том, что некоторые колебания все-таки будут.
Вопросом стабилизации рынка топлива правительство озаботилось еще весной прошлого года, когда из-за повышения акцизов и падения курса рубля нефтяники стали переориентироваться на экспорт нефтепродуктов. Тогда оптовые цены выросли почти на 20% по отношению к 2017 г., вслед за ними потянулись розничные, и правительству пришлось вмешаться в ситуацию.
В итоге власти обязали крупные нефтяные компании заключить соглашение о заморозке оптовых цен, ввели в действие отрицательный акциз на нефть, который стимулировал заводы поставлять топливо на внутренний рынок, а также демпфирущий механизм, который позволял сохранять разумное соотношение экспортных и внутренних поставок.
Почему бензин почти не дорожал летом
Суть демпфирующего механизма заключается в том, что нефтяные компании получают до 60% разницы между высокими экспортными ценами на топливо и внутренней ценой. Величина этой компенсации зависит от экспортной стоимости топлива и может периодически корректироваться.
Эти меры вкупе со стабильностью рубля позволили долгое время держать розничные цены практически на одном уровне. По данным Росстата, в среднем по стране цены на бензин с начала года выросли на 1,6%, а дизтопливо подешевело на 0,4% благодаря сезонному переходу на летние виды топлива. В первою неделю августа потребительские цены на топливо практически не изменились.